Открытый урок по музыке на тему Знакомство с инструментами симфонического оркестра (1 класс)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
имени Николая Островского
г. Тайшет












Открытый урок музыки в 1Б классе
















Учитель музыки: Гумирова О.В.
















Открытый урок музыки в 1Б классе.
Учитель музыки: Гумирова Ольга Васильевна.
Дата проведения: 16.12.2014г.
Тема: «Путешествие в страну симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»».
Второй урок. 2 четверть.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и формирования новых знаний.
Цель урока: совершенствовать знания первоклассников о выразительных возможностях инструментов симфонического оркестра, используя знакомства с главными героями симфонической сказки.
Задачи урока:
познакомить с музыкальными портретами героев симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк» (выразительными и изобразительными возможностями инструментов симфонического оркестра); определять по музыкальной интонации образ музыкального героя;
развивать звуковысотный и тембровый музыкальный слух, музыкальную память (узнавать темы музыкальных героев); развитие творческой личности на уроках музыки; расширять словарный запас для определения характера музыкального произведения;
воспитание чувства прекрасного и культуры слушания симфонической музыки.
Предметные результаты обучения.
Слышать в музыке человека и его жизненные обстоятельства.
Исследовать возможности музыки в передаче образа человека.
Узнавать темы музыкальных героев пройденных произведений.
Импровизировать музыкальные портреты в разных видах музыкальной деятельности.
Узнавать звучание групп инструментов симфонического оркестра и тембры отдельных инструментов.
Иметь представление о возможностях музыки в передаче разнообразных движений.
Определять на слух и передавать в исполнении характер движения в музыке.
Универсальные учебные действия.
Личностные УУД: проявление интереса к художественной деятельности.
Развитие позитивной самооценки и положительного отношения к урокам.
Коммуникативные УУД: участвовать в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
взаимодействовать с учителем и одноклассниками в процессе учебной деятельности;
воспроизводить музыкальные фразы осмысленно, выразительно, понятно для одноклассников;
формировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД: осознавать многозначность содержания художественного образа;
выявлять жизненные связи музыкального образа;
уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного текста;
преобразовывать художественный текст в соответствии с учебными задачами;
Регулятивные УУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
адекватно принимать оценку взрослых и одноклассников;
уметь действовать по плану.
Оборудование:
ноутбук;
проектор;
интерактивная приставка;
маркерная доска;
WEB камера;
презентация урока;
музыкальный инструмент: баян;
листочки с картинками;
9. фрагменты мультипликационного фильма «Петя и волк» (Страна: СССР, «Союзмультфильм». Жанр: Кукольный мультфильм. Продолжительность: 00:15:30. Год выпуска: 1976).
Методы:
Словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов  презентации по теме урока);
Практический метод (работа над графическим изображением героев; игра);
Наглядный метод (иллюстрации инструментов и героев сказки);
Видео метод (просмотр и прослушивание симфонической сказки);
Игровой метод;
Работа с книгой.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах, коллективная.
Ход урока
Организационный момент. (5мин)
Музыкальное приветствие
Учитель: «Здравствуйте, ребята»
Дети: «Здравствуйте, учитель»
Учитель: Садитесь, пожалуйста. Ребята, нас с вами сегодня ждет путешествие в мир сказки. Скажите ребята, много ли вы сказок знаете, и как они называются?
Дети: разные варианты ответов.
Учитель: Вот видите, сколько вы много знаете сказок. А еще бывают и музыкальные сказки. Чем же они отличаются от обычных сказок?
Дети: ответы.
Учитель: Расскажет нам об одной музыкальной сказке вот это волшебное дерево музыки. Сейчас наши знания о музыке и сказках находятся на вот этой веточке, а когда мы познакомимся с музыкальной сказкой, то поднимемся на следующую веточку. Вы готовы путешествовать в страну симфонической сказки и узнать много нового?
Дети: Да.
Актуализация знаний (2мин)
Учитель: Тогда оправляемся в сказочное путешествие, а поможет нам в этом стихотворение. Внимательно его прослушайте и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых в нем говорится.
