Описание проекта по ознакомлению младших дошкольников с миром транспорта Путешествие в мир транспорта


Название проекта «Путешествие в мир транспорта»
«Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать - и я пойму!»
Актуальность проекта
Актуальность выбора темы проект обусловлена следующими критериями:
1. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего 7 лет. Но они имеют не приходящее значение, так как развитие идёт бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребёнка. Этот период детства характеризуется интенсивным познавательным развитием. Федеральной государственный стандарт подчёркивает, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его  личной осмысленной деятельности. Организация совместной с взрослым или самостоятельной исследовательской деятельности помогает дошкольнику обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия. Учёные, разрабатывающие современные программы ДОУ  настаивают на предоставлении детям  возможности приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей.
 Из этого следует, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок не только услышит и увидит, но сделает сам.Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в практику работы дошкольных учреждений.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:
Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.
развивается потенциал самих воспитанников. Их побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
.Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.
2. Предметы окружают ребенка всю его жизнь. Поэтому знакомству с ними необходимо уделять большое значение.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Дети задают взрослым множество вопросов, они направлены на поддержание общения с взрослыми. Необходимо всячески поддерживать у детей интерес к занятиям, желание участвовать в них, уверенность в своих силах. В первую очередь для малышей интересен сам педагог, его действия с предметами, а уже через него дети начинают интересоваться окружающим миром.
Введение в предметный мир предполагает:
ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, группировка, классификация и т. д.)
восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.
формирование умения сосредотачивать внимание на предметах и явлениях развивающей предметно – пространственной среды;
Развитие способности устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, интерес к различным видам игр, к окружающему миру в процессе игр с игрушками.
Гипотеза
Усвоение большого объема информации о транспорте, осмысление связи между предметами и явлениями будет наиболее эффективным, если выбранную тему «проецировать» на все образовательные области, предлагаемые в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности; если создать развивающую предметно-пространственную среду для обогащения жизненного опыта детей, а также, если организовать активное участие родителей и специалистов ДОУ в работе по теме.
Таким образом, получится целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету,
Новизна и практическая значимость представленной разработки состоит в ее согласованности с основными направлениями ФГОС, а именно:
- основной линией является развитие ребенка;
- соблюдается принцип интеграции образовательных областей, ребенок проживает тему в разных видах детской деятельности;
- соблюдается комплексно-тематический принцип;
- ведущей является совместная деятельность педагога с детьми;
- взаимодействие с родителями выступает как условие реализации проекта;
Кроме того, содержание представленного проекта технологично и при желании педагогов, родителей воспроизводимо в условиях любого дошкольного учреждения.
Тип проекта: информационно - познавательный, групповой
Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатели, специалисты ДОУ, родители
Период выполнения проекта: краткосрочный (1 неделя)
Цель проекта: Формирование представлений о разновидностях транспорта, его классификации и назначении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Задачи:
Познакомить детей с понятием «транспорт», его основными видами (наземный, водный, воздушный), учить различать основные части транспорта.
Познакомить детей с профессиями, связанными с работой на транспорте.
Формировать представления детей о безопасном поведении на дорогах
Развивать познавательную активность, мышление, коммуникативные навыки;
Описание проекта.
Работа по реализация цели и задач проекта происходит в нескольких направлениях:
- с детьми - согласно разработанного плана,
- с родителями (повышение уровня знаний о личностной и социальной готовности ребенка к школе, привлечение к совместной деятельности),
- Создание развивающей предметно-пространственной среды для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
Цель: мотивация детей на ознакомление с транспортом; создание материальной базы; определение ведущих видов деятельности, направленных на реализацию проекта; разработка планирования проекта.
Целеполагание
Определить вид проекта.
Определить цели и задачи развития обучения, воспитания.
Обеспечить информационное, учебно-материально-техническое оснащение проекта.
Составить план этапов реализации проекта.
Продумать каким образом можно включить детей, специалистов ДОУ, педагогов и родителей в проект. 
Изучение методической литературы.
Подборка художественной литературы по теме.
Проектирование развивающей предметно – пространственной среды.
Разработка и утверждение календарного планирования работы с детьми, педагогами, родителями, школой.
Анализ игр, составление картотек игр.
Основной этап.
Цель: совместная реализация педагогами, родителями и детьми проекта.
Работа с детьми
Содержание работы
Задачи Образовательные области,
Виды деятельности Формы работы
1.Беседа: «Какой бывает транспорт»
Задачи: расширять представления детей о видах транспорта, его назначении. Учить делать простейшие обобщения. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их значением. Воспитывать выдержку, умение слушать других детей. Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие
Коммуникативная деятельность Беседа, компьютерная презентация
2. Ситуативный разговор «Улица полна неожиданностей»
Задачи: формировать элементарные знания о правилах поведения на дороге, формировать умение адекватно реагировать на дорожные ситуации. Воспитывать выдержку, умение слушать других детей Социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие
Коммуникативная деятельность Беседа, рассматривание иллюстраций, обыгрывание проблемных ситуаций.
