Урок по литературеМы в ответственности за тех,кого приручили Э.Сент-Экзюпери


«Мы в ответе за тех, кого приручили» А.Сент- Экзюпери (по рассказу Л.Андреева »Кусака»)
В рассказе»Кусака» героем является собака,
ибо всё живое имеет одну и ту же
душу, всё живое страдает одними и теми же
страданиями, и в великом безличии
и равенстве сливается воедино
перед грозными силами жизни.
Л.Андреев
Цели урока: 1)формировать навыки анализа художественного текста,
обучать инсценированному чтению;
2)развивать монологическую речь уч-ся,
учить выделять главное, существенное;
3)воспитывать любовь и бережное отношение к животным,
чувство ответственности за свои
поступки, учить милосердию, сопереживанию;
Оборудование: рисунки, текст стихотворения Э.Асадова» Стихи о рыжей дворняге», компьютер, проектор, экран
Ход урока
1.Мотивация
Вступительное слово учителя (учитель наизусть читает стихотворение Э.Асадова»Стихи о рыжей дворняге»,на экране-видеоролик о собаке)
Хозяин погладил рукоюЛохматую рыжую спину:- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,Но все же тебя я покину.Швырнул под скамейку ошейникИ скрылся под гулким навесом,Где пестрый людской муравейникВливался в вагоны экспресса.Собака не взвыла ни разу.И лишь за знакомой спиноюСледили два карие глазаС почти человечьей тоскою.Старик у вокзального входаСказал:- Что? Оставлен, бедняга?Эх, будь ты хорошей породы...А то ведь простая дворняга!Огонь над трубой заметался,Взревел паровоз что есть мочи,На месте, как бык, потопталсяИ ринулся в непогодь ночи.В вагонах, забыв передряги,Курили, смеялись, дремали...Тут, видно, о рыжей дворнягеНе думали, не вспоминали.Не ведал хозяин, что где-тоПо шпалам, из сил выбиваясь,За красным мелькающим светомСобака бежит задыхаясь!Споткнувшись, кидается снова,В кровь лапы о камни разбиты,Что выпрыгнуть сердце готовоНаружу из пасти раскрытой!Не ведал хозяин, что силыВдруг разом оставили тело,И, стукнувшись лбом о перила,Собака под мост полетела...Труп волны снесли под коряги...Старик! Ты не знаешь природы:Ведь может быть тело дворняги,А сердце - чистейшей породы!
2.Беседа
-Понравилось ли вам стихотворение Э.Асадова?
-Какие чувства испытали вы при его прослушивании? (чувство жалости к собаке, оставленной хозяином)
-Как вы понимаете последние строки стихотворения? Прочтите их ещё раз (текст на партах).
-Почему сегодняшний наш урок мы начали с чтения стихотворения Э.Асадова «Стихи о рыжей дворняге»?
- Какое отношение оно имеет к нашему уроку? (на уроке мы будем анализировать рассказ Л.Андреева »Кусака»,он тоже о собаке)
-Что сближает эти два произведения? (бездушное отношение людей к животным, предательство человека)
3.Целеполагание
-Сформулируйте цели урока
-Запишите тему урока в тетрадь
На экране: тема урока, цели
4.Проверка домашнего задания «Мои впечатления от рассказа Л.Андреева»Кусака»
Чтение уч-ся своих отзывов о рассказе
-Рассказ вас не оставил равнодушными, задел за живое, вызвал чувство жалости, сострадания к брошенной собаке. Мы поговорим об этом, анализируя рассказ Л.Андреева.
5. Анализ частей рассказа
-Какова композиция рассказа? (на экране-литературный термин и его толкование)
-Из скольких частей состоит рассказ, озаглавьте их, запишите в тетрадь.
-Сколько частей получилось?(5 частей; удачные работы-оценить)
6.Работа над текстом произведения. Первая часть рассказа
-Что мы узнаём о Кусаке из первой части? Найдите в тексте строки о Кусаке («Она никому не принадлежала, у неё не было собственного имени, и никто не мог сказать, где находилась она всю долгую морозную зиму и чем кормилась..Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали…Она пряталась в глубине большого сада, где зализывала ушибы и раны, и в одиночестве копила страх и злобу»).
