Программа дополнительного образования Дружина юного пожарного


Муниципальное образовательное учреждение
Старохмелевская средняя общеобразовательная школа

Утверждена
на заседании методического
совета МОУ Старохмелевской СОШ
Протокол № от « » 2010 г.
Директор Дробышева Т.В.


«Дружина юного пожарного»
дополнительная образовательная программа
для учащихся 11-15 лет
Срок реализации 1 год


Составитель:
педагог дополнительного образования
Маслова Екатерина Александровна


Мичуринский район, 2010 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.
Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в системе дополнительного образования детей, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:
- гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;
- непрерывность образования и воспитания;
- воспитывающего обучения;
- приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
- обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.
Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий. Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.

ЦЕЛЬ: формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения; социальное становление личности ребенка; формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС России.
ЗАДАЧИ:
1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие детского технического творчества,
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.

ОРГАНИЗАЦИННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

Время реализации программы – 1 год.
Количество воспитанников в дружине – 10-15 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Места проведения занятий:
- кабинет основ безопасности жизнедеятельности;
- спортивный зал;
- военизированная пожарная часть;
- кабинеты физики, химии, учебные мастерские школы.




КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

После изучения программы учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

1.Основные причины пожаров в жилом доме.
2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
3. Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.
Виды травм, полученных при пожаре.
Знаки пожарной безопасности.
УМЕТЬ:

Пользоваться спичками.
2. Эвакуироваться из здания школы.
3. Пользоваться всеми видами огнетушителей.
4. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.

Формы работы с ДЮП

Линейки и различные отрядные сборы. На сборах и линейках подводят итоги работы по отдельным направлениям и периодам. Сборы могут быть тематические: «ДЮП - боевой отряд», «С огнем не шути! Сгореть можно!», «Я пожарным стать хочу, пусть меня научат» и т.д.
Конференции помогают расширить и обогатить кругозор ребят по вопросам ДЮП, дают новые рекомендации и методические советы. На конференциях можно рассматривать различные вопросы, например: «Чему ты научился как член ДЮП?», «Как проходит в твоей дружине игра «Алау (Зарница)?», «Новые методы обучения».
Рейды, эстафеты, дозор. Большое значение в работе ДЮП занимает пожарно-профилактическая работа, прежде всего, предупреждение пожаров от шалости детей с огнем. Операции, маршруты, проводимые в ходе этих мероприятий, накапливают опыт дружин.
Кинолектории (видео просмотры). Перед киносеансами организуют выступления ветеранов противопожарной службы, мастеров спорта по пожарно-спасательному спорту. Для показа можно рекомендовать наряду с отечественными фильмами и фильмы зарубежные, а также видеоматериалы архива государственного пожарного контроля.
Художественная самодеятельность получила широкое применение в ДЮП. Стало правилом создавать в каждой ДЮП агитбригады. Разнообразна их программа - песни о пожарных, различные инсценировки, танцы, стихи.
Большой популярностью пользуются у детей противопожарные викторины, конкурсы рисунков, поделок.
Экскурсии в пожарные части.
Занятия ДЮП в кружках, секциях.
Важное место в системе подготовки ДЮП занимает пожарно-спасательный спорт (ПСС). Он вырабатывает у ребят ловкость и выносливость, развивает смелость, мужество, воспитывает навыки быстрой ориентировки в условиях тушения пожара. Для того чтобы провести среди команд ДЮП соревнования по ПСС нужно разработать положение о проведении соревнования по ПСС, которое вручается руководителю школы или детского лагеря.













Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы
Разделы программы
Формы занятий по каждому разделу
Приемы, методы организации учебного процесса
Техническое оснащение
занятий
Формы подведения итогов по каждому разделу

Введение в курс.
Игра-соревнование, путешествия по станциям, тематическая беседа, рассказ, экскурсии.
Словесные, наглядные, практические методы.
Магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.
Анкетирование, практическая работа, соревнование, выставка детских работ.

История пожарного дела.
Демонстрация приема, объяснение, дидактические игры, конкурсы.
Словесные, наглядные, репродуктивные
методы и практические
Магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.
Конкурс плакатов или листовок, тестирование.

Огонь – друг и враг человека
Конкурсы, беседы, рассказы, дидактические игры.
Словесные, наглядные,
практические.

тестирование

Отчего происходят пожары
Объяснение, игра, конкурсы, тематические занятия.
Словесные, наглядные, репродуктивные
методы, практические и поисковые.
Компьютер, мультемедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон
Оформление стенгазеты, конкурс рисунков, проведение викторины.

Противопожарный режим в школе
Рассказы, беседы
Практические, поисковые методы

тестирование

Берегите жилища от пожара.

Рассказы, беседы, игры, конкурсные программы
Практические, поисковые методы и метод самостоятельной работы.

