Конспект по математике Отношения столько же, больше, меньше


Тема: ОТНОШЕНИЯ «СТОЛЬКО ЖЕ», «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ».
Педагогические цели Раскрыть предметный смысл отношений «больше», «меньше», «равно»; учить устанавливать данные отношения между предметами; развивать навыки счёта в пределах 10, как прямой, так и обратный
Тип, вид урока Комбинированный
Планируемыерезультаты(предметные) Обучающийся умеет: сравнивать две группы предметов, объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько
Универсальные учебныедействия (метапредметные) Личностные. Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения; получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; оценки жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные. Научится: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; использовать в своей деятельности простейшие приборы.
Познавательные. Научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать знаки, символы; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Коммуникативные. Научится: использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: строить понятные для партнера высказывания; работать в паре
Формы и методы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический
Основноесодержание темы, понятия и термины Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на …»
Образовательные (цифровые) ресурсы Учебник, печатная тетрадь, счетный материал, сюжетные картинки, рисунок светофора; магнитная доска, фланелеграф, геометрические фигуры; цветные карандаши

Этап (элемент)урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
осуществляемые действия формируемые умения
1 3 4 5
I. Организационный момент -Улыбнитесь друг другу, настройтесь на рабочий лад.
Приветствуют учителя. Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность
II. Работа над развитием навыков счёта - Отгадайте загадку.
В день осенний, в день пригожийНа колючий шар похожийПо лесной тропинке шел,На полянке гриб нашел.А грибы - я вам скажу - Очень нравятся....(Ежу)
- Ёжик принёс вам цветок.
Давайте посчитаем – самостоятельно, каждый про себя, сколько лепестков у нашей ромашки. (8)
- Посчитаем вслух. С какого лепестка начнем считать? (с самого верхнего)
- Сколько у нас получилось лепестков? (8)
_А сейчас давайте начнем считать с другого лепестка. Я буду показывать, а вы хором считайте (1, 2, 3…..8)
-Попробуем посчитать еще раз и опять с другого лепестка. Сколько у нас получилось лепестков? (8)
-Как вы думаете, почему у нас все время получается 8 лепестков. (Потому что мы не изменили количество лепестков).
-А вот ежик посчитал, и у него получилось 9 лепестков. В чем дело? (Он посчитал первый лепесток два раза)
- А кто знает, чем питается ёжик?
-Посмотрите на доску. Что вы видите? (Яблоки)
-Эти яблоки нашел ежик. Однако он никак не может сосчитать, сколько у него яблок. Давайте поможем ежику. Сколько у ежика яблок? (5)
-Какого цвета третье яблоко? (Красного)
-А желтое яблоко, которое по счету? (Пятое)
- Какого цвета яблоко, которое находится между красным и зелёным? Считают различные фигурки на наборном полотне Осуществляют анализ объектов. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Используют наглядный материал для решения учебной задачи
Физкультминутка.
(Презентация)
Выполняют упражнения для профилактики утомления
- Посмотрите, что вам принёс ежик? (Груши и яблоки)
– Как вы думаете, ребята, каких предметов больше (меньше)?
Учащиеся могут дать разные ответы. Кто-то может предложить сосчитать предметы, тогда учителю следует предложить такой вариант:
– Если бы вы не умели считать, как бы узнали, каких предметов больше (меньше)? (Можно составить пары
Может быть и другой вариант ответа (соединять предметы стрелочкой):

-Посмотрите, что у нас получилось? (Без пары осталось одно яблоко)
-Что можно сказать о количестве яблок? ( Яблок больше)
-Что можно сказать о количестве груш? (Груш меньше)
-Что нужно сделать, чтобы груш стало столько же, сколько и яблок? (Добавить 1 грушу)
-Еще как – то можно выровнять количество груш и яблок? (Убрать 1 яблоко)
Отвечают на вопросы.
Предлагают объединить предметы в пары: яблоко – груша.
Если лишней останется груша, значит, груш больше; если лишним будет яблоко, значит, больше яблок, а груш, соответственно, меньше Осуществляют анализ объектов.
Используют наглядный материал для решения учебной задачи
- Откройте учебник на с. 10
- Как звучит тема нашего урока?
- Чему сегодня мы будем учиться?
(Сегодня мы поговорим с вами о таких отношениях, как «больше», «меньше», «столько же»)
Рассмотрите в учебнике рисунок 1.
- Герои какой сказки здесь нарисованы?
– Сравните количество домиков и количество поросят на рисунке.
– Практическая работа.
- Положите перед собой 5 красных треугольников и 5 синих квадратов.
– Что можно сказать о количестве красных треугольников и синих квадратов? (Одинаковое количество или столько же)
– Объясните, почему так считаете
-Что нужно сделать, чтобы треугольников стало меньше, чем квадратов? (Убрать 1 треугольник).
- Теперь положите 2 синих круга и 3 зелёных круга.
- Что можете сказать о количестве кругов?
– Докажите, что зелёных кругов больше.
– Как сделать количество кругов одинаковым? Рассматривают сюжетные картинки в учебнике и отвечают на вопросы учителя.
– Добавить 1 розовый круг или убрать один зелёный Осуществляют анализ объектов. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
Проводит физкультминутку.
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите.
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два! Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя движения Выполняют упражнения для профилактики утомления
– Какие листья изображены в тетради?
(Дубовые, берёзовые)
– Каких листьев меньше?
– На сколько их меньше?
– Дорисуйте берёзовые листья так, чтобы их стало столько же, сколько дубовых.
- Ёжик приготовил вам задание. Он принёс вам грибочки.
- Можно ли сказать, что больших грибов столько же, сколько маленьких?
- Как можно показать, что маленьких грибов столько же, сколько и маленьких?
- Выполните это задание
- Раскрасьте шляпки грибов так, чтобы менялся ещё и их цвет.
– Что изображено на рисунке?
– Для чего служит светофор?
– А вы знаете, какого цвета «глаза» у светофора и что обозначает каждый из них?
– Какого цвета верхний «глаз» светофора?
– Закрасьте на первом светофоре только верхний кружок.
– Какого цвета второй «глаз» светофора?
– Закрасьте на втором светофоре средний кружок жёлтым цветом.
– Какого цвета третий «глаз» светофора?
– Закрасьте на последнем светофоре зелёным цветом нижний кружок.
– Что обозначает каждый сигнал светофора?
– Какому цвету светофора соответствует жест регулировщика?
Держит правая рука
Жезл у края козырька,
Значит, жёлтый цвет горит.
«Приготовьтесь», – говорит Рассматривают иллюстрации в тетради и отвечают на вопросы учителя.
– Берёзовых.
Самостоятельно работают с тетрадью (с. 6, рисунок 3).
– Светофор.
– Красного.
– Жёлтого.
– Зелёного.
– Жёлтому Осуществляют анализ объектов. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи
- Презентация.
- Чему вы сегодня научились на уроке? (Сравнивать предметы).
- Предлагаю посмотреть на слайды и ответить на вопросы. Осуществляют анализ объектов. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Используют наглядный материал для решения учебной задачи
– Что нового узнали?
– Какие открытия сделали на уроке?
- Удалось ли нам решить поставленную цель?
- Так какие отношения между предметами мы с вами рассматривали?
(Больше, меньше, столько же.)
- С каким настроением мы заканчиваем с вами урок? Формулируют полные ответы на вопросы.
Высказывают предположения Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы