Внеклассное мероприятие Мы в ответе за тех, кого приручили…


Внеклассное занятие «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Подготовили:
учитель нач. классов
Крюкова Н.В


Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью наших помощников – собак.
2. Научить пользоваться дополнительной литературой, вести поисковую работу.
3. Воспитывать любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей. Учить детей сопереживать, сочувствовать.
4. Развивать мышление, учить анализировать, сравнивать, работать самостоятельно.

Оборудование:
1. Книги о собаках, собаки-игрушки.
2. Фильм – презентация о жизни собак на основе собранных детьми материалов.
3. Картинки пород собак.
4. Рисунки, поделки детей о собаках, сочинения.
5. Компьютер.

Использованная литература:
1. Н.Акиншин «Родничок» - книга для внек. чтен. – М. 2003г.
2. «Всё о собачках» (книга-пазл),First Published 2006 г.
3. Н.Я.Дмитриев, И.П.Товпинец «Естествознание» - учеб.1 кл. – М. 1995г.
4. П.Р.Ляхов «Я познаю мир»: Детская энциклопедия - Животные - М. 1998г.
5. В.В.Пивоваров, А.В.Лебедев «Ваши домашние Любимцы» - сборник М. 1993г.
6. Д.Райан «Собаки» - М. «Махаон»,2009 г.



Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
Учитель: Бокина Е.С. Сегодня наше мероприятие необычно тем, что мы долго готовились к нему. Вам пришлось прочитать массу интересных книг, покопаться в энциклопедиях, поискать картинки и нарисовать замечательные рисунки, сделать поделки, которые помогут нам сегодня на нашем мероприятии.
1 слайд.
Благодаря той информации, которую мы собрали, сегодня на протяжении занятия мы посмотрим фильм-презентацию. Так о чем или о ком пойдёт речь? – вам подскажет стихотворение:
Учитель: В день, наверно, раз по десять,
Раз по триста каждый месяц,
Больше тыщи раз в году
В переулке и в саду,
На вокзале, во дворе,
На мосту, на пустыре,
На бульваре, на проспекте
Вам встречались звери эти.
Может, даже вы видали
На ошейниках медали?
А скажите, вам известны
Их отвага, ум и честность?
Вот об этом-то сейчас
И пойдёт у нас рассказ

- О ком же будет наш сегодняшний разговор? (О собаках.)
(Картинка собаки на доску.)
2слайд.
2. Тема урока.
Учитель: Терехова Н.В. - Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака. Мы привыкли говорить, что собака – домашнее животное. Но давайте вспомним немного историю. Так ли это было всегда? 3 слайд.
А) - Много тысячелетий назад, когда сам человек был первобытным, рядом с ним обитали волки, которые и дали продолжение роду собак. Эти волко-собакоподобные существа понимали, что рядом с человеком всегда есть еда - кости, съеденных животных, которыми можно полакомиться. И находясь рядом с человеком, сам человек понял, что эти животные своим лаем, воем отпугивают других диких зверей. Волко-собаки следовали за человеком и во время охоты, помогая ему загонять жертву в ловушку. Человек понимал, что польза от этих животных велика. И волки-
собаки привыкали к человеку и одомашнивались. Так собаки стали одними из первых помощников человеку в его жизни.
Б) Учитель: Курбатова Е.А.

Породы собак. 4 слайд.
- Собаки не оставались в неизменном виде. Они становились разными и с помощью природы и с помощью человека. Человек выделял самые лучшие качества этих животных и выводил именно такие породы, которые пригодятся человеку в его жизни. Отсюда возникли самые разные породы собак.
- Какими качествами на ваш взгляд обладает собака?
(Ответы детей: - у собак отличный нюх,
- хорошее чутьё,
- они преданны своим хозяевам,
- они выносливы,
- они защищают своё с особой преданностью.
- Какие породы собак Вам известны?
(Колли, овчарки, лайки, борзые, таксы, пудели, водолазы и т.д.)
Не все породы знакомы вам, ребята, хотя вы знаете их названия. Давайте поближе познакомимся с некоторыми из них.

1) Колли. 5 слайд.
Своё название «колли» получили от черноголовых овец – коллиз, которых с древности пасут в Шотландии. Внешне «колли» чем-то похожи на лису. Морда у них длинная, узкая, сухая, конечно, больше лисьей, и хитрости в глазах нет, полное добродушие и доверчивость. Свою нежность и мягкость в обращении с подопечными колли ещё раз доказали в 1952 году, когда привезли их в оленеводческие совхозы Приморья к пятнистым оленям. Раньше оленей держали в загонах, но им нужен простор, дыхание степей и предгорий. Каких только собак не пробовали на роль пастухов! Ни одна не подошла. А колли справились. Олени быстро привыкли к мохнатым подпаскам и во всём подчинялись им.
В домашних условиях колли очень любят детей и привязаны к ним.
Часто эту породу называют «няньками». Эти собаки добродушны к своим хозяевам, но и чужих близко не подпускают на свою территорию.

2) Овчарка. 6 слайд.
Из Германии в Россию завезли НЕМЕЦКУЮ ОВЧАРКУ. Много воды утекло с тех пор. Много поработали селекционеры-собаководы. И в результате сложился новый тип собаки - восточноевропейская овчарка.

О людях говорят: «Мастер на все руки». Это про очень умелых. А вот про овчарок можно сказать: «Мастер на все лапы». Нет такой работы, которая была бы ей неизвестна.
Она освоила много специальностей. Ходит в дозор с пограничниками, охраняет заводы и склады, долго и терпеливо отыскивает в лабиринте городских улиц следы преступников. 7 слайд.
И пастухам помогает. Служит подпаском. Собирает разбредшихся животных, зорко следит, что - бы коровы или овцы ненароком не забрели в рожь или овёс и не потравили посевы. 8 слайд.
Самыми верными помощниками воинов в годы ВОВ были, конечно, собаки.
Во время войны овчарки помогали раненым. Находили их в очень трудных условиях, на себе переносили медикаменты. 9 слайд.
Ученик:
У нас уважают собаку недаром:
Собака на фронте была санитаром,
Связистом, сапёром. Порою собаки
На танки бросались во время атаки.
Да, на войне получалось и так,
Что «тигры», «пантеры» боялись собак. 10 слайд.
Учитель:
Когда в 1941году фашисты рвались к Москве, на Волоколамском шоссе танковое подразделение врага было атаковано собаками-подрывниками. Они сходу подорвали 2 головных танка, чем обратили гитлеровцев в бегство.
Собаки взрывали мосты, железнодорожные составы. 19 августа 1943 года на железнодорожной линии Полоцк-Дриса овчарка Дина пустила под откос вражеский эшелон. Ею на расстоянии управлял солдат-дрессировщик Филатов. Дина сбросила на рельсы взрывчатку и по следу догнала своего вожатого. С её помощью было уничтожено 10 вагонов с живой силой противника. С нашей стороны потерь не было.
Писатель Илья Эренбург, военный корреспондент, вспоминал о многих героических собаках-связистах. Под городом Вереей 14 собак поддерживали связь с гвардейским полком, оказавшимся в тылу врага.
Восточноевропейская овчарка Аста, несшая донесение, от которого зависела судьба полка, была смертельно ранена. Но, истекая кровью, она сумела всё-таки доползти до своих и доставить донесение.
Более 200 000 донесений и боевых документов доставили собаки в годы ВОВ, когда не было иной связи. Кроме того, собаками-связистами протянуто 8 000 километров телефонного кабеля.
Розыскные собаки. В самых трудных условиях служебные собаки приходят на помощь. Сколько раз под завалами домов собаки находили и спасали людей. Этих собак специально тренируют для того, чтобы они могли искать людей под обломками зданий после землетрясений или других катастроф. Для этой работы требуются сильные и выносливые собаки с отличным чутьём.
Обладая хорошим чутьём, овчарка стала незаменимым помощником нашим пограничникам. Она ловит преступников, прекрасно находит наркотики. 11 слайд.

Ф/М «Какие бывают собаки»
Собаки бывают большими (руки вверх),
Маленькими (присесть),
Толстыми (руки в стороны),
Быстрыми (трясти всем телом),
Хищными (делаем гримасу),
Добрыми (улыбнуться).

