РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ


РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
А.Н. Оруджова
Понятие "информационное общество" появилось во второй половине шестидесятых годов прошлого века. Наряду с ним использовались такие термины, как "технотронное общество", "общество знания", "постиндустриальное общество.
21 век – время формирования информационного общества и активное принятие его всеми странами мира. Свое официальное признание информационное общество нашло: 27 марта 2006 года генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозглашает 17 мая Международным днём информационного общества.
Информационное общество— это новый формат общества, общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.
Для этой стадии развития общества характерно:
увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
формируется информационное единство всей человеческой цивилизации
эффективное информационное взаимодействие людей;
свободный доступ каждого человека к мировым информационным ресурсам;
удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.
Внедрение и повсеместное использование современных ИТ приводит к глобализации общества, стирании межгосударственных границ.
В век информационных технологий и коммуникаций меняется приоритет ценностей. В настоящее время материальные ценности приобретают второстепенную роль, а знания и информация занимают главенствующие позиции. Высказывание «Кто владеет информацией, тот владеет миром», как никогда актуально.
Необходимо осознавать, что мы живем в век грандиозных перемен. Из-за возрастания роли информации малые группы и даже отдельные личности могут оказывать существенное влияние на всех людей и дальнейшее развитие всего человечества. Главным неисчерпаемым источником ценностей на земле становится человек, как генератор знаний и идей, как личность, способная творить, созидать и не имеющая границ в своем умственном совершенствовании.
В связи с этим назрела острая необходимость в изменении, перестройке общественных взглядов и жизненных устоев в целом мире. В процессе переформатирования общества будут задействованы все страны и государства, независимо от их экономического развития.
Как уже было отмечено, что современное общество имеет все возможности и инструменты для построения идеальной модели жизни и прогрессивного развития человечества на планете Земля.
Но к сожалению, перед нами разворачивается совсем другая картина построения информационного общества.
На наших глазах совершается вместо информационной революции, которая должна привести к прогрессивному развитию общества, информационные и политические войны правящего класса, манипуляция сознанием, с целью удержания господства и власти. Этот процесс охватывает не отдельные государства, а все мировое пространство. Цель правящей элиты – создать контролируемое и управляемое общество. Это возможно осуществить с помощью современных научно-технических разработок. Для достижения своих тайных целей, используются различные методы, которые задерживают развитие НТП в разных странах: ведение локальных войн; финансирование террористических группировок; внедрение анти культурных ценностей и моральное разложение личности, подмена моральных принципов, искажение исторических фактов, что приводит к растлению и деградации молодежи, блокируя ее интеллектуальные возможности, стирание национальных особенностей, всемирная глобализация, построение единого государства с единой субкультурой и единой религией, попытки построения тоталитарного подконтрольного общества во всем мире.
Глобальная сеть Интернет сегодня, с одной стороны - это океан разноплановой информации, с другой стороны мощный инструмент в руках власть имущих для ведения манипуляций общественными массами и воспитания подрастающего поколения. На наших глазах в течение 20 лет произошла подмена исторических фактов, были сформированы радикальные националистические убеждения и резкие антироссийские взгляды в Украине. Оболваненный и доведенный до нищенского состояния народ Украины ловко втянули в революционный переворот и гражданскую войну. Цель достигнута с минимальными затратами – у власти послушные марионетки, граждане государства убивают друг друга, уничтожают города и населенные пункты, разорваны экономические и политические связи между Украиной и Россией, между дружественными народами с единой многовековой историей возникла непреодолимая вражда и неприязнь. Аналогичные сценарии «оранжевых» революций были успешно выполнены в ряде стран - бывших социалистических республик Советского Союза. Информационная война – приводит к реальным жертвам, несет смерти, слезы, порождает хаос, вражду, насилие, разруху. Что может противостоять этому явлению, как защитить государство и его население от беды? Можно на уровне государства ввести цензуру в сети интернет, можно отгородиться железным занавесом от мирового информационного пространства. Но есть и другие способы защиты. Если перефразировать народную поговорку «клин клином вышибают», то против информационных войн и атак необходимо бороться информационной осведомленностью и образованностью населения страны. Таким образом, в информационном обществе система образования и воспитания граждан – это щит и меч государства. Система образования и воспитания в сложившихся условиях работает не только на перспективу, но и является основой спокойствия и гарантией защиты страны изнутри в текущий момент.
Важной составляющей в этом процессе является патриотическое и высоконравственное воспитание подрастающего поколения. Об этом заявил президент РФ В.В.Путин «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. И вы сейчас именно это и сказали. И чиновники, и бизнес, и вообще все граждане работают для того, чтобы страна была сильнее. Потому что если так будет, каждый из нас, каждый гражданин будет жить лучше, и достаток будет больше, и комфортнее будет».
При этом Путин подчеркнул, что для внедрения национальной идеи недостаточно, чтобы президент или кто-то другой один раз об этом сказал. «Для этого нужно сознание, и постоянно об этом нужно говорить, на всех уровнях, постоянно», — заявил глава государства.
Нельзя оставлять молодежь без внимания, наедине с глобальной информационной системой Интернет – это верный путь для уничтожения общества, страны. Не нужно быть наивными, ведь на данном этапе развития общества существуют и применяются мощные инструменты по формированию личности с заданными качествами, взглядами, жизненными ценностями, для этого активно осуществляется сбор информации с помощью ИКТ и компьютерных сетей, формируются базы данных, постоянно проводится анализ и мониторинг социальных сетей, выявляются интересы и потребности каждого пользователя в отдельности и определенной группы людей в целом. Сеть наблюдает за человеком, формирует его взгляды, управляет им.
В рамках сложившейся исторической действительности роль учителя, преподавателя, наставника возрастает в сотни раз. На плечи учителя ложатся важные стратегические задачи, ведь именно он формирует запас знаний и ценностей у подрастающего поколения.
Преподаватель должен быть лучшим специалистом в обществе. Информационное общество ставит звание преподавателя на недостижимо высокий уровень и предъявляет высокие требования к нему:
Владение глубинными, базовыми знаниями по дисциплинам и умение передавать их учащимся;
Умение пользоваться современными техническими средствами в процессе обучения;
Умение формировать в обществе информационную культуру
Способность и готовность обучаться новому в течении всей трудовой деятельности;
Знание истории своей страны и мировой истории;
Знание политических и экономических основ;
Владение навыками отбора качественной и достоверной информации;
Желание активно участвовать в процессе формирования всесторонне развитой, аналитически и логически думающей, творческой личности, знающей свою историю и имеющей стремление улучшить и укрепить свою страну.
Осознание каждым преподавателем своей роли в обществе и в мире в целом – первая задача, стоящая в системе образования.
Преподаватель в информационном обществе уже не может оставаться только хорошим специалистом по своему предмету. Он должен быть всесторонне развитой личностью: уметь пользоваться достижениями и технологиями информационного общества, анализировать потоки информации, отличать истинную информацию от ложной, знать правила и этапы проведения информационной войны, уметь распознавать основные приемы манипуляции обществом, разбираться в политической и экономической сферах, постоянно совершенствоваться и обучаться новому, быть патриотом своего Отечества, высоконравственной личностью и примером для подрастающего поколения.