Программа внеурочной деятельности Узнаем Сами!


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Байрякинская средняя общеобразовательная школа»
Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_________Халикова Г. И
Протокол № ____
от ____________ 2015г «Согласовано»
Заместитель директора по УР _________Хамидуллина Г.Ф..
«____» ______________ 2015 г «Утверждаю»
Директор МБОУ «Байрякинская СОШ»
____Абдуллин И .И.
Приказ № _____
от ____________2015 г.

ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
“Узнаем сами”
Направление: Проектная деятельность
2015-2019 год
Автор: Саляхова Зиля Савитовна, учитель начальных классов МБОУ«Байрякинская СОШ»

с. Байряка 2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность в современном учебном процессе является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах, вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Педагогической целесообразностью  данной программы является реализация идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цель программы – развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей.
Задачи программы:
Познакомить учащихся со структурой проектной деятельности, со способами поиска информации;
Мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердие и самостоятельность
Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
Прививать интерес к исследовательской деятельности.
Воспитать коммуникативность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в кружковой работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых.  Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» в форме школьного кружка «Узнаем сами!» организуется с целью формирования у школьников умения учиться как универсального учебного действия.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 7 до 11лет. Проектная деятельность в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс). Занятия проводятся во второй половине дня.
Программа внеурочной деятельности «Узнаём сами!» рассчитана на 135 учебных часов, из расчета 1 час в неделю:
33 часа на первом году обучения;
34 часа на втором году обучения;
34 часа на третьем году обучения;
34 часа на четвертом году обучения.
Форма организации: ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах села. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, школьных олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети
Ожидаемые результаты: программа предусматривает достижение 3 уровней результатов.
Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали и пр.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеурочной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
В сфере регулятивных универсальных учебных
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действий
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Способы проверки результатов освоения программы.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.
Важнейшим звеном внеурочной деятельности является формирование универсальных учебных действий и личностных результатов, которые осуществляются при выполнении следующих требований: отслеживание содержательного объема, осмысленность, система в знаниях, прочность и действенность, объективность, индивидуализация, систематичность.
На занятиях по проектной деятельности используются разные виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль осуществляется посредством наблюдения за деятельностью обучающихся на каждом занятии.
Учебно-тематический план программы
1 год обучения
№ Тема Количество часов
всего теория практика
1 Введение 1ч. 1 2 Учимся делать проекты 7ч. 3 4
3 Мы узнаем сами. 23ч. 5 18
4 Заключение . Мониторинг деятельности учащихся. 2ч. 2
Всего 33ч 9 24
2 год обучения
№ Тема Количество часов
всего теория практика
Раздел 1. Тренинг способностей
1 Что такое проект? 4 1 3
2 Структура проектной работы 4 1 3
3 Учимся выдвигать гипотезы 6 2 4
4 План проекта 3 - 3
Раздел 2. Самостоятельная практика
5 Сбор материала для проекта 3 - 3
6 Что такое обобщение? 5 1 4
7 Что такое понятие? 7 2 5
Раздел 3. Мониторинг проектной деятельности учащихся
8 Проект-исследование “Как зимуют травы?” 2 - 2
Всего 34 7 27
3 год обучения
№ Тема Количество часов
всего теория практика
Раздел 1. Тренинг способностей
1 Как подготовить сообщение? 6 1 5
2 Подготовка к защите 5 1 4
3 Индивидуальные консультации 6 - 6
Раздел 2. Самостоятельная проектная работа
4 Участие в конференциях 4 - 4
5 Мини-конференция 6 - 6
6 Научно-практическая конференция 1 - 1
7 Выставка работ, презентации 2 - 2
3. Мониторинг проектной деятельности учащихся
8 Работа по проектным методикам 4 1 3
Всего 34 3 31
4 год обучения
№ Тема Количество часов
всего теория практика
Раздел 1. Этап планирования
1 Выбор темы. Определение цели и задач. 5 - 5
2 Источники информации. План работы. 8 - 8
Раздел 2. Этап проектно-исследовательской деятельности
3 Информация. 6 - 6
4 Работа над проектами. 7 - 7
Раздел 3. Этап презентации
5 Презентация 8 - 8
Всего 34 - 34
Содержание программы. (33 часа).
1 год обучения
Занятие 1.
Тема : Что такое проекты.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности. Презентация исследовательских работ учащихся.
Понятия : проект, проблема, информация.
Занятие 2.
Тема: Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнения в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра « Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Занятие 3.
Тема: Как мы познаем мир.
Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.
Понятия : наблюдение, эксперимент, опыт.
Занятие 4-5.
Тема: Школа « Почемучек».
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра « Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Занятия 6-7.
Тема: Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра « Угадай, о чем я спросил.» « Найди загадочное слово.» Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Занятия 8-9.
Тема: Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Занятия 10-11.
Тема: Проект «Эти важные буквы- ПДД«.
Запрещающие, предупреждающие дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. История возникновения дорожных указателей и знаков. Игра «В стране Дорожных знаков». Игра- тренировка «Перекресток». Работа в группах.
Понятия: дорожные указатели и дорожные знаки, перекресток, регулировщик движения.
Занятия 12-14.
Тема: Проект «Скоро праздник Новый год» . Новогодние подарки. Новогодний концерт.
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разных странах. Мастерская Деда Мороза. Подготовка Новогоднего концерта. Новогоднее выступление перед родителями.
Понятия: традиция, сувенир. Самооценка, сценарий, роль.
Занятия 15-16.
Тема : Проект «Алфавит» . Организация выставки книг в алфавитном порядке. Азбука в картинках. История русской азбуки. Алфавит. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».
Понятия: буква, алфавит.
Занятия 17-19.
Тема: Проект « Игры наших бабушек и дедушек».
Игры нашей семьи. Зимние забавы. Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Понятия: игра, товарищ, друг.
Занятия 20-23.
Тема: Проект «Растения».
Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Ютазинском районе РТ.
Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.
Занятия 23-25.
Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».
Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.
Понятия: симметрия.
Занятия 26-31.
Тема: Проект «Сказки».
Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок. О животных. Сочиняем сказку. Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.
Понятия: добро , зло, театр, спектакль, герои.
Занятия 32-33.
Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
2 год обучения
Раздел 1. Тренинг способно тей (17 ч)
1.Что такое эксперимент (4 часа)
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами: «Как вода исчезнет?» «Определяем плавучесть предметов». Эксперименты с домашними животными (например: любят ли они петь, как относятся к громким звукам)
2.Структура исследования (4 часа)
Что такое тема исследования. Правила выбора темы проекта и исследования. Что такое цель. На какой вопрос отвечает цель? Задачи проекта.
Анкета «Что мне интересно?» Составление модели «Почему репейник колючий».
3.Учимся выдвигать гипотезы (6 часа)
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если
Игры - задания: «Давайте вместе подумаем», «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?» Организация и проведение игр « Найди загаданное слово», «Угадай, о чём спросили?», « Найди причину события с помощью вопросов», «Вопросы домашних животных»
4.План проекта (3 ч)
Планируем собственное наблюдение «Почему надуваются мыльные пузыри?» Коллективная беседа «Нужен ли проекту план работы?»
Раздел 2. Самостоятельный проект (15 ч)
5. Сбор материала для проекта(3 ч)
Что такое проектно-исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений. Обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.
5.Что такое обобщение (5 ч)
Приемы обобщения. Выбор главного. Последовательность изложения.
Упражнения «Учимся анализировать», «Учимся выделять главное», «Расположи материал в определенной последовательности».
6.Что такое понятие (7 ч)
Выделение главных признаков предмета. Что значит определить понятие. Приемы определения понятий (описание, характеристика, описание посредством примера и др.).
Примеры описания понятий в литературе: А.Э. Брэм «Жизнь животных», Е. Чарушин «Про Томку». Загадки как определения понятий. Тренировочные задания: «Расскажи понятнее и короче» (что такое лодка, слива, стул и т.д.), «Опиши объект», «Дай характеристику животного», отгадывание загадок, составление кроссвордов.
Раздел 3. Мониторинг проектной деятельности учащихся (2 ч)
7. Проект «Как зимуют травы» (2 ч)
3 год обучения
1.Как подготовить план проекта и подготовиться к защите (6 ч)
Что такое сообщение, доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем проекте. Как выделить главное и второстепенное. «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и др.
2.Подготовка к защите (5 ч)
Что такое защита. Как правильно делать доклад?, Как отвечать на вопросы?.
«Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи?» и др.
3.Индивидуальные консультации (6ч)
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
4.Участие в конференциях (4ч)
Подготовка к выступлению перед аудиторией. Выступления в группах малого состава.
5. Мини-конференция (6 ч)
Дети и взрослые выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
5. Научно-практическая конференция (1 ч)
Участие предполагает присутствие на школьной конференции, выступление лучших докладов, вопросы авторам сообщений, высказывание собственных суждений.
6. Выставка исследовательских работ, презентация (2 ч)
Выставка исследовательских работ, презентация о работе клуба, мнения членов клуба, их пожелания.
7. Работа по методикам «Продолжи исследование», «Мини-курсы» (4ч)
Работа по методикам «Продолжи исследование» «Мини-курсы»
4 год обучения
Раздел 1. Этап планирования (13 ч)
1. Выбор темы. Определение цели и задач (5 часа)
Выявление интересов и знаний в области исследования, обсуждение возникших идей, постановка проблемы. Определение цели и задач проекта, создание дневника проекта, разбиение на группы (для группового проекта)
2. Источники информации. План работы (8 часов)
Определение источников информации, составление плана работы, распределение обязанностей (для группового проекта).Консультация по методам сбора информации и его обработке.
Раздел 2. Этап исследования (12 ч)
3. Информация (6 часов)
Сбор информации (проведение наблюдений, опросов, экспериментов, экскурсий, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.)Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.
4.Работа над проектами (7 часов)
Формулировка выводов по каждой поставленной задаче и общего вывода, обсуждение и подготовка материалов для выполнения конечного продукта. Оформление конечного продукта.
Раздел 3. Этап презентации (8 ч)
Презентация (8 часов)
Подготовка презентации, совместное обсуждение формы проведения презентации (для группового проекта). Презентация проекта, обмен впечатлениями.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения (1 час в неделю)
п/п Название темы Деятельность учащихся Кол часов Дата проведения
1 Что такое проекты. Обучающийся познакомится с понятием о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация. 1 2 Что такое проблема. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования 1 3 Как мы познаём мир.
Что такое исследование, опыт Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт 1 4-5 Школа почемучек.
Что такое гипотеза.
Обратные действия. Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ 2 6-7 Удивительный вопрос.
Эксперимент по смешиванию красок.
Как появляется тень. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загаданное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ. 2 8-9 Источники информации.
Как делаются книги?
Моя любимая телепередача. Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации. 2 10-11 Любимое число. Игры с числами.
Где встречаются числа? История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.
Понятия: число, нумерация чисел. 2 12-14 «Алфавит».
Ребусы. История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки Практическая работа «Живая азбука в картинках».
Понятия: буква, алфавит 3 15-16 «Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Понятия: традиция, сувенир, самооценка 2 17-19 «Игры наших дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы. Игра. Правила игры. Традиционные игры народов нашей республики. Игры прошлого. Игры современных детей. Понятия: игра, товарищ, друг. 3 20-23 «Растения» Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Татарстане. 4 24-25
«Симметрия вокруг нас»
Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.
Понятия: симметрия 2
26-31 «Сказки»
 Театрализация сказки. (2 часа). Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку.Театрализация сказки 6
32-33 Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. Систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся. 2
2 год обучения ( 1 час в неделю)

п/п Название темы Деятельность учащихся Количество часов Дата проведения
1-2 Что такое исследование? Кто такие исследователи? Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий 2 3-4 Основные методы исследования. Как задавать вопросы? Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования 2 5-6 Коллективная игра-исследование. Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения 2 7-8 Учимся выделять главное и второстепенное. Схема проектной работы..Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований 2 9-10 Защита проектной работы. Секреты успешного выступления. Обучающиеся смогут представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления 2 11-14 Путешествие в ЗагадкиноРабота над проектом в соответствии с этапами 4 15-18 Как образуется снег? Работа над проектом в соответствии с этапами 4 19-22 Усное народное творчество… Работа над проектом в соответствии с этапами 4 23-26 Меры длины. Работа над проектом в соответствии с этапами 4 27-30 Знакомые незнакомцы (озеленение) Работа над проектом в соответствии с этапами 4 31-33 Праздники в России Работа над проектом в соответствии с этапами 3 34 Моя лучшая работа. Рефлексия изученного за год. Презентации. Анализ. Подведение итогов. 1 3 год обучения ( 1 час в неделю)
п/п Название тем Деятельность учащихся Кол.часовДата проведения
1 Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. Выявление области знаний, в которых каждый ребенок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся. анкетирование учащихся, опрос. 1 2-3 Структура и содержание проектно-исследовательской деятельности. Структура проектно-исследовательской деятельности. Определение содержания, построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники». 2 4-5 План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез, определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Родная улица моя». Проверка гипотез. 2 6-8 Основные источники получения информации. Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия, работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием. 3 9 Оформление списка литературы и использованных электронных источников. Правила оформления списка использованной литературы. Оформления списка использованных электронных источников 1 10 Методы исследования. Мыслительные операции. Эксперимент Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.1 11 Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов. Письменный отчет - структура и содержание. Визуальный отчет - диаграммы, таблицы 1 12-13 Оформление работы. Подготовка доклада. Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад, доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ. 2 14-16 Как правильно делать презентацию. Знакомство с MicrosoftPowerPointЗащита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.
Работа в программе MicrosoftPowerPoint. Презентация «Моя мама». 3 17-19 Тематические учебные исследования по математике. Работа над проектом в соответствии с этапами. Исследование числа, суммы. 3 20-23 Исследования по русскому языку Работа над проектом в соответствии с этапами. «Лексическое значение слов», «Орфограммы в корне слова», «Соединительные гласные в сложных словах». 4 24-25 Исследование «Мифы и легенды». Работа над проектом в соответствии с этапами. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» 2 26-27 Исследование «Вода - источник жизни». Конференция. Работа над проектом в соответствии с этапами 2 28-30 Исследование названий географических объектов родного края. Работа над проектом в соответствии с этапами. « Родная улица моя», «Наше село – Байряка» 3 31-32 «Неизвестные герои Великой Отечественной войны». Работа над проектом в соответствии с этапами 2 33 Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний». Работа над проектом в соответствии с этапами 1 34 Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. Систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся. 1 4 год обучения ( 1 час в неделю)

п/п Название темы Деятельность учащихся Количество часов Дата проедения1 Узоры в Древней Руси. Узоры народов современной России. Определение содержания, построение схемы «Структура проектной деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Узоры». 1 2-3 Печать. Шифрование. Способы шифрования текстов. Раскрытие истории развития печатания. Понятие шифрование. Книги и фильмы, где встречается шифрование. 2 4-5 Логические игры в древней истории. Обучающиеся смогут представить результаты своей ра-боты в виде доклада, презентации назвать основные правила успешного выступления 2 6 Где мы живём. Символы: герб, флаг, гимн. Понятие о символах республики, района: герб, флаг, гимн. 2 7-10 Геология родного края. Раскрытие истории развития Земли. Понятия о палеозойской эре, мезозойской, юрсской эре (мире фантастических гигантов), кайнозойской эре. 4 11-13 Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли русской. Знакомство с исследователями.
Понятия: землепроходцы, исследователи. 3 14-15 Екатиринский мост. Достопримечательности села 2 16-18 Полезные ископаемые Исследование полезных ископаемых.
Понятия: угли, руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких металлов, нерудное минеральное сырье. 3 19-20 Времена года и народные приметы. Исследование связи времен года и народных примет.
Понятия: народные приметы. 2 21-22 Реки и озера. Знакомство с реками и озерами района.
Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река. 2 23-24 Почвы и природные зонынашего района, села. Исследование взаимосвязи почв и природных зон.
Понятия: виды почв, многообразие почв на родной территории, отличительные особенности природных зон. 2 25-28 Растительный мир родного края. Мир деревьев. Деревья и кустарники. Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений.
Понятия: хвойные и лиственные деревья, лекарственные растения. 4 29-31 Животный мир родного края. Млекопитающие лесов, птицы, насекомые, рыбы.
Исследование животного мира родного края.
Понятия: природное сообщество. 3 32-33 Экология республики, района Исследование экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.
Понятия: экологическая проблема. 2 34 Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. Систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся. 1
Методическое обеспечение программы
Проекты отличаются друг от друга:
результатом:
- поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);- мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
числом детей:
- индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
- работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
- коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием промежуточных результатов;
набором и иерархией ролей;
соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
необходимостью привлечения взрослых.
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).
Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации программного содержания используются следующие средства обучения:
Список литературы
Материально-техническое обеспечение курса.
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва «Просвещение», 2011
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя .Москва, «Просвещение», 2010
3. Самкова В.А. Методические рекомендации для учителя. Учебно-методический комплекс «AFSTM»
4. Самкова В.А. Методические рекомендации для учителя. Начинаем изучать. Основы естественных наук.
5. Самкова В.А. Методические рекомендации для учителя. Начинаем исследовать.
Для обучающихся
1. Энциклопедия для детей. Универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь том - М.Аванта +, 2003
2. Детская энциклопедия развлечений. Игры с бумагой и на бумаге. М. «Рипол классик»
3. Детская энциклопедия. Авто. М. «Росмэн». 2010. 2.Плешаков А.А.От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобр. Учреждений -М. «Просвещение», 2011
4.ПДД для детей.-М. «Эксмо», 2010
5. Тайны живой природы. М. «Росмэн», 1998
6. Технология. Поделки из разных материалов. М. «Экзамен», 2012
Электронные ресурсы
1. Большая детская энциклопедия. http://www.mirknig.com/
2. Интернет-журнал «Затеево» http://zateevo.ru/
3. Красная КнигаЮтазинского района. Официальная интернет-версия. http://kkmo1.verhovye.ru/Технические средства
1. Ноутбук
2. Проектор
3. Аудиодиски.
4. Видеодиски
5. Лаборатория «Начальные классы»
Примерные темы проектов:
Окружающий мир
Солнце, Луна и звездное небо в различные сезоны года
Погода своего региона
Минералы и горные породы своей местности
Дикорастущие растения своего региона
Культурные растения своего региона
Грибы своей местности
Разнообразие и поведение рыб
Местные виды птиц
Местная экосистема
Влияние факторов среды на рост и развитие растений
Загрязнение местных экосистем
Редкие и исчезающие виды растений и животных своего региона
Имена родного края
История в названиях рек, морей, океанов
Исторические песни и предания народов моего края.
Мои земляки в истории России.
Математика
Магические квадраты.
Логические игры.
Фокусы с числами.
Бумажный домик с мебелью.
Математический праздник.
Игры с числами.
Логические игры в древней истории.
Числа в пословицах и поговорках.
Русский язык
Способы шифрования текстов.
Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста.
Передача тайного смысла в картинах.
Передача тайного смысла в книгах.
Литература
Создание сборника пословиц и поговорок.
Создание сборника загадок.
Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.
Создание сборника сказок об одном из животных
Создание костюмов для сказочных персонажей.
Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.
Создание собственных сказок.
Коллаж по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное», «Унылая пора Очей очарованье!».
Технология и изобразительная деятельность
Узоры в Древней Руси.
Закономерности в узорах.
Узоры в оформлении книг.
Демонстрация моделей одежды с узорами.
Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами.