Конспект урока Тайна с закрытыми глазами ( по рассказам Юрия Коваля). 5 класс.


Час чтения « ТАЙНА «С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ»
(по рассказам Ю. И. Коваля)
Вступление.
1.Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
Сегодня наш урок посвящён творчеству одного человека, с которым вы уже знакомы. И назовём мы его весьма необычно: «Тайна с закрытыми глазами».
2.Давайте прочитаем высказывание о нём, а вы попробуете догадаться, кто он. Российская поэтесса Эльмира Блинова сказала о нём так: «ЕГО любили решительно все — писатели и читатели, дети и взрослые, мужчины и женщины, люди простые и люди в шляпах. Любили собаки, кошки, птицы, рыбы, бабочки, деревья, травы, звезды и облака».3. Да, это Юрий Иосифович Коваль. Действительно, Юрий Коваль умел всё: он был поэтом и прозаиком, скульптором и художником, замечательно пел, был страстным охотником и рыболовом. А ещё один человек подмечал так называемую «пленительность» его творчества. «Если бы Коваля надо было объяснить одним словом, – произнес со сцены поэт Дмитрий Сухарев, – я бы выбрал «пленительность». Он был пленительный человек».
Мы с вами уже знакомы с творчеством Коваля. Его произведения, кстати, входят в список 100 книг. Вы знаете, что это за список? (В него вошло 100 книг, которые, по результатам опросов, стоит прочесть каждому школьнику. С идеей создания этого списка для всех регионов России выступил сам президент Владимир Путин).4.Какое его произведение мы уже читали? («Снежура»).
Что было в нём необычного? (название, выдуманные слова, интересные метафоры и т.д.)
Одна из писательниц сказала о нём: «Мне хотелось вступить в мир, полный таинственности, поражающий своими названиями. И я поняла, как это сделать! Надо взять и прочитать книгу Юрия Коваля. Причём любую! И тогда мир Коваля станет и вашим миром, а это – поверьте мне, настоящее приключение!»
На сегодняшнем Часе чтения мы тоже отправимся с вами в это необычное приключение. Ещё раз почувствуем «пленительность» его творчества и попробуем разгадать его «тайну с закрытыми глазами» и создать что-то необычное и интересное, как Юрий Коваль.
Чтение рассказа Ю. Коваля «Букет».
5.Я вошел в дом и застыл на пороге. По полу разливалось молочное озеро. Вокруг него валялись осколки чашек, бутылка, ложки. — Кто тут?! Кто тут, чёрт подери! В комнате всё было вверх дном. Только букет стоял на столе целый и невредимый. Среди разгрома он выглядел как-то нагловато.
Показалось, что это букет во всём виноват. Заглянул под печку, заглянул на печку — ни на печке, ни под печкой, ни в шкафу, ни под столом никого не было. А под кроватью я нашёл бидон, из которого вытекал белоснежный ручеёк, превратившийся в озеро.
Вдруг показалось — кто-то смотрит! И тут я понял, что это на меня смотрит букет.Букет — подсолнухи, пижма, васильки — смотрел на меня наглыми зелёными глазами.
Не успел я ничего сообразить, как вдруг весь букет всколыхнулся, кувшин полетел на пол, а какой-то чёрный, невиданный цветок изогнул дугой спину, взмахнул хвостом и прямо со стола прыгнул в форточку.
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
В чём необычность рассказа с самого названия?
(Не то значение, которое мы вкладываем в слово «букет»).
Почему он так называется?
(Букет был виден, а кот в нём нет).
А что ещё, кроме названия, было необычного в рассказе? (Букет был как живой и смотрел на автора).
Вспомните, как называется такое художественное средство? (Олицетворение)
А какие ещё художественные средства использует в своём рассказе Коваль? Чтобы понять это, давайте перечитаем рассказ «Букет». Но делать это мы будем тоже необычно. Представим, что мы будущие актёры и хотим поступить в институт. И нам нужно прочитать текст с заданной интонацией. Я буду вам говорить, с какой, а вы попытаетесь так прочитать.
