Программа Индивидуальная работа с учащимся, требующим особого внимания

Управление образования администрации Глазовского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кожильская средняя
общеобразовательная школа сельскохозяйственного направления»






Программа

«Индивидуальная работа с учащимся, требующим особого внимания»




Составитель: Бурова Татьяна Васильевна
учитель начальных классов
2 категория, 12 разряд













д. Кожиль, 2010 год
Пояснительная записка

Мы не можем избавиться от того, за что ругаем,
но можем получить то, за что хвалим.

Мы растим личность – успешную, гуманную, толерантную, деятельностную, всесторонне развитую, способную учиться добывать знания.
Почему это важно?
В современном мире воспитание личности с активной жизненной позицией в области ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям приобретает особую актуальность. Именно в школе необходимо заложить в учащихся самого «нежного возраста» основы самовоспитания и создать устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств.
Но в силу разных причин, в первую очередь, в результате семейной ситуации, возникают трудности в учебной и воспитательной работе с отдельными учащимися. Такие учащиеся приходят в школу с отсутствием положительных привычек в поведении. Ребята не владеют привычкой работать и зачастую не только интеллектуально, не мотивированы на учебную деятельность, у них отсутствуют коммуникативные умения и навыки, переменчивы в настроении и поведении, порой жестоки и агрессивны.
Точка отсчета, от которой строится педагогическая система учителя. Речь идет о владении учителем педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию каждого ученика.
Именно в начальной школе, когда закладываются основы дальнейшего обучения, а, значит, в большей мере и всего социального успеха, вариативность образовательного процесса обозначает для учителя, прежде всего, вариативность форм и способов обучения каждого ученика.
Различия детей в такой характеристике, как актуальный уровень знаний, еще как-то можно учесть. Такие же различия детей, как: особенности памяти, внимания. Предпочитаемые каналов восприятия информации и функционального доминирования полушарий, в «поле профессионального зрения» учителя не всегда попадает. А если и попадают (по результатам обследования психологов), то редко становятся основанием для педагогического конструирования индивидуальной помощи в рамках учебных занятий. А ведь память, внимание, модальность и функциональное доминирование полушарий, наряду с мотивацией и волей, практически основные «инструменты», обеспечивающие успех учебно-познавательной деятельности ученика начальной школы, особенно, в начале обучения, пока не сформированы на достаточном уровне общеучебные навыки.
Изучив все особенности учащихся, я стараюсь подобрать при подготовке к урокам такие упражнения, приемы и формы, чтобы каждый чувствовал себя успешным.
Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха – это задача каждого учителя, независимо от того. Какой предмет он преподает. Профессиональный долг классного руководителя состоит в том, чтобы стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху.
Для того чтобы помочь школьнику в самореализации в качестве личности, ориентированной на успех, в рамках классных часов мы начали оформлять портфолио учащихся.
В системе педагогической практики известно существование двух разновидностей портфолио: портфолио внешних достижений и портфолио личностного развития. К портфолио внешних достижений относятся документы, творческие работы, рейтинг.
В рефлексивном портфолио развития фиксируются шаги на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста.
Серия классных часов по созданию «Портфолио успешного ученика» направлена на создание личностного роста учащихся 4-го класса. Это содействие проявляется в:
раскрытии внутреннего потенциала школьников;
формировании жизненных навыков, необходимых для умения строить взаимоотношения;
поддержании учебных целей и стремления ученика к самосовершенствованию, его желания и умения постоянно учиться новому.
