Конспект внеклассного урока по изобразительному искусству на тему Секреты мастеров (5 класс)


Автор: Эннанова Ленара ДиляверовнаУчитель Изобразительного искусства.
Педагогический стаж: 6 лет.
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ
«СЕКРЕТЫ МАСТЕРОВ»
(ремёсла древние и современные).
Цели и задачи:
Познакомить детей с разными видами декоративно – прикладного искусства, научить их различать изделия народных умельцев: яркие цветы на Павловопосадских платках, резную игрушку, букеты из Жостова, весёлую глиняную дымковскую поделку и знаменитых румяных матрёшек.
Воспитание любви и уважения к народному творчеству, мастерам.
Оборудование:
Выставка изделий народных умельцев: Павловопосадский платок, Жостовский поднос, матрёшка, изделия из Гусь – Хрустального, Дымковская игрушка, Богородская игрушка, изделия из Гжели, Палехская шкатулка, изделия с Хохломской росписью, ложки, тексты, слова для словарной работы, музыкальное оформление.
Содержание:
Оргмомент.
Словарная работа.
- Сегодня мы будем употреблять в речи такие слова: мастер, умелец, ремесло, сувенир. Послушайте объяснение этих слов.
Мастер – человек, умеющий делать какое – то дело ловко, искусно.
Умелец – человек, который чему – то выучен, знает что – либо, работает хорошо.Ремесло – ручной труд, работа и уменье, занятие. Им человек живёт, зарабатывает себе на хлеб.
Сувенир – подарок.
Сообщение темы урока.
- Тема сегодняшнего внеклассного занятия «Секреты мастеров». Слово «Мастер» я пишу с большой буквы, потому что настоящий Мастер – это не только умелец, но обязательно человек высокой культуры и светлого духа.
Веками собирались и копились знания, в каждом ремесле вырабатывались свои, особые, приёмы, хранились свои секреты. Всё лишнее, ненужное просто отсекалось и забывалось, зато то, что выдерживало испытание временем, бережно сохранялось и передавалось из поколения в поколение. Многое дошло до наших дней, а многое, к сожалению, утрачено, и утрачено навсегда.
У кого – то может возникнуть вопрос: а для чего нам, современным людям нужны эти старинные секреты и старые (устаревшие) знания?
Попробуем поразмышлять об этом вместе за круглым столом. А для начала вчитаемся в слова знаменитого писателя Дж. Джерома:
«Я люблю труд, он очаровывает меня: я могу часами сидеть и смотреть, как люди работают».
- Итак, сегодня, ребята, мы будем говорить о народном декоративно – прикладном искусстве. Узнаем, как создают глиняные игрушки мастера из сёл Дымково, Богородское, как возникает резной узор, как нарядна роспись Жостовских подносов. Рассмотрим их поближе, подержим в руках.
Рассказ учащихся о различных изделиях народных умельцев.
Павловопосадский платок (рассказывает ученик)
Цветок, цветок, ещё цветок.
Душе восторг, уму отрада.
Вот замечательный платок,
Из Павловского из Посада.И мой, естественно. Ведь я
Его принёс вам и вручаю.
И вам понравится он, чаю,
И вы, эмоций не тая,
С улыбкой скажете: «Прекрасный
Платок. Ну просто нету сил!»
Услышу я – и станет ясно,
Что вам подарком угодил!
Павловский Посад (рассказывает ученик)
Недалеко от Москвы есть старинный город Павловский Посад, который знаменит тем, что издавна здесь делают удивительной красоты платки.
Раньше женщины носили яркие цветастые платки не только на голове, но и на плечах. А иногда даже сложенными на руке, как украшение. Носят эти платки и сегодня.
Участницы ансамблей народного танца украшают ими свои костюмы.