4. Творческое чтение рассказа по ролям:
6.ВЕСЕЛО, ЗАДОРНО, КАК КЛОУН В ЦИРКЕ Я вошел в дом и застыл на пороге. По полу разливалось молочное озеро. Вокруг него валялись осколки чашек, бутылка, ложки.
7.ВОЗМУЩЁННО, ГРОМКО, КАК УЧИТЕЛЬ ДВОЕЧНИКУ — Кто тут?! Кто тут, чёрт подери! В комнате всё было вверх дном. Только букет стоял на столе целый и невредимый. Среди разгрома он выглядел как-то нагловато.
8.ЗАГАДОЧНО, ПОЧТИ ШЁПОТОМ, КАК ШПИОН Показалось, что это букет во всём виноват. Заглянул под печку, заглянул на печку — ни на печке, ни под печкой, ни в шкафу, ни под столом никого не было. А под кроватью я нашёл бидон, из которого вытекал белоснежный ручеёк, превратившийся в озеро.
9.ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ УДИВЛЁННО, МЕДЛЕННО Вдруг показалось — кто-то смотрит! И тут я понял, что это на меня смотрит букет. Букет — подсолнухи, пижма, васильки — смотрел на меня наглыми зелёными глазами.
10.ГРОМКО, ЭНЕРГИЧНО, КАК КОМАНДИР Не успел я ничего сообразить, как вдруг весь букет всколыхнулся, кувшин полетел на пол, а какой-то чёрный, невиданный цветок изогнул дугой спину, взмахнул хвостом и прямо со стола прыгнул в форточку.
Молодцы! Очень интересно получилось!
А что ещё во время чтения вы подметили в этом рассказе?
(Эпитеты: молочное озеро, белоснежный ручеёк, метафора – кот= чёрный цветок, повтор слов: печка, олицетворение – букет нагловато выглядел)Да, Юрий Коваль умело использует в рассказах разные художественные средства, а ещё он умеет, пользуясь правилами создания слов, придумывать необычные слова и удивлять нас. Например, вспомним его рассказ «Снежура».
Обыгрывание неологизмов писателя:
Давайте попробуем догадаться о значении слов, созданных Ковалём, встречающихся в других его рассказах.
Дети догадываются по названиям, что это такое, а учитель зачитывает настоящие названия.
11.Черноельник (непролазная чаща) Если случайный человек забредёт в чёрноельник, он и не заметит, куда попал. Вроде бы все ёлки зелёные, а они-то — черны. Чёрных ёлок было немного. Они стояли поодаль друг от друга и всё-таки окружали меня кольцом. Тут стало совсем неприятно, что ёлки кольцом, а я — в середине.
«Окружают, — подумал я. — Сейчас двинутся, и мне — конец».
Но ёлки не двигались. 
Какое здесь используется художественное средство? ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
12.Чернотроп (невидимая тропа)
Водосточные трубы и медный рог.
Липовых листьев сугроб.
В лунном свете ботинок
Почти сапог, Тротуар — почти чернотроп.
За седыми асфальтами городов
Есть пахучий туман и роса,
В опьяняющем мраке сосновых лесов
Зорче видят твои глаза.
13.Инеинка
«Если очень внимательно приглядеться к покрытой инеем вишневой ветке – увидишь маленькую синюю звездочку. Это и есть инеинка, а еще лучше – иненка» (из рассказа «Иней»)
Необычными были и названия у его рассказов:
14.ХРЮКАЛКА
Поздним весенним вечером, когда солнце спрячется
за верхушки деревьев, неведомо откуда появляется над лесом
странная длинноклювая птица. Летит низко над прозрачным оль-
шаником и внимательно оглядывает все просеки и поляны, будто
ищет чего-то.
— Хорх... хорх... — доносится сверху хриплый голос — Хорх...
Но это, конечно, не чертёнок. Это летает над лесом птица вальдшнеп,
ищет себе невесту. За хриплый голос вальдшнепа иногда называют «хрюкалка».
15.ПЫЛШЫКЫ
По деревне шли два здоровенных мужика в телогрейках, перепоясанных верёвками, за которыми торчало по топору. Один нёс на плече двуручную пилу.      - Эй, матки-хозяйки, - сипло покрикивали они, - кому попилить-поколоть?      - Спасибо, батюшки пылшыкы-колшыкы, - отвечали хозяйки, - всё попилено-поколено.
16.СНЕГОДОЖДЬ
 Мутным, серым был воздух, и с неба летело на землю что-то непонятное. Были видны и дождевые капли и вялые снежинки.
Снегодождь. Опять снегодождь. Как долго, как мучительно вставала зима в этом году. Выпадет снег - и сразу весело станет. Достанешь санки - и на горку, кататься. А пока едешь на санках с горы, снег уж растаял, пашешь носом землю.
 - Что за времена? Что за зимы? - вздыхала Орехьевна. - Никогда теперь не будет настоящей зимы.      - Надоел снегодождь, - говорил я. - Нужен снегопад.
17.Полынные сказки
Полынные сказки - это светлые и добрые, порой даже немного волшебные истории о детстве маленькой девочки Лели, о ее маме и друзьях, о людях, живущих в небольшой деревушке с красивым названием Полыновка. ГРУСТНЫЕ: «Полынные сказки» — это подарок для мамы. Юрий Иосифович Коваль этого не скрывал и говорил откровенно: «Дело в том, что моя мама тогда очень болела, это были её предсмертные годы. А я её очень любил, и мне хотелось сделать для неё что-то. А что может сделать писатель — написать».
18.Вода с закрытыми глазами
- С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь - и ничего не заметишь. А так - куда вкусней. Да ты сам попробуй.
Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул.
Вода в ручье была студёной, от неё сразу заныли зубы. Я хотел уж открыть глаза, но Нюрка сказала:
- Погоди, не торопись. Глотни ещё.
Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных озёр и болот, долгих дождей и летних гроз.
Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала по-кошачьи иволга.
Я глотнул ещё раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы времени, когда вода закрывает глаза.
19. Видите, сразу трудно догадаться, о чём пойдёт речь в произведениях Юрия Коваля. Действительно, многие подмечают, что у Юрия Коваля было необычное видение мира. Вот что вспоминает современная московская писательница Марина Москвина: «Однажды Юрий Коваль показал мне монокулярчик – ну, что-то вроде одноглазого бинокля. Ему его подарили на день рождения. Красненький такой, изогнутой формы, на кожаном ремешке. В одну сторону повернешь – всё вверх ногами. В другую – нормально. И в то же самое время – ненормально! Особый вид открывается, не совсем тот, что был перед глазами».
Теперь догадались, почему же наш Час чтения мы назвали «Тайна «с закрытыми глазами»?
(Сразу не увидишь, необычная, можно разгадать, только открыв глаза, по-особому глядя на мир).
20.Давайте тоже попробуем создать в своём рассказе «тайну с закрытыми глазами». А помогут нам разгаданные вами необычные слова Юрия Коваля. Придумайте из слов, созданных Ю. Ковалём, небольшой рассказ или сказку, чтобы он мог нас удивить. Можно использовать не все слова, а только некоторые.
На слайде необычные слова, созданные Ю. Ковалём.
Дети придумывают необычный рассказ или сказку (или дома).
21.Ребята, я довольна вашей работой на нашем Часе чтения. Самое главное в жизни – никогда не оставаться равнодушным.
Вдумайтесь в эти слова:
Всматривайтесь в привычное  -
И вы увидите неожиданное.
Всматривайтесь в некрасивое -
И вы увидите красивое.
Всматривайтесь в простое -
И вы увидите сложное.
Всматривайтесь в частицы -
И вы увидите  целое.
Всматривайтесь в малое -
И вы увидите великое.
Всматривайтесь, вслушивайтесь,
Вникайте, не проходите мимо!
Всем спасибо!
Коротенькие рассказы о деревне, журавлях, словьях, котах и замечательной бабке орехьевне. 
, какой был незабываемый праздник, когда писатель Юрий Коваль получил международный диплом Ганса Христиана Андерсена. Ведь подобный приз вручают только самым лучшим детским писателям планеты.
А Юрий Коваль и есть – лучший.
Это было ясно как апельсин задолго до премии, а теперь, спустя годы, мы окончательно осознали – что рядом с нами жил Мастер, одаривший мир удивительными книгами.
Именно целый мир – поскольку его книги переведены на английский, немецкий, французский языки, даже на китайский и японский.
На празднике Юрий Коваль сидел во главе стола посреди огромной планеты, которую он так любил – со всеми её морями и землями, деревьями и травами, зверями и птицами, жуками и гусеницами – в пиджаке благородного мышиного цвета.
Говорят, что этот пиджак цвета всё-таки снеговой тучи Юрий Коваль заказал одному портному из Торжка специально по такому торжественному случаю.
– А сидел я, Марина, – исправил бы меня достойный Юрий Иосифович, – не просто «посреди планеты с её деревьями и травами, зверями и птицами». Сколько можно тебя учить? А посреди планеты с её грибами рыжиками, мать-мачехой, Иван-чаем, шиповником, медуницей, подснежниками, клевером и кашкой, жабником и ромашкой, черёмухой, вербой, рябиной и помидорами, тёмными глыбами лошадей, весенним небом, наполненным скворцами, грачами, жаворонками и пухом одуванчика, летящего над дорогой…НЕОБЫЧНОЕ ВИДЕНИЕ МИРА:
Марина МОСКВИНА, писатель
ЕСЛИ БУДЕТ МНОГО ВРЕМЕНИ
ПЕСНИ КОВАЛЯ:
Юра Коваль любил петь. Можно сказать, что он делал это с упоением. Пение его было ярко окрашенным, контраст при исполнении разных песен был велик. Песни, по-моему, были существенной стороной его жизни. Он совершенно менялся вместе с песней, он впадал в песню, как в реку, и — вот уже и лицо другое, и глаза, и руки — он плыл в волнах, плыл
ЖИВОПИСЬ КОВАЛЯ:
«Я еще понаделаю кистью дел!» — говорил он в юности. Интересная, самобытная живопись Коваля не раз выставлялась в ЦДЛ и в ЦДХ. Каждая работа Коваля притягивает взгляд, и поначалу кажется, что тебе понятно, что хотел сказать нам художник. Но чем глубже ты погружаешься в это рассматривание, тем больше тобой овладевает нечто волшебное, и каким-то непостижимым образом чувствуешь, что и в корявыхдеревьях городского пейзажа, и в весеннем бездорожье деревенской околицы, и в прозрачных акварелях есть трепет и мерцание, полет и тайна, мечта и жизнь. И как хорошо, что это чудо нельзя понять и объяснить!
О КОВАЛЕ И ЕГО СКАЗКАХ:
Многие люди думают, что жить нужно громко. Но это не так. Самое главное происходит в тишине. То есть это вовсе не значит, что должны замолчать все птицы, и ветер, и человеческая музыка, и даже грохот машин. Но где-то совсем глубоко, за звуками, за красками, за словами у каждого есть своя тишина, и настоящие радости, настоящие печали происходят именно там. Один знаменитый литератор сказал про Юрия Коваля так: он «выбрал добро, свет, детей, лес, охоту, грибы, друзей, собак и тепло. Всем этим существам, предметам и понятиям он присягнул на верность». А сам Коваль написал про себя ещё лучше: «Всё, что я мог бы сказать взрослым, я говорю детям, и, кажется, меня понимают».
Так и было, так и есть. В жизни самые разные люди, которые иногда от злости даже не здоровались друг с другом, каждый по отдельности дружно любили «Юрий Осича», потому что возле него всем становилось тепло и светло.