Интегрированный урок географии и литературы по книге А. де Сент-Экзюпери Маленький принц

МОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа»














(по сказке А. де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»)




































Урок проводится накануне 22 апреля-
Дня Земли и защиты окружающей среды.
Эпиграф урока: « вы - обитатели одной планеты,
пассажиры одного корабля»
А. де Сент-Экзюпери

Общая цель урока: выяснить, почему и как каждый человек обязан постоянно заботиться о состоянии души человека и о состоянии окружающей среды.
Оборудование урока: - рисунки детей (планеты посещений Маленького принца);
- индивидуальные карточки с заданиями;
-таблички с афоризмами из сказки;
-глобус, физическая карта полушарий;
-таблицы «Географическая оболочка», «Законы экоразума»;
-карта «Экологическая ситуация р. Саха (Якутия)»
1. Введение. 22 апреля 1961 года у берегов Калифорнии потерпел крушение танкер с нефтью. Огромное количество морских обитателей погибло в воде, покрытой тонкой пленкой нефти. И с того времени день 22 апреля сначала в США, а потом и по всему миру стали отмечать как День защиты окружающей среды. Наука, которая решает проблемы чистоты природы, называется ЭКОЛОГИЯ. Она заботится не только о чистоте окружающей человека природы. Есть в ней и еще один раздел – экология души человека, то есть забота о нравственной чистоте. Ведь Земля- это прежде всего люди. А французский летчик и писатель А. де Сент – Экзюпери очень любил свою Землю и всех людей, для них и о них писал он свои книги. В детстве он был мечтателем, сочинял стихи, рисовал, увлекался техникой. Повзрослев, он стал пилотом, прокладывал новые авиатрассы. Где он только не летал! Побывал и над Кордильерами и над Сахарой, летал в Испании и Южной Америке. Не однажды он побывал в аварии, не однажды, рискуя жизнью, летел на помощь товарищу. Он всегда чувствовал себя в ответе за людей и перед людьми. И чем чаще смотрел он смерти в лицо, тем больше любил жизнь. Чем дольше он был в небе, тем ближе и родней становилась ему Земля, тем сильней хотел он видеть ее мирной, чистой, счастливой – Землей для всех людей. И он стал писателем. Так и родилась притча «Маленький принц». В ней автор высказывал свои мечты и чаяния, это мудрая сказка о любви и верности, о дружбе и самопожертвовании, о доброте и красоте.

2. Сообщение темы и задач урока. Беседа по произведению:
-Какими чертами характера обладал Маленький принц?
-Что нового узнал Маленький принц, посетив другие планеты?
-К какому выводу пришел он после этих посещений?
-Давайте и мы вместе с Маленьким принцем совершим путешествие на эти планеты, выясним, почему ни на одной из них он не задержался и где и как он закончил путешествие.
-Прежде всего выясним, что такое притча ( эта малый литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение – «премудрость»)
-Какие поучительные изречения, афоризмы привлекли ваше внимание? (Дети зачитывают афоризмы, заготовленные ими дома).
-Самое главное то, что не увидишь глазами.
-Светильники надо беречь, порыв ветра может их погасить
-Это очень печально, когда забывают друзей.
-У каждого человека свои звезды.
-Все мы родом из детства.
-Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.
-Власть прежде всего должна быть разумной.
-А теперь выясним, что некоторые из них означают.
2. Работа с текстами сказки
- Как Маленький принц объясняет возникшее у него желание покинуть свою планету?
Найдите ответ в 10 главе сказки, прочтите и объясните его.

