Выступление на дне открытых дверей для родителей будущих первоклассников


О деятельности школьного логопункта
Уважаемые родители, ваши дети скоро пойдут в школу, в нашей школе расположены логопедические пункты, которые работают в целях оказания помощи ученикам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ.
Цель школьного логопеда заключается в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства устной и письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся.
Развитие письменной речи напрямую зависит от развития устной речи, которую в большей степени развивают родители в период дошкольного детства.
Что касается нарушения звукопроизношений у детей-дошкольников, то есть ряд общих причин их возникновения:
- нарушения в строении артикуляционного аппарата (увеличенный язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалии прикуса и др.);
- недоразвитие артикуляционной моторики (слабые мышцы губ и языка, их движения замедленны и однотипны, плохо различаются, и т.д.);
- недоразвитие речевого дыхания.
По возрастным нормам к моменту поступления в школу дошкольники достигают определенного уровня речевого развития, а это значит, что:
- звукопроизношение полностью соответствует норме, т.е. ребенок произносит все звуки речи;
- различает звуки на слух;
- значит, что ребенок овладел нормами словоизменения различных частей речи (если днем мороз, то день морозный), адекватно использует предлоги;
- словарный запас достаточно обширен и включает в себя слова различных частей речи (существительные, прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения);
- ребенок располагает определенным запасом представлений и понятий об окружающем мире, его осведомленность о явлениях природы, о животных и растениях, предметах быта позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном;
- умеет осуществлять элементарные логические обобщения (собака, кошка, свинья – домашние животные; рубашка, штаны, платье – одежда; и т.д.); - он умеет выделять слова из предложения, называет первый, последний звуки или выделяет заданный звук из слова;
- первоклассники обладают достаточным уровнем познавательной активности, у них проявляется готовность к решению познавательных задач, готовность к интеллектуальному усилию.
Но если не всё так гладко? От того, насколько развита речь ребенка, зависят успехи в овладении предметов школьной программы! Всей семье хочется, что бы ребенок учился с интересом, радостью, старанием. Для этого стоит прибегнуть к профилактике и помощи ребенку в домашних условиях, тут на помощь придут игры, сказки, стихи, считалки, скороговорки, загадки, потешки, они служат для выработки правильного произношения и помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова и для общего развития.
Благодаря играм со звуками и буквами ребенок научится различать звуки речи на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это – главное условие не только формирования правильного произношения, но и успешного обучения чтению и письму.
Как лучше заниматься с ребенком? Прежде всего, будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Будьте терпеливы при неудачах.
Забота о правильном речевом развитии ребенка должна выражаться в следующем:
- обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждое слово с соответствующей смыслу интонацией;
- четко выделять ударный слог;
- каждое новое слово должно быть понято ребенком, если слово ребенку не знакомо, нужно разъяснить его смысл, привести примеры его употребления;
- неправильно сказанное слово нужно попросить спокойно произнести два-три раза правильно. Но нужно избегать излишней настойчивости к требованию верного произношения слов, содержащих нарушенный звук, в последствие, вместо желания говорить, сложные слова могут вызвать у него отказ от речи и он станет отмалчиваться на уроках, стесняясь акцента на его неправильном звукопроизношении;
- приучите ребенка во время разговора смотреть в глаза, на лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному усвоению.
- создавайте такие ситуации, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (необходимо создать такую обстановку, чтобы вынуждать ребенка использовать речь, а не жесты и мимику).
- занятие ритмикой, пением, музыкой, способствует правильному формированию дыхания, предупреждает образование невнятности речи.
Что бы помочь ребёнку развить связную речь, чаще просите ребёнка рассказывать, что он видел, где бывал, что делал. Выслушивайте его рассказ до конца, помогайте при затруднениях. Пусть ребенок повторит свой рассказ другому человеку - папе, бабушке, знакомым.
Используйте пересказы, просите пересказывать то, что вы прочитали ребёнку вслух. Задавайте вопросы по содержанию текста.
Если вы посмотрели с ребёнком спектакль или фильм, пусть он расскажет об увиденном тому, кто с вами не был.
Водите его на детские спектакли и обсуждайте героев, их поступки, учите стихи - они развивают память, чувство ритма, интонацию.
Не стесняйтесь обращаться к логопедам, мы – помощники Вашему ребенку! Родители часто не принимают никаких мер, считая это зазорным или бесполезным, но от этого тяжелее бывает только маленькому ученику.
Мы учим не только правильному произнесению звуков, но и развиваем память, внимание, мышление, моторику, преодолеваем трудности при чтении и письме, развиваем дыхание, голос, дикцию, учим взаимодействию и многое другое! Вы всегда можете прийти за советом! Известно, что грамотная речь развивается только при обучении.
Всё в Ваших руках!