3) Учитель: Терехова Н.В. Охотничьи и ездовые собаки. 12 слайд.
Само название «охотничьи» собаки говорит о том, что эти собаки помогают людям на охоте.
Эти собаки делятся на две группы – ЛЕГАВЫЕ, БОРЗЫЕ. Для охоты на антилоп, лисиц, зайцев в пустынной зоне выводились породы борзых собак. Борзые могут развивать скорость до 100км/ч. В лесной зоне для добычи крупного зверя получены прекрасные породы гончих. В северных зонах ЕВРОПЫ и АЗИИ своеобразным способом задержания животных на месте является облаивание зверей и птиц. Для этой цели была выведена группа пород, называемая ЛАЙКАМИ.
- Чем необычна порода ЛАЙКА? 13 слайд.
Во-первых: это ездовые собаки. На Севере без них не могут обходиться люди, т.к. эти собаки перевозят на себе людей и их грузы.
Во-вторых: это очень выносливые и преданные собаки.
В-третьих: это замечательные охотники.
Ездовые собаки (лайки, хаски) перевозят на себе людей и их грузы. Это очень выносливые и преданные собаки.
В) История про Бальта. 14 слайд.
Всей своей жизнью собаки доказали, что они верны и преданны человеку. В истории есть масса случаев, которые доказывают их преданность. Об одном мы сегодня вспомним:
В маленьком северном посёлке на Аляске лет 100 назад началась эпидемия опасного заболевания – дифтерита. Больных становилось с каждым днём всё больше, многим грозила смерть. Остановить эту болезнь можно было с помощью противодифтерийной сыворотки. За ней нужно было послать в город. Но как добраться до города, когда кругом метель, снега и нет никакого транспорта? Это можно сделать только на собаках. Но дойдут ли они в такой буран!?
Один охотник вызвался помочь. В его упряжке был вожак – собака лайка по кличке Бальт. В дороге многие собаки не выдержали трудного пути и погибли. Сам охотник из последних сил привязал лекарство к Бальту и приказал ему идти в посёлок. Бальт один добрался сквозь буран и пургу домой, доставил драгоценное лекарство, которое спасло жизни многим людям. Этой собаке люди поставили памятник, который стоит и по сей день в этом посёлке, чтобы люди не забывали о преданности наших четвероногих друзей.

Г) Учитель: Бокина Е.С. Декоративные собаки. 15 слайд.
- Всем ясно для чего нужны служебные и охотничьи собаки. Они помогают людям вих жизни и работе. А вот для чего нужны декоративные собаки? Какие породы декоративных собак Вы знаете?
(Пудель, болонка, пекинес, пинчер
- А что это за собака шагает рядом со старушкой?
Неспеша идёт старушка:
Рядом с ней шагают стружки.
Да, охапка черных стружек,
Только это лишь снаружи.
Стружки – хвост,
Макушка – стружки
А попробуй, тронь старушку:
Вот тогда узнают люди,
Что внутри – собака (ПУДЕЛЬ).
(Сообщение о декоративных собаках.) 16 слайд.
Маленькие собачки порой напоминают нам мягкие игрушки. Это почти так и есть. Декоративные собаки скрашивают жизнь одиноким, пожилым людям. Собаки не доставляют особых хлопот, но они всегда рядом, согревают своим теплом своих хозяев, являются самыми благодарными слушателями, всегда рады видеть вас, при встрече виляют хвостом очень искренне и ждут именно вас. Декоративных собак всегда отличают такие черты характера – жизнерадостность и весёлый нрав.
Говорят, что у собак тончайший нюх. Давайте и мы с вами, ребята, примерим на себя роль собак и попробуем узнать, какой нюх у нас.


Игра «Узнай по запаху» (дети с завязанными глазами узнают и называют продукты: мёд, чеснок, мандарин, лимон, лук, мята и др., пользуясь только обонянием).