3. Беседа «Профессии на транспорте»
Задачи: Познакомить с профессиями – шофер, летчик, моряк. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых Социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие.
Коммуникативная деятельность Беседа, компьютерная презентация
4. Игровая ситуация «Мы – пассажиры»
Задачи: закреплять представления о видах транспорта, общественном транспорте, правилах пользования и поведения в нем. Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.
Игровая, коммуникативная деятельность Игровая образовательная ситуация
5. Стихи о транспорте:
А. Барто: «Грузовик», «Самолёт», «Кораблик», «Жил на свете самосвал»; П. Макуха «Пешеход»
Задачи: Учить слушать литературное произведение, рассказывать стихотворение наизусть. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Речевое, познавательное, художественно-эстетическое развитие
Восприятие художественной литературы Выразительное чтение, слушание разучивание
6. Произведения о транспорте: А. Берестов «Про машину»,
С. Михалков «Моя улица», М. Дружинина «Наш друг – светофор», С. Михалков «Дядя Стёпа»,
Задачи: Приобщать детей к словесному искусству через чтение и слушание художественных произведений. Поощрять желание детей делиться впечатлениями от прочитанного. Речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.
Восприятие художественной литературы. Чтение, обсуждение, рассматривание иллюстраций
7. Дидактическая игра «Один - много»
Задачи: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Речевое, познавательное развитие.
Коммуникативная деятельность. Дидактическая игра
8. Дидактическая игра «Кто чем управляет»
Задачи: закреплять знания о профессиях на транспорте. Обогащать активный словарь детей. Познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие
Коммуникативная деятельность Речевая ситуация, игра с правилами
9. Загадки о транспорте
Задачи: научить детей понимать смысл загадки, объяснять её. Обогащать активный словарь детей. Развивать логическое мышление. Познавательное, речевое развитие.
Коммуникативная деятельность.
Просмотр слайдов - загадок
10. Рассматривание коллекции автомобилей «Наш автопарк»
Задачи: уточнить и расширить представления детей о некоторых транспортных средствах. Поощрять попытки рассказывать об игрушке. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Познавательно-исследовательская деятельность. Рассматривание, исследование, сравнение,
составление предложений, обыгрывание.
11. Наблюдения за разными видами транспорта
Задачи: Уточнить представления детей о транспорте. Активизировать словарь: дорога, транспорт, тротуар, проезжая часть, пешеходный переход, перекрёсток. Вырабатывать осторожное поведение детей на дороге. Расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность. Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность Наблюдение, исследование
12. Настольно- печатные игры: лото «Дорожные знаки», «Паровозик для зверят», домино «Транспорт».
Задачи: закреплять представления детей о разных видах транспорта, правилах дорожного движения.
Развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре.
Познавательное, социально-коммуникативное развитие.
Игровая деятельность. Настольная игра.
13. Дидактические игры
«Сложи картинку», «Что пропало», «Найди, чем отличаются», «Почини машину», «Узнай по части», «Светофор»
Задачи: закреплять полученные знания. Развивать внимание, мышление. Развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре. Познавательное, социально-коммуникативное развитие
Дидактическая игра
14. Конструирование «Трамвай», «Грузовик»
Задачи: Побуждать детей к конструированию. Активизировать словарь по теме. Развивать умение использовать свои постройки в игре. Продолжать учить различать предметы по размеру. Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Продуктивная деятельность. Создание проблемной ситуации, рассматривание, создание продуктов детского творчества
15. Режиссерская игра на макете
Задачи: Развивать навыки совместной игры, предложив различные варианты сюжета.
Закреплять знание правил дорожного движения Социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие.
Игровая деятельность Рассматривание, игра, моделирование
16. Пальчиковые игры «Мы поедем, полетим», «Пароходик», «Поездка», «Есть игрушки у меня»
Задачи: формирование представлений об окружающем мире. Развитие связной речи, активизация словаря. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Познавательное, речевое, физическое развитие.
Коммуникативная деятельность Пальчиковая гимнастика
17. Сюжетно-ролевые игры «Мы – шофёры», «Автобус», «Путешествие на корабле»
Задачи: Помогать детям, объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий.