Главная задача данной программы помочь школьнику создать образ своего «я», сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности. Программа включает в себя различные способы самопознания: психологические тесты, практические задания, тренировочные упражнения, нацеленные на раскрытие у школьников внутренних возможностей и развитие умений объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки. В фокусе данной программы находится также повышение мотивации учения и саморазвития. Внимание учащихся акцентируется на осмыслении своей роли в классе, в семье, в школе.
Именно личностно-ориентированная педагогика потребовала от учителя освоения новых знаний – глубоких знаний о психофизиологии обучения, о вариативности процессов становления и развития учебно-познавательных процессов у каждого ученика.
И все же, главным ресурсом индивидуализации образовательного процесса будет умение учителя «увидеть» ученика, его проблемы профессионально точно, научиться управлять той образовательной средой, в которой можно увидеть и поддержать каждый успех ребенка.
Изучая и анализируя литературу по данной проблеме, я сделала много открытий для себя, нашла ответы на волнующие вопросы, начала понимать причины поведения ребенка.
Аффект неадекватности
Под аффектом неадекватности понимается чрезмерная защитная реакция на неуспех. Порожденная столкновением завышенной самооценки и реальных возможностей. Завышенные притязания в каком-либо важно для ребенка виде деятельности и потребности сохранить их при неуспехе заставляют его либо игнорировать свой неуспех, либо искать причины неуспеха вовне.
Дети, у которых аффект неадекватности устойчив, называются «аффективными». Аффективные дети обычно находятся в постоянном конфликте со сверстниками и учителями. Поэтому аффективные дети сами разными путями стремятся компенсировать свое плохое положение, привлечь к себе симпатию и внимание и тем самым удовлетворить свои притязания на хорошее положение, оправдать свою самооценку. Это ставит таких детей в особую зависимость от мнения, одобрения, оценки группы. Эта зависимость выражается в двух крайних формах: максимальной податливости влиянию группы и в негативистическом сопротивлении ее влиянию.
Психологическая устойчивость
Психологическая устойчивость – это целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций.
Поведение психологически устойчивой личности осуществляется в целом по следующей схеме: задача – актуализируемый ею мотив – осуществление действий, ведущих к ее реализации, - осознание трудности – негативная эмоциональная реакция – поиск способа преодоления трудности – понижение силы отрицательных эмоций – улучшение функционирования (и сопутствующая ему оптимизация уровня возбуждения).
Схема поведения у психологически неустойчивой личности: задача – мотив - осуществление действий, ведущих к ее реализации, - осознание трудности – негативная эмоциональная реакция – хаотические поиски выхода – усугубление осознаваемых трудностей – возрастание негативных эмоций – ухудшение функционирования – понижение мотивации или оборонительная реакция.
Главные причины дезорганизации поведения неустойчивых детей состоят в отсутствии эффективных способов преодоления трудностей и в переживании угрозы для личности. У неустойчивых личностей иногда наблюдается явление самоиндукции отрицательного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение, что приводит, в конечном счете, к тому, что неустойчивая личность чувствует полную беспомощность – как по отношению к трудным заданиям, так и по отношению к своему поведению в трудной ситуации.
Трудные ситуации нельзя исключить ни из процесса социализации и воспитания, ни из жизни вообще. Целью воспитания должно быть формирование у школьников психологической устойчивости к трудностям, возникающим в различных видах деятельности. Однако при постановке перед ребенком задач следует обращать его внимание на то, чтобы они соответствовали его возможностям, находились в зоне его ближайшего развития.
Такой ученик, который требуют особых усилий со стороны учителей и родителей, есть и в моем классе. Работа с таким учеником велась, но, на мой взгляд, не в системе и назрела необходимость создать Программу «Индивидуальной работы с учащимся, требующим особого внимания».
Программа состоит из следующих разделов:
Характеристика ученика.
Я и ребенок.
Анализ ситуации и формулирования проблемы.
Поиск путей решения проблемы.
Цель.
Задачи.
Ожидаемый результат.
Методы оценки результата.
План реализации программы.




·































Характеристика на ученика 4 класса
Ученик обучается в данной школе с 2006 года. До поступления в школу посещал детский сад, имел низкий уровень дошкольной зрелости.
По итогам обследования психолога такие показатели как уравновешенность нервной системы, уровень развития мышления, выносливость нервной системы развиты на низком уровне. Ведущий канал восприятия – визуал. Доминирует левое полушарие.
Уровень развития компетенций в рамках предметов и общеучебных умений у ребенка следующий:
Слушание. Восприятие и понимание речи есть, но проверить трудно, т.к. является неактивным слушателем.
Говорение. В диалоге участвует редко и по настроению, а также, если материал учебный легкий, им хорошо усвоен и подготовлен дома. В группе работать не любит.
Монологическая речь развита недостаточно. Очень стесняется отвечать перед классом.
Пересказывает хорошо художественные тексты, небольшие по объему научные тексты.
Свою точку зрения не высказывает, не аргументирует какие-то факты по теме урока, т.к. мыслительные операции развиты недостаточно, а также боится сказать что-нибудь не так и не то.
Чтение. Читает художественные тексты осознанно, но уровень понимания научных текстов, формулировок заданий значительно ниже, хотя может выделить главное в тексте.
С техникой чтения справляется на оценку «3» - 65 сл./мин. Способ чтения: целыми словами, некоторые по слогам.
Письмо. Списывание – 3 – средний уровень (допускает не более 2 ошибок, есть некоторые отклонения в общепринятом начертании букв).
Диктанты пишет на отметку «3», а изложения на «4».
По характеру мальчик эмоционально неуравновешенный, легко возбудимый. Может проявлять агрессию и жестокость по отношению к окружающим. К поручениям относится ответственно и с желание, но по настроению. Часто нарушает дисциплину даже при наличии контроля со стороны взрослых и товарищей. Самооценка заниженная. Нуждается в постоянной похвале и внимании со стороны окружающих.
Посещал кружок «Юный художник», в данное время посещает иногда спортивную секцию. Во внеклассных мероприятиях участвует неохотно, боится выступать на сцене.
Учащийся поставлен на ВШК по следующим причинам:
- дисфункция семьи (функция воспитания, эмоциональная);
- личностные особенности ребенка (характер, поведение);
- школьная дезадаптация (межличностные отношения, заниженная самооценка).



Я и ребёнок

Семья
Ребенок
Школа

Задачи родителей
Задачи ребенка
Задачи классного руководителя

понимать
поддерживать
контролировать
заботиться
интересоваться
обеспечивать
познать себя
стремиться изменить себя
совершенствовать себя
помогать в достижении цели
поощрять инициативу и самостоятельность
создать условия для развития способностей и личных качеств


Анализ ситуации и формулирования проблемы
Изучение интересов, способностей и склонностей, учащихся через наблюдение, анкетирование, вовлечение в разнообразную деятельность на уроках и во внеурочное время.
Изучение семьи через анкеты и посещение.

Пути решения проблемы
Создание плана индивидуальной профилактической работы с учащимся
Вовлечение в коллективную деятельность
Привлечение специалистов для коррегирования отклоняющегося поведения
Работа с родителями

- отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащегося;
- проведение дополнительных занятий, консультаций;
- снятие «синдрома неудачника»;
- создание ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности.
- выполнение поручений в классе;
- дежурство в классе;
- участие во внеклассных мероприятиях;
- посещение кружков, секций.
- занятия с психологом;
- консультации с психиатром;
- лечение.
- индивидуальные консультации и беседы;
- родительские собрания;
- привлечение родителей во внеклассную деятельность.





Проблема: Дисциплинированность – 2 балла.
Главатских Федор чаще нарушает дисциплину, даже при наличии контроля со стороны взрослых и товарищей.
Цель: Создание условий для повышения уровня дисциплинированности Главатских Ф. до 3 баллов.
Критерий: Соблюдает правила поведения при наличии контроля со стороны взрослых и товарищей.
Задачи:
Создавать ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности через учёт его способностей, возможностей и поощрение;
Дать поручение с учётом его склонностей;
Организовать контроль выполнения домашнего задания со стороны родителей;
Работать по повышению самооценки через УМК «Полезные привычки», портфолио, дневник достижений, родительские собрания «Роль самооценки в формировании личности», «Воспитание сознательной дисциплины» и т.п.
Поддерживать тесную связь с родителями через консультации, индивидуальные встречи, записи в дневнике, телефонные звонки.

Проблемно-ориентированный анализ
Проблема
Причина
Следствие
Ожидаемый результат

Главатских Ф. нарушает дисциплину даже при наличии контроля со стороны взрослых и товарищей
- низкий уровень учебной мотивации;
- испытывает затруднения в учебной деятельности;
- не всегда добросовестно готовится к урокам;
- недостаточный контроль со стороны родителей;
- неуверенность в себе, заниженная самооценка;
- в семье чрезмерная требовательность, излишняя строгость, грубость в проявлении родительской власти.
- не усвоение учебного материала;
- не выполнение требований учителя;
- не выполнение поручений в классе;
- отказ от участия во внеклассных мероприятиях;
- отсутствие самодисциплины;
- конфликты с одноклассниками;
- отрицательный пример для других;
- нарушение микроклимата в классе.
- выполнение правил поведения при наличии контроля со стороны взрослых и товарищей;
- выполнение требований учителя;
- повышение учебной мотивации;
- повышение самооценки;
- выполнение поручений в классе;
- участие во внеклассных мероприятиях;
- положительные отношения с одноклассниками, учителями;
- поддержка, контроль, любовь в сочетании с разумной требовательностью, доверительные отношения, поощрение самостоятельности со стороны родителей;
- лечение у специалистов.



Методы оценки результатов:
1. Количественные - педагогическое наблюдение, тестирование, портфолио учащегося.
2. Качественные - психолого-педагогические диагностики.

План индивидуальной профилактической работы с учащимся, требующим особого внимания

Учащийся (Ф.И.) _Главатских Федор_________

Индивидуальная работа
Сроки проведения
Формы мероприятий
Темы
Результат

15.09.
Инд. занятие по математике
Решение примеров на вычитание
Научился решать примеры данного типа.

23.09.
Инд. репетиция
Слова частушек, песен.
Выступал на сцене с классом

















Вовлечение в коллективную деятельность
Сроки проведения
Поручения по классу (разовые, временные, постоянные)
Кружки, секции
Участие в школьных и классных мероприятиях

Сент.
Физорг (выполняет не всегда)
Юный художник
1) Осенний кросс (бегал на время и в эстафете) +




2) Мероприятие по ПДД (волк в сценке «Светофор», пел частушки) +




3) «Снайперы» (под конец игры не играл) +-




4) У меня две Родины (отказался участвовать) -




5) Новый год (танцевал, пел, играл) +


Работа с родителями
Сроки проведения
Мероприятия
Содержание деятельности
Результат

3.10.
Инд. беседа с мамой
По поводу поведения и учебы Феди
Решение: - контролировать выполнение домашнего задания;
-обратиться к специалистам (психологу, психиатру)
Д/з выполняет добросовестно, к специалистам не съездили.






23.12.
Беседа с мамой
По поводу того, что Федя отказался репетировать танцы и песни к Новому году (пролежал под скамейкой)
Решение: - поинтересоваться у Феди подготовкой к Новому году
Пел и танцевал, кроме танца «Кукуруза»



Привлечение специалистов для коррегирования отклоняющегося поведения
Сроки проведения
Учреждение, специалист
Тема
Результат

12.11.
Федора свозили к психиатру на прием.

Назначили лечение.
Улучшилось общее самочувствие ребенка, поведение и учеба.

20.11.
Ездили на обследование в г. Ижевск.

Со слов матери, выявили только сколиоз, отклонений нет.



















Дневник достижений и успехов
(записи ведет учитель)
Дата
Результаты

13.12.
Активно работает на уроках чтения. Получил «5» за чтение наизусть.




23.12.
Изъявил желание исправить после уроков «4» по чтению за пересказ на «5».

25.12.
Разучивал танцы и песни к Новому году, кроме танца «Кукуруза»

26.12.
Разучивал все танцы и песни.






















Литература

Галеева Н.Л. и др. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе: Методическое пособие для учителя. – М.: 5 за знания, 2008, с. 8-21.
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006, с. 165-172, с. 188-190, с.197-200.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2004, с.44-81.
Молчанова З.М. Личностное портфолио школьника. 5-7 классы: учеб.-метод. пособие. – М.: Глобус, 2008.
Энциклопедия современного учителя. – М.: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство АСТ», 2000, с. 69-71.









13PAGE 15


13PAGE 141015




















15