Выпуск листовок, выступление агитбригады

Первичные средства тушения пожаров.
Рассказы, беседы, игры
Практические, поисковые методы и метод самостоятельной работы.

Изготовление знаков противопожарной безопасности, тестирование

Пожарная техника и средства защиты.
Рассказ, беседа

Компьютер, мультемедийный проектор
тестирование

Что нужно делать при пожаре.
Игра-соревнование, путешествия по станциям, тематическая беседа, рассказ, экскурсии.
Словесные, наглядные, практические методы.
Магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.
Анкетирование, практическая работа, соревнование, выставка детских работ. Самостоятельная работа по образцу.

Люди огненной профессии.
Демонстрация приема, объяснение, дидактические игры, конкурсы.
Словесные, наглядные, репродуктивные
методы и практические
Магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.
Конкурс плакатов или листовок, тестирование.

Лесные пожары.
Конкурсы, беседы, рассказы, дидактические игры.
Словесные, наглядные, репродуктивные
методы и практические.

стенгазеты, конкурс рисунков, проведение викторины.

Учебно-тематический план


п/п
Название раздела
Тема занятия
Всего
часов
Кол-во часов





теория
практика

1.
Введение в курс.
1. Создание Дружины юных пожарных. Цели и задачи ДЮП. Обязанности и права членов дружины.
2. Структура и организация работы ДЮП. Выборы командира и заместителя дружины.
3. Инструктаж по пожарной безопасности
4. Изучение литературных материалов. Оформление уголка юных пожарных.
5. Проведение посвящения в юные пожарные.
6
3
3

2.
История пожарного дела.
1.Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
2. Предупреждение пожаров в деятельности пожарных.
3. Достижения науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров.
4. Подвиги пожарных.
4
4
-

3.
Огонь – друг и враг человека.
1. Что такое огонь?
2. Польза огня.
3.Как человек научился управлять огнём.
4. Вред огня и последствия пожаров.
4
4
-

4.
Отчего происходят пожары.
1. Небрежность – причина пожаров.
2. Спички - детям не игрушка.
3. Пожарная опасность бытовых приборов.
4. Тепловое воздействие
электрического тока, короткие замыкания, перегрузки – основная причина пожаров.
5. Пожары, происходящие от неправильной эксплуатации печей.
6. Пожарная опасность молнии и статического электричества.
7. Безопасное поведение в бытовых ситуациях. Газ.
8. Оформление стенгазеты
«Осторожно, газ!»
9. Электричество: помощник или коварный друг?
10. Где живёт электричество?
11. Знакомство и обсуждение
инструкции по электро-безопасности.
12. «Электричество в нашем доме». Изготовление ребусов для конкурсной программы. Подбор загадок по теме.
13. Викторина «Опасности в моей квартире».
14. Подготовка заданий и изготовление атрибутов к конкурсно-игровой программе «Не шути с огнём!»
15. Проведение конкурсно-игровой программы «Не шути с огнём!»
16. Подготовка к конкурсу рисунков. Оформление работ.
17. Чтение и обсуждение ситуаций, описываемых в стихотворения С. Я. Моршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».
17
10
7

5.
Противопожарный режим в школе.
1. Организация эвакуации при пожаре в школе. Знакомство с планом эвакуации при пожаре в школе. Красная кнопка.
2. Правила эксплуатации отопительных приборов.
3. Противопожарный режим в кабинетах физики, химии, мастерских.
4. Меры пожарной безопасности при проведении праздников.
4
3
1

6.
Берегите жилище от пожара.
1. Противопожарный режим в доме.
2. Действия при возникновении пожара в жилище.
3. Выступление агитбригады
4. Выпуск листовок «Пожар в квартире», «Пожар в подъезде», «Пожар на балконе», «Пожар в лифте».
5. Изготовление атрибутов, грамот, медалей для конкурсной программы.
6. Конкурсная программа «Искру тушим до пожара, беду отводим до удара!»
7. Подготовка к конкурсу рисунков. Оформление работ.
8. Конкурс детского рисунка «Стихия огня».
9. Игры по обучению правилам пожарной безопасности.
9
1
8

7.
Первичные средства тушения пожаров.
1. Виды огнетушителей.
Внутренние пожарные краны, ящики с песком, пожарные щиты.
2. Знакомство со знаками противопожарной безопасности. Игра «Угадай знак».
3. Изготовление знаков противопожарной безопасности.
3
1
2

8.
Пожарная техника и средства защиты.
1. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.
2. Мотопомпы. Пожарно-техническое вооружение.
2
2
-

9.
Что нужно делать при пожаре.
1. Правила поведения людей при пожаре.
2. Эвакуация.
3. Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом.
4. Действия при обнаружении пожара.
5. Вызов и встреча пожарной команды.
6. Помощь пострадавшим.
6
5
1