Упражнять детей в выполнении игровых действий, имитирующих бытовой процесс. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых; Социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие
Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра
18. Театрализованная игра – имитация «Машины едут», «Паровоз»
Задачи: Упражнять в имитации движения транспорта под музыку. Формировать культуру движений (четкость, ритмичность, выразительность). Развивать двигательную активность. Художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Игра - имитация
19. Музыкально – дидактическая игра «Звуки» (подражание шуму автомобиля, звонку трамвая, звуку клаксона и т.д.)
Задачи: учить анализировать звучание музыкальных инструментов и подбирать подходящие по звуку. Художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Музыкальная деятельность Импровизация на музыкальных инструментах
20. Песни «Едет паровоз», «Машина», Е. Железнова «Автобус»
Задачи: Формировать музыкально певческие умения в процессе подпевания взрослому. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение. Воспитывать интерес и любовь к музыке. Художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное развитие
Музыкальная деятельность Слушание, подпевание взрослому
21. Раскрашивание иллюстраций «Транспорт»
Задачи: упражнять в аккуратном раскрашивании. Развивать мелкую моторику рук. Активизировать словарь названиями видов транспорта Художественно – эстетическое, познавательное, физическое развитие. Раскрашивание иллюстраций
22. Аппликация «Автобус»
Задачи: Развивать умение классифицировать виды транспорта. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике. Развивать мелкую моторику рук.
Расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность. Художественно-эстетическое, познавательное, речевое, физическое развитие.
Продуктивная деятельность Показ, рассматривание, изготовление продуктов детского творчества, выставка.
23. Рисование «Кораблик» Задачи: Вызвать интерес к созданию образа. Развивать мелкую моторику и двигательную активность. Ввести в словарь детей слова "капитан", "парусник" Художественно-эстетическое, познавательное, речевое, физическое развитие.
Изобразительная деятельность. Беседа, рассматривание, изготовление продуктов детского творчества, обыгрывание.
24.Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Самолёты»
Задачи:  Развивать стремление у детей играть в подвижные игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег).
Уточнить представления детей о транспорте. Воспитывать внимательное отношение к сверстникам во время игры. Физическое, социально-коммуникативное развитие
Двигательная деятельность Подвижная игра (бег) с правилами.
Звукоподражательные упражнения.
25. Игра малой подвижности «Красный, желтый, зеленый».
Цель: закреплять представление о трех сигналах светофора. Упражнять в умении выполнять движения в соответствии с цветом кружка. Развивать внимание, быстроту реакции, двигательную активность. Физическое, познавательное развитие
Двигательная деятельность Подвижная игра с правилами.
26. Динамические паузы «Песенка друзей», «По ровненькой дорожке»
Задачи: формировать умение координировать речь и движение. Развивать двигательную активность. Речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.
Двигательная деятельность. Физкультминутка
27. Дыхательная гимнастика «Надуем паруса»
Задачи: Развивать речевое дыхание. Воспитывать желание помогать сверстникам.
Познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие
Игровая деятельность Рассматривание иллюстраций, дыхательные упражнения - соревнования
28. Физкультурное развлечение «Автомобилисты» Задачи: укрепление здоровья детей, создание положительного настроения от занятия физкультурой, уточнить представление детей о транспорте. Физическое, познавательное, социально – коммуникативное развитие.
Двигательная деятельность Работа с родителями
Консультации для родителей в родительском уголке:
- «Все начинается с малого»
Консультации в папках - передвижках:
-«Улица полна неожиданностей»
«Дети на дорогах»
Создание и демонстрация картотеки по теме (потешки, стихи, загадки и т.д.)
Привлечение родителей к созданию атрибутов для сюжетно-ролевых игр
Анкетирование «Осторожно: дорога!»
Привлечение родителей к созданию выставки «Наш автопарк»
Беседа «Начните с себя»
Итоговый этап.
Цель: представление родителям, педагогам проекта, наметить пути дальнейшего проектирования и сотрудничества.
Итоговое мероприятие
Отчеты о результатах проекта на сайте детского сада
Оформление фотовыставки: «Путешествие в мир транспорта»
Список литературы:
Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». — СПб.: «Детство — Пресс», 2004.
Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам». – ТЦ «Сфера», М., 2006
Громова О. Е., Соломатина П. Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3 – 4 лет». – М., 2005.
Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. «День за днем говорим и растем». – М., 2005.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». – Карапуз – Дидактика., 2007
Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. Развитие и ознакомление с окружающим
миром в ДОУ: Интегрированные занятия/ Под. Ред. К.Ю. Белой.- М: ТЦ
Сфера, 2006
Свирская Л., Роменская Л. «ФГОС дошкольного образования».- Великий Новгород. 2014
Тристапшон Т.Г. «Дидактические и сюжетно-ролевые игры». – «Основа», 2007