Конспект открытого урока по окружающему миру на тему: Лес и человек.


Тема урока: « Лес и человек»
Цели урока:
Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы, ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, воспитывать уважение и любовь к природе.
Задачи урока:
- Актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.
- Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
- Помочь соотнести старые знания с новыми. Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
Ход урока.
1. Организационный момент.
1) Готовность к уроку.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки…
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный – сегодня у ребят урок уж больно важный!
2) Знакомство с маршрутным листом – листом самооценки.
- На столе у вас лежат маршрутные листы – листы самооценки. Маршрутный лист поможет нам в пути, на котором мы столкнёмся с рядом заданий. А лист самооценки позволит вам увидеть свои успехи. Пройдя тот или иной путь, вы будете оценивать себя с помощью знаков. А в конце урока вы подсчитаете большее количество знаков и подведёте итог.
2. Актуализация опорных знаний.
(Работа с интерактивной доской)
Классификация деревьев на хвойные и лиственные. (Самооценка).
3. Самоопределение к деятельности.
Работа в группах.
- Прочитайте стихотворение С. Никулина «Русский лес», обсудите его.
- О каких отношениях говорится в этом стихотворении? ( об отношениях между человеком и лесом)
- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке? (о том, как лес и человек связаны между собой).
- Какова тема нашего урока?
ЛЕС И ЧЕЛОВЕК
- Какие цели урока могут быть поставлены в связи с темой? ( сегодня на уроке мы узнаем о…
роли леса в жизни человека и природы;
об экологических проблемах, которые возникли по вине человека;
о том, как вести себя в лесу. (Самооценка).
4. Открытие нового знания.
1) Работа в парах (работа с учебником).
- Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на с.103-104. С помощью схемы расскажите друг другу о роли леса в природе и жизни людей (читают, затем работают по схеме, данной в учебнике.)
- О чём новом вы узнали из текста?
2) Беседа об охране природы.
- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
- Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
- Послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идёт речь?
- А какие ещё экологические проблемы леса вы можете назвать? (Самооценка).
Физкультминутка.
Мы с вами входим в лесСколько здесь вокруг чудес!Руки подняли и покачали-Это деревья в лесу.Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.В сторону руки, плавно помашемЭто к нам птицы летятКак они сядут тоже покажемКрылья сложили назад.
4. Включение нового знания в систему знаний.
1) Выполнение заданий в рабочей тетради.
З. № 3 на стр. 51
2) Беседа.
- Ещё мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас в природоохранном деле. Послушайте рассказ В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
(Сценка).
- Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?
- Какие ещё поступки человека могут стать грозной бедой для леса?( Пожар в лесу).
3) Творческая работа.
У. с. 107 и рабочая тетрадь с. 52, з.№ 5
- Придумайте условные знаки к этим правилам.
- Как вы думаете, какие правила в лесу должен соблюдать человек, о чём должен помнить и как себя вести?
5. Подведение итогов урока.
- Перечислите экологические проблемы лесов.
- От чего в первую очередь страдает лес?
- Что должен делать человек, чтобы не уменьшить количество лесов?
- Как мы можем заботиться о лесах, которые расположены рядом с нами?
6.Рефлексия.
- Какие новые знания для себя сегодня открыли?
- Где могут пригодиться в жизни новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Кого из ребят можно поблагодарить за урок?
Д.з. У. с. 103 – 109 и раб.тетр. с. 50 № 2.