10.
Люди огненной профессии.
1. Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь.
2. Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный.
3. Добровольные пожарные формирования. Дружины юных пожарных.
Специализированные пожарно-технические группы.
4. Подготовка к конкурсу рисунков. Оформление работ.
5. Конкурс рисунка на противопожарную тематику «Нужная профессия – пожарник».
5
3
2

11.
Лесные пожары.
1. Летний пожароопасный сезон.
2. Необходимость сохранения лесных массивов. Большой материальный ущерб от лесных пожаров.
3. Основные способы тушения. Опасность для людей, находящихся в лесу.
4. Пожарная опасность торфяников. Самовозгорание торфа.
5. Лесные пожары. Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха. Примеры пожаров.
6. Основные причины пожаров в лесу.
7. Выпуск информационного листка «Безопасность в лесу и турпоходах».
8. Конкурс рисунков «Сбережём природу от пожаров».
8
6
2















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1. Введение в курс.
Создание дружины. Цели и задачи ДЮП. Обязанности и права членов дружины. Структура и организация работы ДЮП. Инструктаж по пожарной безопасности.
2. История пожарного дела.
Знакомство с историей создания и развития пожарной охраны.
3. Огонь – друг и враг человека.
Польза и вред огня. Последствия пожаров.
4. От чего происходят пожары.
Причины возникновения пожаров. Детские шалости и небрежное обращение с огнём. Пожарная опасность бытовых приборов. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
5. Противопожарный режим в школе.
План эвакуации. Правила эксплуатации отопительных приборов. Противопожарный режим в кабинетах.
6. Берегите жилище от пожара.
Противопожарный режим в доме. Действия во время пожара.
7. Первичные средства тушения пожаров.
Виды огнетушителей. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, пожарные щиты. Нормы обеспечения первичными средствами, правила их содержания и применения. Знаки безопасности.
8. Пожарная техника и средства защиты.
Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование. Марки и назначение пожарных автомобилей. Мотопомпы. Пожарно-техническое вооружение. Состав боевого расчёта. Боевая одежда и средства защиты. Связь.
9. Что нужно делать при пожаре.
Правила поведения людей при пожаре. Эвакуация. Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом. Действия при обнаружении пожара. Вызов и встреча пожарной команды. Выполнение поручений. Охрана материальных средств. Помощь пострадавшим.
10. Люди огненной профессии.
Необходимость профессии пожарного. Опасность профессии. Добровольные пожарные формирования. ДЮП. Специализированные пожарно-технические группы.
11. Лесные пожары.
Причины возникновения лесных пожаров. Торфяные пожары. Способы тушения лесных пожаров. Ущерб от лесных пожаров.





















СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ:

Верховой пожар – это лесной пожар, охватывающий полог леса.

Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.

Низовой пожар - это лесной пожар, распространяющийся по нижним ярусам лесной растительности, лесной подстилке, опавшим листьям и веткам деревьев и валежника.

Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и созданием опасности для жизнедеятельности людей.

Пожароопасный сезон – это период времени года с момента таяния снегового покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снегового покрова.

Пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Правила пожарной безопасности – комплекс положений, устанавливающих порядок соблюдения требований и норм пожарной безопасности при строительстве и эксплуатации объекта.

Противогаз – средство индивидуальной защиты органов дыхания, лица и глаз человека от вредных веществ.

Респиратор – индивидуальное средство защиты органов дыхания от вредных веществ.

Торфяной пожар – это лесной пожар, при котором горит торфяной слой заболоченных и болотных почв.

Эвакуация – один из способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
ППБ 01-98 г.

Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника.
Краснодар, 2005 г.

Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль»,
1998 г.

Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва,
«Просвещение», 1988 г.

Зотов Ю.И. «Воспитание подростков в спортивном коллективе»,
Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1994 г.

Косарин Н.Я., Швидченко К.Е. «Строевая и физическая подготовка»,
Москва, 1970 г.

Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 кл.
Москва, «Просвещение», 2005 г.

«Основы безопасности жизни», научно-методический и
информационный журнал, № 2, 2007 г.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Латчук В. Н., Мишин Б. И., Петров С. В. Личная безопасность школьника: памятка / В. Н. Латчук, Б. И. Мишин, С. В. Петров. – 2-е изд., перераб. – М.: ЭНАС, 2007. – 64 с.

Попок Е. А. Осторожно – огонь!, 1987 г.

Школьнику о пожарной безопасности: пособие по курсу ОБЖ. Тамбов, 2002 г.

Самойлов А. Пожарная команда: зачем? отчего? почему? / А. Самойлов. - изд: Урал ЛТД, 2005 г.