Павловопосадские платки известны и в других странах, потому что они необыкновенно нарядны, веселы. По чёрному, вишнёвому, зелёному, оранжевому, белому фону словно рассыпаны цветы и листья, а чаще – букеты или даже гирлянды из роз, георгинов, пионов, лилий, ромашек, колокольчиков.Жостовский поднос (рассказывает ученица)
Предмет надежд, мечтаний, грёз,
Порыв души, движенье чувства.
Он, этот жостовский поднос,
Действительно предмет искусства.
Не зря прославлен на весь свет –
Шедевры, штучные изделья,
И в мире места больше нет,
Где также сделать бы сумели!
Жостовский поднос (рассказывает ученик)
Увидел как-то художник цветы, плывущие по воде, нарисовал их на подносе…
И сияет теперь поднос – цветник на чайном столе.
А делают и расписывают подносы цветами в подмосковном селе Жостове, где много зелени, воды и лугового простора.
А как? На металлическом листе красками цветы, потом покрывают их блестящим лаком, закаливают на огне. Раньше жостовские подносы продавали на ярмарках, их охотно покупали крестьяне и горожане.
Подносы в ходу и теперь. Ведь каждому люба вещь, радующая глаз, веселящая душу. Сияют на подносе нежные розы, пышные лилии, светятся зелёные листья.
Люди любуются красивыми расписными подносами!
Ростовская финифть (рассказывает ученица)
Поскорей готовьте ушки,
Будет чем мужчин манить,
Я дарю вам не безделку,
А ростовскую финифть.
Ростовская финифть (рассказывает ученик)
Финифть – древнерусское название эмали. В создании большинства произведений принимают участие два человека: художник и ювелир. Современные мастера создают самые разнообразные изделия. Они могут быть крошечными, миниатюрными, если это, например, пудреница, брошь, кулон, серьги.На фабрике «Ростовская финифть» делают ювелирные украшения, различные сувениры с изображением цветов и пейзажей.
Ростовская финифть – жемчужина в уборе русского декоративного искусства.
Матрёшка (рассказывает ученик)
Кто Россию понарошкуЗнает, для того она:
Снег, медведи и матрёшка.
Интересная страна!
Кто Россию знает ближе,
Понимает: сказки – ложь.
Есть в Москве, что и в Париже
Днём с огнём ты не найдёшь.
И хотя Россия круче,
Чем считает внешний мир,
Всё равно, матрёшка – лучшийНаш российский сувенир.
Матрёшка (рассказывает ученица)
В девяностых годах прошлого века в Москву, в игрушечную мастерскую Мамонтова привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика.
Изображала она мудреца Факурума, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Факурум «раскрывался», в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.
Игрушка понравилась взрослым и детям, она послужила прообразом нашей русской матрёшки.
Первая русская матрёшка была выточена токарем Звёздочкиным и расписана по эскизам художника Малютина.
Она состояла из 8 фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с чёрным петухом в руках. За девочкой шёл мальчик, потом опять девочка. Все они чем – нибудь отличались друг от друга. А последняя, восьмая, изображала завёрнутого в пелёнку младенца.
В 1900 году началось массовое производство матрёшек в нашей стране.
- Посмотрите, какие разные, какие красивые матрёшки есть на нашей выставке. Давайте попробуем нарисовать свои, ни на какие не похожие, матрёшки. У вас на столах есть цветные карандаши и рисунки. Итак, приступаем к созданию новых, красивых матрёшек.
(Дети рисуют.Все работы вывешиваются на доску).
Изделия из Гусь – Хрустального (рассказывает ученик)
Вот интересные дела,
Вот удивление, ей – богу –
Какие штуки из стекла
Выделывать умельцы могут!
Узор на них неповторим,
А формы – сам полёт фантазий.
Один лишь взгляд – душа в экстазе.
Ну как не удивляться им?