-Рассказ начинается тройным отрицанием. Почему? (усилить ситуацию безысходности, тяжёлых условий, в которых живёт собака)
-Найдите глаголы в первом абзаце. На что они указывают с точки зрения русского языка? (незавершённость, повторяемость).
-Каково значение глагола» копить?» (на экране- лексическое значение_: приобретать, собирать впрок)
-Что копила Кусака? Почему?(страх, злобу, люди обижали её)
-Когда она перестала доверять людям? (пересказ эпизода с пьяным, толкнувшим собаку)
-Какой вывод можно сделать на основании первой части о Кусаке( уч-ся обобщают, делают вывод)
Анализ второй, третьей части рассказа
-Что изменилось в жизни Кусаки с приходом весны? (цитата из текста)
-Как произошла первая встреча её с Лёлей? (чтение эпизода)
-Как менялось поведение Кусаки? Легко ли она привыкала к людям? (трудно, но Лёле удалось расположить её к себе)
-Кусака изменилась как внешне, так и внутренне. Сравните, какой она была, и какой стала ( задание по вариантам, с использованием цитат из текста)
-Что означает выражение»всей собачьей душой расцвела собака»?Какой приём здесь использует автор?
(значение метафоры на экране)
-Как Кусака стала выражать любовь к людям? Найдите глаголы в тексте.
-Но счастье Кусаки длилось недолго. Мы чувствуем ,что что-то должно произойти. Когда это ощущается? (при чтении описания природы): »Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, быстро стали пустеть дачи…»
-Автор использует при описании осени олицетворение (на экране термин). Какую роль здесь играет описание природы?(Кусаку бросят, она снова станет одинокой, поэтому и в природе всё так грустно, автор нас готовит к страшному в судьбе Кусаки)
-Что же стало с Кусакой? Как с ней поступили дачники?
7.Инсценированное чтение (2 ученицы). Диалог Лёли и мамы.
-Как вы оцениваете поступок Лёли? (поступок Лёли не имеет оправдания, она предала Кусаку, и теперь её одиночество гораздо страшнее, чем раньше, потому что она вновь поверила людям…)
Страшным воем выражает Кусака своё горе : »Собака выла ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. И потому, кто слышал этот вой, казалось, что рвётся к свету сама беспросвестно-тёмная ночь».
8.Работа с иллюстрациями, рисунками уч-ся.
-Если б вы снимали фильм о Кусаке, что бы вы показали крупным планом? ( радостные глаза собаки, когда она поверила людям и глаза с тоской, когда её вновь предали)
9.Групповая работа(«Мозговой штурм»)
1)Чей поступок для Кусаки больней: Лёли или пьяницы-мужика? Докажите.
2)Можно было ли найти выход из данной ситуации? Если да, о какой выход?
3)Как вы понимаете слова Л.Андреева, взятые в качестве эпиграфа к нашему уроку?
10.Заключение. Вывод
-Что ,на ваш взгляд, изменило бы жизнь Кусаки? Какие слова? Запишите в тетрадь.
(на экране: милосердие, сострадание, любовь)
-Как понимаем слово »милосердие»?
-А что привело к такому трагическому концу? Какие слова отражают поведение дачников?
(на экране: равнодушие, чёрствость, жестокость)
-Приходилось ли вам в жизни сталкиваться с подобным? (история собаки – не исключение, к сожалению, это реальность нашей жизни)
-О чём мы должны помнить? (в любой ситуации человек должен оставаться человеком и не забывать, что, ,как говорил Э.Сент-Экзюпери,»мы в ответственности за тех ,кого приручили»
На экране строки из стихотворения Э Асадова:
Да, меньшие братья нам преданно служат от века,
Однако жестокости столько вокруг!
Мы часто твердим, что собака-друг человека,
Но вот человек, Он всегда ли собаке друг?
11.Рефлексия
-Что нового, поучительного вы узнали сегодня на уроке?
-Что понравилось?
12 Домашнее задание
1.Мини-сочинение: »Мой друг-собака»,»Если б у меня была собака.»