Д) Учитель: Курбатова Е.А. Знаете ли Вы? 17-18 слайды.
- О собаках создана наука – кинология. ( Кинос – греч. – собака, логос – греч. – учение, наука о собаках.)
1. Самое древнее домашнее животное – это собака. Сейчас в мире 400 пород собак. Самая высокая имеет рост 1м 54см, самая маленькая – 9 см. Самая тяжёлая – 149кг, самая лёгкая – 283г.
2. Если собака виляет хвостом, значит, она радуется, настроена дружелюбно. Если хвост высоко поднят и лишь чуть-чуть ходит из стороны в сторону, значит, собака сильная, но плохого тебе не желает. Если же хвост жесткий – следует опасаться.
3. Мы знаем, что первым человеком, полетевшем в космос был Юрий Гагарин. Но до него в космос уже летали, оказывается, космонавты! И были это собаки – космонавты. 3 ноября 1957года совершила полёт в космос собака Лайка. Она погибла, т.к. ещё не были созданы системы возвращения на Землю из космоса. 19 августа 1960года, Белка и Стрелка Уголёк и Ветерок установили рекорд по продолжительности и высоте полёта. Звёздочка, Чернушка, Мушка, Пчелка, Снежинка – так звали собак – космонавтов. Не все вернулись на Землю. За отвагу и мужество, за службу людям в разных странах есть памятники собакам.
За отвагу и мужество, за службу людям в разных странах есть памятники собакам. В Санкт-Петербурге, где жил и работал великий русский физиолог И.П.Павлов, сооружён памятник собаке, служащей науке. На территории Берлинского зоопарка возведён памятник собаке-поводырю слепых. Псу по кличке Верный есть памятник в Италии. 14 лет каждый вечер пёс упорно ходил к поезду встречать хозяина, убитого на войне. В Шотландии чтят память собаки, которая после смерти хозяина прожила на его могиле 5лет и там умерла.
И вы, ребята, не должны забывать о том, что наши четвероногие друзья верны и преданны нам – людям и постоянно нуждаются в заботе.
О четвероногих друзьях поставлены фильмы, многие собаки стали героями литературных произведений. Ребята, а сколько книг, стихотворений написано о собаках, сказок и мультфильмов поставлено. Какие вы знаете? («Жил-был пёс», Шарик из м/ф «Каникулы в Простоквашино», «Лев и собачка», Жучка из сказки «Репка», Тотошка из сказки «Волшебник Изумрудного города», пудель Артемон «Буратино», Рэсси, Каштанка, Белый Бим – Чёрное Ухо.
Е) Чтение детьми стихотворений о собаках и рассказывание о своих домашних любимцах.




Ж) Учитель: Терехова Н.В. Домашние и бездомные собаки.
- А умеют ли собаки говорить? Конечно, умеют, только мы не знаем собачьего языка. Давайте представим, что к нам пришли два письма. И написали их собаки
Попробуйте определить чьи это письма.
Читают дети.
Письмо домашней собаки: 19 -20 слайды.
«Я живу в большой семье и в большом доме. У меня отличные хозяева. Они заботятся обо мне. Прекрасно кормят, гуляют со мной на природе. Они любят меня и всегда следят за моим внешним видом и здоровьем. Я тоже без них не могу, скучаю, когда их нет дома. А что делает мой хвост, если я заслышу шаги моих хозяев? Он прямо сходит с ума. Вертится в разные стороны, а сердце так бешено стучит, что готово выпрыгнуть из груди. Я готов облизать моих хозяев с ног до головы, я никому не дам их в обиду. Я буду защищать их дом, как свой!»
Письмо бродячей собаки: 21-23 слайды.
«Вам приходилось голодать? Наверное, нет. И мне когда-то было так хорошо, тепло и уютно в моём доме. Но случилось непоправимое. Я потерялся. И хотя обладаю хорошим чутьём, найти своих хозяев не смог. Нет у меня тёплого дома, нет сытной пищи. Чтобы выжить, я научился лазить по мусорным бакам - ищу что-нибудь съестное. Я опаршивел, меня кусают блохи, никто не почешет мне спинку и животик. А рядом другие собаки – такие же одинокие и голодные. Зачем вы бросаете нас, люди?»
Что мы ответим животным? (ответы детей)
З) Учитель: Бокина Е.С. Во Франции во время войны жил летчик А.Сент-Экзюпери. Он написал замечательную сказку для взрослых «Маленький Принц». Но в ней есть такие слова, которые понятны даже детям:
«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил». 24 слайд.
Не бросайте животных, которых вы берёте в свой дом! Подумайте, ведь маленький щенок – это не мягкая игрушка. О нем надо заботиться, животное вырастит. Можешь ли ты взять на себя такую ответственность? Будьте самым лучшим другом для своих четвероногих питомцев.
- Ребята, подумайте, что надо сделать, чтобы бездомных собак было меньше?
3. Итог и награждение участников.
- Дорогие ребята! Чем вам понравилось наше мероприятие?
- Что нового для себя вы узнали?
- Как необходимо относиться ко всем домашним животным?
Собаки вам благодарны за тёплое и доброе к себе отношение и дарят вам замечательные раскраски и сладкие призы.
4.Фотография на память со своими любимцами 25 слайд.










13PAGE 15


13PAGE 14315