3. Работа в парах по рисункам планет с индивидуальными заданиями
- С рассказа о какой планете начинается повествование?
-В чем особенность хозяина этой планеты?
-Какому правилу следовал он всегда?
-Как вы понимаете призыв автора: «Дети!.. берегитесь баобабов!» Что несет этот аллегорический образ и что такое аллегория? (Это изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ.)
-Что сделал Принц, прежде чем покинул планету? Найдите ответ в 9 главе и объясните.
-А теперь каждая пара кратко рассказывает об обитателе заданной вам карточкой планеты по следующему плану.
Кому принадлежит планета (определить это по иллюстрации карточки)? В чем особенность характера хозяина? Зачитать из текста, с какими мыслями Маленький принц покидает очередную планету и почему?
-Какую планету он особенно выделяет и почему? Обратимся к тексту 14 главы.
-Почему ему понравился фонарщик?
-У принца часто возникает мысль «Странный народ – эти взрослые!» Что имеет он в виду? (Пустяки кажутся им важными; вместо того, чтобы украшать и возделывать свою планету, они ведут войны, тиранят друг друга, занимаются дурацкой цифирью).
-Какую же планету посещает принц потом? Давайте вспомним его диалог с географом, найдем его в тексте 15 главы и прочтем по ролям.
-Как вы объясните слова географа «хорошая репутация»? (Репутация – это общественная оценка, сложившееся мнение о качествах кого или чего-нибудь)
-А что же говорит автор о нашей планете, найдите в тексте 16 главы. Она и в самом деле маленькая, беззащитная. Послушайте стихотворение «У нас Земля одна», объясните его.
Как яблоко на блюде у нас Земля одна.
Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.
Немудрено добраться до вскрытых тайников,
Разграбить все богатства у будущих веков.
Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.
Нам пировать позорно в счет будущего дня!
Примите это, люди, как собственный приказ,
Не то Земли не будет у каждого из нас!
4. Переход к географической части урока.
5. Работа с атласом 6 класса и глобусом
-А теперь, ребята, продолжим работу с учителем географии. Итак, географ посоветовал Маленькому принцу посетить Землю. А вот как вы думаете, был ли он настоящим географом?
-Из ваших ответов я вижу, что вы хорошо понимаете: настоящие географы это как раз путешественники, изучающие Землю в реальной обстановке. Но иногда путешествие у географа, особенно у юного, может быть и виртуальным. Давайте же и мы сейчас попробуем совершить путешествие по тем географическим точкам, что уже были названы. Итак, определите по карте в атласе отправную точку путешествия. (Дети показывают: материк Евразия, часть света Азия, наш поселок Зырянка находится на северо-востоке России, на реке Колыма).


Для работы на доске размещается заполненная лишь в левой части таблица (правая часть заполняется в процесс работы с картой):
географический объект материк
Париж, Франция Евразия
Амазонка Южная Америка
Кордильеры Северная Америка
Сахара Африка
В ходе работы ребята отвечают на следующие вопросы:
- Где родился и жил Сент-Экзюпери?
-Ему приходилось летать над берегами самой полноводной реки мира.
-Летал он и в небе над Кордильерами, а где этот объект расположен?
-А где автор сказки встретился с Маленьким принцем?
-Скажите, какие из населенных материков Земли не посетил летчик?
-Ну что же, 4 из 5 заселенных материков он видел своими глазами, знал об особенностях жизни людей на них. Так имел ли он право говорить от имени всех людей с инопланетянином, которым по сути и был Маленький принц?
5. Работа с текстом сказки ( рассматривается географический аспект)
-Обратимся к тексту 17 главы, в которой автор рассказывает о человечестве Земли. Прочтите и подумайте, прав ли автор в своем описании?
-Для информации прослушайте небольшое сообщение, подготовленное учеником: «За последние 60 лет, т.е. как раз за время, проведшее с момента написания сказки, численность населения Земли увеличилось более чем в 2,5 раза и составляет теперь около 6 млрд. Можно ли этих людей разместить пусть не на самом маленьком, но все же на острове любого океана? Вот вам пример для размышления: если всех людей планеты построить в колонну, где в каждом ряду будет примерно по 60 человек, то она легко опояшет всю Землю по диаметру. И еще один пример: если на каком-нибудь крупном стадионе ежедневно собирать по 100 тысяч зрителей, нужно будет затратить более года, чтобы этот стадион посетили все земляне по одному разу».

