Разработка урока по географии по теме Климатообразующие факторы. Солнечная радиация. Воздушные массы ( 8 класс)

Физическая география Казахстана 8 класс
Урок по теме:Климатообразующие факторы.
Солнечная радиация. Воздушные массы (2 часа)

Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями климата Казахстана, систематизацией и характеристикой климатообразующих факторов; объяснить закономерности неравномерного поступления и распределения солнечной радиации и движения воздушных масс над Казахстаном; формировать умение работать с различными типами климатических карт, анализировать их, делать обобщения и выводы.
Оборудование: физическая и климатическая карты Казахстана, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Вопросы для беседы:
Что такое погода?
Что называется климатом?
Чем климат отличается от погоды?
Какие факторы формируют климат?
Для того чтобы предотвращать негативные последствия неблагоприятных климатических явлений, необходимо изучать основные особенности климата страны и мира в целом. Тип климата определяется сочетанием многих факторов: географической широты, высоты над уровнем моря, распределения суши и моря, рельефа суши, океанических течений и др. (Рассказ о ведущих климатообразующих факторах и роли каждого из них в формировании климата.) все климатообразующие факторы объединяются в космические, планетарные и географические.

ОПОРНАЯ СХЕМА

Климатообразующие факторы


космические и планетарные

географические



Уровень
солнечной
радиации


Циркуляция
воздушных масс




Широта



Рельеф


Влияние
материков и океанов

Виды солнечной радиации:
рассеянная
прямая
отраженная
поглощенная

Типы ВМ на
территории
Казахстана:
АВМ
УВМ
ТВМ

В центре материка между
550 с.ш.
и
400 с.ш
Внутри-континентальность
Преоблада-ют равнинно-низкогорные области;
на юге и
юго-востоке-
высокогорья
океаны
оказывают наименьшее влияние, т.к. РК сильно удалена от океанов

Космические факторы
Солнечная радиация, излучения Солнца. Ее величина, достигающая земной поверхности, обычно выражается в джоулях на 1м2 поверхности за единицу времени. Радиация, приходящая к земной поверхности непосредственно от Солнца, называется прямой солнечной радиацией; в атмосфере она преобразуется в рассеянную солнечную радиацию, идущую по всем направлениям.
Часть суммарной солнечной радиации, которая поглощается земной поверхностью и идет на нагрев верхних слоев почвы и воды называется поглощенной солнечной радиацией.
Часть солнечной радиации, которая не поглощает земной поверхностью, а отражается от нее, называется отраженной солнечной радиацией. На нее приходится около 20% суммарной солнечной радиации, поступающей на Землю (составление схемы).






















(Учащиеся анализируют карту суммарной солнечной радиации на территории Казахстана в учебнике или атласе )
На приток солнечной энергии влияет широта местности, определяющая угол падения солнечных лучей; облачность; время года; альбедо достилающей поверхности.
Величина солнечной радиации, поступающей на поверхность территории Казахстана, но и от состояния атмосферы и продолжительности солнечного сияния.


Географические факторы.
Уровень солнечной радиации зависит от географической широты местности – географического климатообразующего фактора.
550 с.ш.

870 в.д.
140

410с.ш.

К этой же группе факторов относят и влияние воздушных масс.

Вопросы для беседы:
Что такое воздушные массы?
Какие воздушны массы по типу формирования вы знаете?
Циркуляция атмосферы над территорией Казахстана происходит под влиянием планетарной циркуляции.

Заполните таблицу, используя текст учебника.

Воздушные массы
Район формирования
Свойства воздушных масс
Период господства на территории Казахстана
Возможное влияние на климат



температура
влажность



Арктические






Умеренные






Тропические







III. Закрепление нового материала.
В заключительной части урока учащиеся выполняют самостоятельную работу:
1. Определите по карте количественные показатели суммарной солнечной радиации в городах: Петропавловск, Астана, Караганда, Жезказган, Кызылорда и Шымкент. Нанесите эти показатели на контурную карту. Объясните причину неравномерного распределения солнечной радиации.
2. Проследите, как изменяются показатели продолжительности солнечного сияния в этих городах. Объясните причину таких изменений и вытекающие из этого следствия.
3. Проследите, как изменяется суммарная радиация по меридиану 660 при движении с юга на север. Найдите причины изменений.
4. Почему в городах Алматы и Владивосток, расположенных примерно на одной и той же широте, разные суммарные показатели радиации?
IV. Домашнее задание: Создать интеллект – карту по теме: «Климат»





















Урок 2.
Изменение атмосферного давления по территории
Казахстана по сезонам года

Цели урока: ознакомить учащихся с закономерностями распределения атмосферного давления и ветра по территории Казахстана, раскрыть понятие местные ветры: дать оценку влияния деятельности ветра на хозяйственную деятельность населения; продолжать формирование умения и навыки работы с различными географическими картами.
Оборудование: физическая и климатическая карты Казахстана.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Один ученик у доски составляет незаконченную интеллект – карту по теме «Климат», остальные отвечают на вопросы учителя.
Вопросы для беседы:
Что называется солнечной радиацией?
Что называется суммарной радиацией?
Назовите типы воздушных масс, действующих на территории Казахстана.
Какую погоду они формируют?
Влияние каких воздушных масс на климат сильнее ощущается в вашей местности?
III. Изучение нового материала.
Формирование понятий: атмосферный фронт, холодный фронт, теплый фронт.
Атмосферные фронты связаны с циркуляцией воздушных масс (ВМ) и представляют собой границы, разделяющие различные ВМ. Ширина таких фронтов достигает нескольких десятков, а длина – сотни километров. Холодный фронт образуется при перемещении холодного воздуха в область, занятую теплым. Он приносит похолодание, ливни, грозы, град, метель. Теплый фронт образуется при надвигании теплого воздуха на более тяжелый холодный и сухой и приносит дожди, иногда с грозами.
Граница между ВМ никогда не бывает прямолинейной. Для нее характерны волнообразные изгибы, это является следствием атмосферного давления. Теплый воздух прорывается в область, занятую холодным воздухом. В образовавшемся заливе теплого воздуха атмосферное давление оказывается ниже, и в него устремляются потоки холодного, более тяжелого воздуха. Из –за вращения Земли ветер в циклоне начинает отклоняться, огибая против часовой стрелки область низкого давления. Так возникает круговое движение воздушных масс в циклоне. С циклонами взаимодействуют антициклоны. Они характеризуются противоположными признаками.


Учащиеся зарисовывают в тетрадь схему циклона и антициклона.



В В Н Н


Циклон – понижение давления Антициклон – понижение давления
(Сухо, ясно) (Пасмурно, дождь)
Вопросы учащихся:
1. Что такое атмосферное давление? (Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы).
2. Какова основная причина различного давления? (Неравномерное поступление солнечного тепла на поверхность Земли)
На территории республики хорошо прослеживается атмосферного давления по временам года. Летом образуется область низкого давления. Почему? (Воздух сильно нагревается, его объем увеличивается и он становится легче). Зимой образуется область высокого давления. Почему? (Причина – уменьшение солнечного тепла, понижение температуры воздуха). Зимой на территорию Казахстана вторгаются арктические воздушны массы и начинает формироваться сибирский антициклон. В переходные периоды года, например, весной, когда прогревание воздуха сибирский антициклон отступает, или осенью, когда разрушается депрессия, господствуют циклоны.
Вопросы учащимся:
1. Что такое ветер? Какова главная причина возникновения ветра? (Движение масс воздуха в горизонтальном направлении. Главная причина возникновения ветра – разница в атмосферном давлении над разными участками подстилающей поверхности. Ветер всегда дует из области повышенного давления в область пониженного давления).
На доске логическая схема причинно-следственных связей:
Время года (суток) – температура – давление-ветер
Вопросы:
1.Как формируются постоянные потоки ветра на Земле?
2.Какие ветры господствуют на территории Казахстана?
Территорию Казахстана с востока на запад по параллели 500с.ш. пересекает полоса высокого давления - ось Воейкова, которая является главным ветроразделителем на равнинной территории республики. К северу от этой полосы преобладают южные и юго-западные ветры, а к югу - северные и северо-восточные. По мере удаления от этой полосы высокого давления, скорость ветра уменьшается. В высокогорных областях Казахстана зимой и летом перемещение ветра происходит довольно быстро. В горных районах и прибрежной зоне больших водоемов наблюдаются горно-долинные ветры. Летом дважды в течение суток они меняют свое направление.


IV. Закрепление нового материала
Пользуясь учебником, заполните таблицу «Местные ветры»
Название ветра
Направление ветра
Физико-географическое положение
Скорость ветра
Польза и вред ветра













V. Домашнее задание: § 22, ответить на вопросы.

Урок 3.
География распределения тепла и влаги по сезонам года.

Цели урока: изучить взаимосвязь тепла и