*****
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
Упрятала в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
К тесовому дому под елью,
Тропинка тебя приведет,
Расскажет о Пете и Волке,
Скрипка, кларнет, и фагот.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой гобой,
А злого-презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные двери - страницы,
В нее поскорей отвори.
Учитель: Ребята, какие музыкальные инструменты вы услышали?
Примерные ответы учащихся: гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны, скрипка.
3. Постановка учебной задачи (1мин).
Учитель: Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?
Примерные ответы учащихся: «Петя и волк».
Учитель: Правильно! А написал эту сказку композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. (Слайд – портрет композитора). Кто же такой композитор?
Дети: это человек, который сочиняет музыку.
Учитель: Она была написана очень давно в 1936 году. Это не просто сказка - это музыкальная симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что написана для симфонического оркестра.
4. «Открытие нового знания» (2мин).
Учитель: Ребята как вы думаете, что же означает слово оркестр?
Ответы детей.
Учитель: Оркестр – большой, дружный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. 
СЛАЙД оркестр
Учитель: В симфонической сказке «Петя и волк» голоса всех героев сказки представлены разными инструментами, которые озвучивают только одного героя. Каждый голос имеет свой тембр, т.е. окраску звука, как цветные карандаши.
(Слайд – пионер Петя)
Учитель: Сюжет сказки простой. Это история мальчика – отважного пионера Пети, который является главным героем сказки. Раньше была такая организация – пионерская. В неё принимали только тех ребят, кто хорошо учился и хорошо себя вёл. О них говорили так: «Пионер – всем ребятам пример!». Итак, наша история о пионере Пете, который своими силами смог поймать страшного волка, конечно, ему помогали его друзья.
Учитель: Сейчас мы с вами внимательно прослушаем тему Пети, который вышел за калитку и пошел гулять. Определяем название инструментов.
Слушание темы Пети, видео фрагмент.
5. Первичное закрепление (15мин).
Учитель: какие инструменты вы услышали?
Дети: исполняют скрипки.
Учитель: правильно исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов. Посмотрите на картинку, на ней изображена почти целая семья скрипок: скрипки, альт и виолончель. Чем они отличаются?
Дети: размерами.
(Слайд – струнно-смычковые) – слушание темы.
Учитель: Как вы думаете, какой  характер у Пети? Каким изобразила его музыка?
Примерные ответы учащихся:
- Веселым, озорным, радостным.
- Он идет, что-то напевает и подпрыгивает.
Учитель: за оградой Пете встретилась Птичка, а также уточка, которая вышла вслед за Петей. Давайте послушаем и сравним их инструментальные голоса. (Слайды: Птичка- флейта, Уточка-гобой). Слушание темы.
Учитель: у кого из них оказался высокий голосок?
Дети: у птички.
Учитель: Правильно. Голос Птички передаёт самый высокий и подвижный деревянный духовой инструмент – флейта, а у уточки тёплый, сочный и слегка гнусавый тембр гобоя.
Учитель: Пробуем проинтонировать тему птички и уточки, глядя на графическую запись в учебнике.
Пластическое интонирование под музыку.
Учитель: Но вот появляется кошка! Ее тему исполняет кларнет –деревянно-духовой инструмент (Слайд – кошка, кларнет) – слушание темы.
Как вы думает, что делает кошка?
Примерные ответы детей:
- Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.
- Иногда она останавливается.
Учитель: Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. Он взял его за руку, повел в ограду и закрыл калитку. (Слайд – дедушка, фагот) Дедушка добрый и очень переживает за Петю. Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства с хрипловатым, скрипучим тембром. Слушание темы.
- Похоже на ворчливого дедушку?
Примерные ответы детей: да!
Учитель: И вдруг неожиданно появился волк! (Слайд – волк, валторны). Тему волка исполняют три валторны (медные духовые инструменты), имитирующие устрашающие завывания. Слушание темы, видео фрагмент.
- Что вы можете сказать об этом персонаже? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?
Примерные ответы детей:
-Музыка изображает Волка опасным хищником.
- Это злой Волк!
-Слышно как он воет.