В это время один ученик заканчивает работу по карточке, производя вычисления по этим данным. Простой расчет показывает, что во время написания сказки землян и было чуть более 2 миллиардов.
- Итак, ребята, вы видите, что часть информации о человечестве является правдой, а другая часть литературным вымыслом.
6 Работа с таблицей «Географическая оболочка»
- И в середине 20 века, и сейчас все люди живут на своей планете, являясь ее неотъемлемой частью. Частью какой оболочки является человек? Что вы знаете о ее составе?
- А какие еще оболочки Земли вы знаете? Расскажите о них кратко.
-Три из них образовались практически одновременно и сформировали первоначальную географическую оболочку. Что это такое?
- Как вы думаете, какое из утверждений верно: человек зависит от природы или природа зависит от человека? Почему?
-Может ли случиться так, что человечество станет независимо от природы? Какой из этого надо сделать вывод?
-Правильно. Каждый гражданин России обязан бережно относиться к природе своей Родины, охранять и приумножать ее богатства, как это записано в главном Законе нашей страны – Конституции. А что это значит?
7. Проверка домашнего задания
-Найдите в тексте главы 13 что Маленький принц в конце встречи говорит деловому человеку о своей ответственности за ту часть природы, которой он пользуется.
-А полезно ли Земле, что человечество ею владеет? Расскажите, как люди воздействуют на природу, положительно или отрицательно?
Дети зачитывают д\задание «Виды антропогенного воздействия»
8. Работа с «Законами экологического разума» и картой «Экологические проблемы»
-Давайте обсудим, что можем сделать мы, школьники, для сохранения и защиты природы нашей Зырянки?
-Посмотрите на плакат «Законы экологии». Как вы их понимаете?
Все связано со всем.
Все должно куда-то деться.
Ничто не дается даром.
Природа «знает» лучше
-А теперь посмотрим на карту. Как видите, территория нашей республики показана на карте двумя цветами. Красный в данном случае – цвет тревоги, т.к. показывает зоны с высокой степенью экологического напряжения, где значительную территорию занимают ПК, нарушенные промышленностью, транспортом, сельским хозяйством. Мы с вами живем на северо-востоке республики, где территория показана голубым цветом – цветом надежды, т.е. наш район находится в зоне низкой степени экологической напряженности. НО!!! Обратите внимание, Зырянка показана на карте ярко-красным пунсоном, как очаг комплексного нарушения природного комплекса. Скажите, какие предприятия и какие виды деятельности людей привели к этой ситуации?
- Подумайте, какую фразу из сказки Антуана де Сент-Экзюпери нужно каждому взять на вооружение, чтобы не исполнилось окончательно горькое предсказание Николая Доризо:
Леса редеют и мелеют реки
Ведь это все не наше, а его,
Того, кто будет жить в 30 веке!
Легко потомка грабить своего!
Но если и не ты, то кто ему поможет,
Ведь сам себя он защитить не сможет!?
9.Объяснение литературно-географического домашнего задания.
-Ребята, Маленький принц прислал нам со своего астероида бандероль, в которую вложил для каждого из вас семена своих любимых цветов – дикой мальвы. Посадите их у себя дома, а в начале лета мы высадим их на клумбы у школы, чтобы они радовали глаз всех проходящих. А еще вот вам задание: напишите письмо Маленькому принцу с приглашением в гости к нам, на Колыму, и опишите для него нашу прекрасную природу.
10. Итог урока.
-Сегодня итог урока мы подведем в стихах ( читает подготовленная ученица):
Дерево, трава, цветы и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планеты мы останемся одни.
Нам дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живем.
Ты только посмотрим вокруг:
Тут- речка, там – зеленый луг.
НЕ разрушайте этот мир, девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса останутся лишь в книжке.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте - ка мы все навек объединимся.
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся!



15