Изделия из Гусь – Хрустального (рассказывает ученица)
Давным – давно живут в Гусь – Хрустальном умелые мастера – стеклодувы. То, что они сейчас делают, уже промыслом не назовёшь. Потому что стоит тут настоящий завод со сказочным названием – хрустальный. Изделия этого завода сияют алмазными гранями и светятся морозными узорами на солнце. Каждая ваза, кубок или бокал не только излучают хрустальный блеск, но и поют. Прикоснитесь – и раздастся волшебный звон. Но откуда же пошло такое название города – Гусь – Хрустальный?
- А я вам сейчас расскажу такую легенду… Послушайте.
ЛЕГЕНДА
…Жил когда – то мастер – стеклодув по прозвищу Огонь – вздувай. Что ни попросят его – всё сделает. Выдувал он вазы, что на озёрные кувшинки походили, славились их цветочные букеты из стекла.
Одно лето он две недели не выходил со стекольного завода, никого к себе не пускал. Ходили даже разговоры: Огонь хрустальный дом себе выдувает. А как появился мастер на заводском дворе, окружили его работники.
Видят, на плече у него сидит хрустальный гусь, бьёт на все стороны поклоны, и крылышки его звенят, как колокольчики.
Посадили гуся на высокий шест и поставили среди заводского двора. Кто на завод ни зайдёт – всем хрустальный гусь поклон отдавал.
Потому и назвали город мастеров – Гусь – Хрустальный.
Дымковская игрушка (рассказывает ученик)
Немало интересного
В былые времена
Жизнь города уездного
Имела, и она
Была полна примерами
Забавных поз и лиц,
Ведь дамы с кавалерами
Блистали там манерами
«изысканных» столиц.
Взгляни, в игрушке дымковской
Как раз отражены«Блистанье» и «изысканность»
Забавной старины.
Дымковская игрушка (рассказывает ученик)
В слободе Дымково под Вяткой издавна существует русский народный художественный промысел. Его мастерицы создают жизнерадостные, нарядные и весёлые фигурки, вносящие с собой в дом потоки света, солнце, песни, говор и смех слободских гуляний.
Дымковскую игрушку лепят из глины, затем обжигают, ярко раскрашивают красками, украшают сусальным золотом.
Вот они – игрушки из Дымково. Это и кони – свистульки, барашки, дракончики, олени.
Всё это красочно, звонко, интересно. Игрушка радует глаз, бодрит душу.
Красота игрушки зависит от фантазии художника.
Богородская игрушка (рассказывает ученик)
Только липовая стружка
Из – под ножичка порхнёт,
Богородская игрушка
Вам лукаво подмигнёт.
Уж она – то не обманет,
Хоть с хитринкой, да чиста.
Уж она туда поманит,
Где медок течёт в уста!
Уж она – то затоскует,
Хоть куда внесёт уют.
Я нашёл как раз такую,
Настоящую. Дарю!
Богородская игрушка (рассказывает ученица)
Особенно известно село Богородское, где и поныне живут мастера – золотые руки. Умельцы не прочь пошутить: «Москва – столица страны, а мы, Богородск, - стольный град игрушек и поделок».
Возьмёт умелец кусок дерева – глядишь, через несколько часов он превратится в быстроногого зайца, который удирает от охотника, или в лихого коня – скакуна. А ещё народные умельцы вырезают шкатулки.
Посуда, изготовленная в Гжели (рассказывает ученик)
В мире нет таких земель,
Чтобы делать так умели:
Может, делают под Гжель,
Но не делают как в Гжели.
Потому, что только здесь,
И нигде во всей Вселенной, -
Только в Гжели несравненной
Мастера такие есть!
Палехская шкатулка (рассказывает ученик)
Скажу простецким языком:
Вы явно на того напали –
С культурой с детства я знаком,
Я знаю, что такое Палех.
И даже больше. Но сейчас
Не о моих познаньях речь – то.
А Палех… Палех…это – нечто!
Теперь он будет и у вас!
И, на шкатулку глядя эту,
Поймёте вы – сбылись мечты.
Недаром слух идёт по свету,
Что Палех – чудо красоты!
Палехская шкатулка (рассказывает ученица)
Какая красивая блестящая шкатулка – загляденье!
