Урок по основам агрономии на тему Вредители и болезни сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Балаганский аграрно-технологический техникум»
Урок по агрономии
Специальность: Механизация сельского хозяйства
Тема урока:

Преподаватель: Кузнецов А.Н.
Тема урока: Вредители и болезни сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними
Цель урока: формировать знания обучающихся о вредителях и болезнях сельскохозяйственных культур и меры борьбы с ними.
Образовательная: изучить основные виды вредителей и болезни сельскохозяйственных культур;
Развивающая: формировать умения на практике использовать меры борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; работать с учебником.
Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к изучению дисциплины.
Оборудование: компьютер, презентация, видео, карточки задания.
Формирование ОК:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ПК:
Ход урока
Организационный момент
Вступительное слово преподавателя.
Актуализация знаний, определение темы и целей урока.
На страже здоровья людей стоит медицина, животных — ветеринария, а на страже здоровья растений — служба защиты растений.
Защитить растения от многочисленных вредителей — задача нелегкая. Сколько требуется наблюдений, сколько животных и растений нужно изучить, сколько провести опытов! Да все это надо сделать в различных районах нашей огромной и разнообразной по природным условиям страны. Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем с вами изучать? (ответы обучающихся)
Правильно вам нужно знать главных врагов культурных растений и меры борьбы с ними.
И так тема нашего урока: Вредители и болезни сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними. Слайд№1 ( записываем в тетради)
Изучение нового материала
Преподаватель: Различные вредители и болезни сельскохозяйственных растений ежегодно уносят до 1/4 урожая. К вредителям относятся многие насекомые, клещи, нематоды (микроскопические круглые черви), моллюски, некоторые грызуны и отдельные виды птиц. Наиболее многочисленные и вредоносные из них — насекомые: жуки, бабочки, мухи, саранча, клопы, тли.
Основные повреждения растениям наносят личинки.
Один из опаснейших вредителей полевых культур — озимая совка. Слайд№2
Её гусеницы многоядны и могут питаться на самых разных растениях. Они подгрызают стебли и черешки листьев у основания, губят всходы озимых хлебов и др. Необычайно прожорливы гусеницы лугового мотылька, оставляющие на листьях лишь самые крупные жилки, а также кукурузного мотылька, которые развиваются внутри стеблей и в початках кукурузы, выгрызая в них полости и ходы. Они повреждают также просо, сорго, коноплю, подсолнечник, картофель, хмель и другие растения. Значительный вред злакам наносят хлебные блошки (стеблевая и полосатая), личинки шведской и гессенской мух. слайд №3
Жук-крестоносец питается мягкими незрелыми зернами сначала озимых хлебов, затем более поздно созревающих яровых пшениц. При этом часть зерен выбивается из колосьев и падает. Посевам хлебов большой ущерб наносит клоп вредная черепашка.
Все болезни растений принято делить на инфекционные и неинфекционные. Наиболее опасны инфекционные заболевания, вызываемые патогенными микроорганизмами- главным образом грибами, бактериями и вирусами. Слайд №4
Грибы- гетеротрофные организмы, использующие для питания только готовые органические вещества. Вегетативным органом грибов является мицелий (грибница), состоящий из гиф ( тонких переплетающихся нитей). Слайд №5
Бактерии, как и грибы, лишены хлорофилла и используются для своего развития готовые питательные вещества. Каждая бактерия состоит из одной клетки микроскопического размера. слайд №6
Вирусы - это мельчайшие живые организмы, даже не имеющие клеточного строения и состоящие из молекулы нуклеиновой кислоты, покрытой белковой оболочкой. слайд №7
Теперь я вам предлагаю заполнить в таблице две первые колонки используя учебник на стр 176-182- работа по группам слайд №10
Вид вредителя, болезни Особенности нанесенного ущерба Методы борьбы
1 вариант :
Вредители - саранча, колорадский жук, тля;
Болезни - грибы
2 вариант:
Вредители - бабочки, блошки, муха.
Болезни - бактерии.
3 вариант: клещи, слизни, нематоды.
Болезни – вирусы.
Методы защиты растений от вредителей и болезней слайд №9
Применяют
агротехнические, слайд №10
К агротехническим методам относятся правильный выбор и подготовка места для закладки сада, выращивание и использование здорового посадочного материала, пространственная изоляция культур, имеющих общих вредителей, обработка почвы, внесение удобрений, правильная обрезка, использование устойчивых сортов и т. д. При тщательной обработке почвы разрушаются местообитания многих вредных насекомых, ухудшаются условия их зимовки. Своевременный посев обеспечивает наиболее благоприятные условия для прорастания семян и развития растений, что делает их более устойчивыми к повреждениям. Применение севооборота с необходимой пространственной изоляцией культур в ряде случаев исключает возможность их повреждения, так как насекомые, приспособленные к питанию на определенных растениях, при смене культур погибают от недостатка пищи. Правильный режим питания способствует хорошему росту и развитию растений и повышает их устойчивость ко многим вредителям. Уничтожение сорняков, являющихся кормовой базой для многих вредителей, удаление засохших ветвей, очистка отмершей коры на плодовых деревьях, своевременные поливы в значительной мере предупреждают массовое накопление вредителей. Просмотр видео. слайд 11
физико-механические, слайд №12
Физико-механические методы — это вырезка и сжигание засохших, поврежденных веток, яиц некоторых вредителей (например, непарного и кольчатого шелкопрядов), стряхивание жуков (яблонный цветоед), накладывание ловчих поясов против плодожорки и сбор падалицы, очистка штамбов от старой, отмершей коры и побелка их известковым молоком, снятие и сжигание зимующих гнезд боярышницы и златогузки и т. д.
химические слайд №13
Химические методы заключаются в использовании для борьбы с вредителями различных ядов — пестицидов. Они требуют специальных знаний, так как неумелое применение ядовитых веществ может вызвать отравление работающих с ними людей, гибель полезных насекомых, а также загрязнение ядами окружающей среды (почвы, растений, воды и т. д.).
и биологические методы борьбы. слайд №14
В настоящее время большое внимание уделяют биологическим методам защиты растений, безопасным для человека и сельскохозяйственных животных. Они включают разные способы и приемы использования живых организмов — паразитических и хищных насекомых, клещей, микроорганизмов, а также насекомоядных птиц, млекопитающих и др.
Ребята, а теперь заполните третью графу таблицы и укажите, какой метод борьбы характерен для вашего вида вредителей и болезни ( учебник стр.183-189)
слайд №15
Закрепление изученного материала
Выступление групп, обсуждение, проверка результатов, исправление.
слайд №16
Итог урока
Рефлексия
Что вы сегодня на уроке узнали нового для себя?
Понравился ли вам наш урок?
А теперь я попрошу вас оценить наш урок и выбрать смайлик по цвету.
слайд №17
Домашнее задание.
Подготовить сообщение на одну из тем:
- Влияние пестицидов на организм человека?
- Методы защиты растений от вредителей и болезней в Балаганском районе.
слайд №18-19
Список литературы
1.Н.Н. Третьяков, Б.А Ягодин, А.М. Туликов. Основы агрономии. Учебное пособие для ПО. М.: Академия, 2003г.
2.enciklopediya1.ru3.yunc.org›
Использованные фото:
club-monadire.gepodsolnechnik.4sg.com.ua5-nt.rushkolakz.ruschool68.ruotvet.mail.rukaicc.rustudfiles.ruyarferma.rutarumovka.ruagrocounsel.rualau.kzinfourok.rushkolageo.ru