Учитель: Правильно. Он проглотил утку и остановился под деревом облизываясь глядя на птичку и кошку. Но Петя не испугался и придумал, как спасти своих друзей. Он взял веревку, залез по забору на дерево, попросил птичку отвлекать волка, а сам накинул веревку волку на хвост и затянул ее. Волк не смог выбраться, как ни пытался. Петя не знал, как увести волка в зоопарк, но вдруг появились охотники, которые шли по следам Волка (Слайд – охотники, ударные). Слушаем, смотрим и определяем инструменты.
Примерные ответы детей:
-Это барабаны!
- Ударные инструменты!
Учитель: Правильно, тему Охотников исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны. Они помогли Пете проводить волка в зоопарк.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5мин).
Учитель: Настала пора возвращаться из нашего сказочного путешествия, а на память от сказки нам останутся наши рисунки. Мы возьмем цветные карандаши и на заготовленных листочках разукрасим контуры главных героев сказки: Пети, Волка и Охотников распределив по одному цветному карандашу на каждый портрет. Например: какой рисунок мы выберем и цвет возьмем для доброго и веселого мальчика Пети?
Дети: солнышко, желтый.
Учитель: Молодцы! Цвета для остальных героев выберите самостоятельно.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение (1мин).
Мы с вами познакомились с героями симфонической сказки «Петя и волк», увидели и услышали музыкальные инструменты, которые их озвучивают. Теперь мы с вами попробуем различить их на слух.
Угадывание музыкальных тем героев сказки (Слайд со всеми инструментами).
Динамическая пауза. (2 мин)
Учитель: Давайте встанем и сами попробуем изобразить всех героев сказки.
Игра в оркестр.
Расспевка. (1 мин)
Учитель: А теперь сами голосом будем изображать звуки инструментов. Я буду дирижером, 1 ряд будут играть на валторне на слог «ду-ду», 2 ряд на барабане со словом «бум», 3 ряд на скрипках со слогом «ля» на мотив песни «Маленькой елочке». Сначала сыграем по очереди, а потом по моему дирижерскому жесту. Начнем с 3-го ряда. Играют.
Учитель: Молодцы ребята! Вы у меня почти как настоящие музыканты. А мы с вами еще и песенку знаем про «Веселого музыканта».
Давайте проведем конкурс на лучшее исполнение песни по рядам с исполнением по одному куплету. Начнем с первого ряда.
Исполнение песни А. Филиппенко «Веселый музыкант» (2мин).
Учитель: Молодцы! Все так замечательно пели. Победила дружба.
8. Рефлексия деятельности (итог урока) – 2 минуты.
Учитель: Итак, давайте подведем итог нашего урока. Скажите ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
Учитель: Скажите ребята, как называлась сказка, с которой мы сегодня познакомились?
Дети: симфоническая сказка «Петя и волк».
Учитель: Кто из композиторов ее сочинил?
Учитель: С какими героями мы сегодня познакомились, и какие инструменты их изображали?
Дети: Петя - скрипки.
Дедушка – фагот.
Птичка – флейта.
Кошка – Кларнет.
Уточка - гобой.
Волк - валторна.
Охотники - ударные инструменты.
Учитель: Какой инструмент вам понравился?
Дети: Флейта и т.д.
Учитель:
Что у вас сегодня получилось?
Захотелось ли вам и дальше знакомиться с музыкой?
Ответы детей.
Учитель: Посмотрите, какое большое и высокое волшебное дерево музыка. В начале урока мы с вами были на этой веточке, а теперь изучив музыкальную сказку, мы с вами узнали много нового и оказались на другой веточке. Ребята, у всех ли это получилось? Вероника покажи, пожалуйста, на какой веточке ты была в начале и на какой оказалась по окончанию урока?
Дети: ответ.
Учитель: Замечательно! Проходи на свое место. Как много загадок и музыкальных тайн хранит - это волшебное дерево под названием «музыка». Еще много нового нам предстоит узнать, чтобы оказаться на самой верхушке дерева. Наш урок подошел к окончанию, а новые музыкальные тайны и загадки нас будут ждать на последующих уроках музыки.
Урок окончен. До свидания.



Ресурсы урока
Основные: Учебник М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева. Музыка 1 класс. УМК «Гармония».
Дополнительные: презентация урока, видео и аудио комплекты, наглядный и раздаточный материал.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15