Шкатулку сделали – раскрасить надо. Нужно её покрыть чёрной краской снаружи, а внутри – красной.
Теперь – главное: нанести на чёрную поверхность разноцветный узор, от которого засветится, засияет вся шкатулка.
Такие шкатулки делают в Палехе. Палех – это старинное селение неподалёку от города Владимира. Палехские мастера знамениты на весь мир.
Посуда с хохломской росписью (рассказывает ученица)
Сводит всех давно с ума
Золотая хохлома.
Сводит, но в хорошем смысле:
Промысел народный сей
Редкой красотой своей
К чудесам искусств причислен.
И дивится целый свет
Изумительным издельям
И шедеврам рукоделья,
Конкурентов в мире нет!
Ложка – загляденье.
Из дерева – лёгкая, золотисто – огненная, покрытая жёлтыми лепестками и красными цветами. Возьмёшь в руку и видишь, что мастер вырезал ложку из липы. Мастер любит и знает лесную сторону; здесь калине, черёмухе, цветам и травам раздолье.
Хорошо иметь чудо – ложку, но ещё лучше, если с ней поставить рядом расписную чудо – миску. Поглядеть любо – дорого.
- Ребята, а как можно использовать ложку? (дети отвечают).
- А что ещё можно делать с деревянными ложками? (на них можно играть).
- Давайте и мы попробуем сыграть на настоящих деревянных ложках.
(Под мелодию «Валенки» играют на ложках).
Работа с текстом. Чтение текста учителем.
ХОХЛОМА.
Ещё совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер – иконописец.
Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса.
Построил он себе дом и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие строили здесь свои избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и приказал он отряду воинов найти беглеца и привести его. Но народная молва летела быстро. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. Утром, когда вошли в село царские воины, увидели все, как горит ярким пламенем дом чудо – художника.
Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть солнечных лучей.
В начале ХХ века крестьяне чаще покупали сделанную на заводах фарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду. У хохломских мастеров стало меньше покупателей. Леса, которые вырубали люди, поредели. Мастера создавали изделий меньше и меньше. Роспись становилась грубее и проще. Но разве можно было допустить, чтобы погибло это искусство, так полно и ярко отразившее душу создавшего его народа.
В 1918 году в городе Семёнове открыли школу художественной обработки дерева, в которой стали учителями опытные люди. Профессиональный художник Георгий Петрович Матвеев возглавил школу.
Обучение новых мастеров росписи длилось три года.
Вначале они терпеливо повторяли образцы, сделанные для этой цели лучшими хохломскими художниками.
Ученикам надо было «поставить руку» - добиться точности и быстроты в выполнении травных узоров.
Работы современных хохломских мастеров мы можем увидеть на художественных выставках крупнейших музеев страны. Они радуют нас яркими красками, щедростью узоров и мастерством исполнения.
Вопросы по содержанию прочитанного:
- О ком рассказывается в тексте?
- Где жил мастер?
- Куда он перебрался потом?
- О чём он мечтал?
- Чем стал знаменит мастер?
- Что решил сделать государь?
- Как поступил мастер?
- В каком году и в каком городе открыли школу художественной обработки дерева?
- Кто возглавил школу?
- Сколько лет обучались новые мастера?
- Где можно увидеть работы современных хохломских мастеров?
Самовар.
Я самовар дарю не шутки ради,
А просто жизнь с ним чудо хороша.
У самовара с кем – нибудь присядешь –
И запоёт как горлинка, душа.
И запах чая очарует,
И море радости дарует.
Ах, просто рай земной на самом деле.
Согреет сердце ласковый пожар.
Свидетель бог, хотя бы раз в неделю
Для счастья нужен русский самовар.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
- Вот и подошло к концу наше внеклассное занятие. За круглым столом мы сегодня говорили о декоративно – прикладном искусстве.
- О каких ремёслах мы сегодня узнали? (Дети называют).
ЧАЕПИТИЕ.