Рекомендации учителям по работе с детьми ОВЗ


Важную роль в работе с детьми ОВЗ являются рекомендации работникам образовательных учреждений
Данные методические рекомендации (памятки) разработаны в целях оказания психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения, с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, работающих с данной категорией детей.
Существует определенная типология семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья или ребенка-инвалида.
Благополучная семья
Неблагополучная семья
Семья социального риска.
Различаются следующие категории детей с нарушениями в развитии:
дети с нарушениями слуха;
дети с нарушениями зрения;
дети с нарушениями речи;
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
дети с задержкой психического развития (ЗПР);
дети с нарушениями интеллекта
Рекомендации по межличностному взаимодействию
с людьми с нарушенным слухом:
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помаши ему рукой или похлопай по плечу. Смотри ему прямо в глаза и говори четко, хотя имей в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.
Не затемняй свое лицо и не загораживай его руками, волосами или какими-то предметами. Собеседник должен иметь возможность следить за выражением твоего лица.
Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если ты не знаешь, какой предпочесть, спроси у них.
Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говори немного более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.
Говори ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.
Если тебя просят повторить что-то, попробуй перефразировать свое предложение.
Используй жесты.
Убедись, что тебя поняли. Не стесняйся спросить, понял ли тебя собеседник.
Если ты сообщаешь информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напиши ее, сообщи по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
Если существуют трудности при устном общении, спроси, не будет ли проще переписываться. Не говори: «Ладно, это неважно…». Сообщения должны быть простыми.
Не забывай о среде, которая тебя окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.
Не меняй тему разговора без предупреждения. Используй переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»
Очень часто слабослышащие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика (сурдопедагога), не забудь, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику (сурдопедагогу).
Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Тебе лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил и помнить, что только три из десяти слов хорошо прочитываются; нужно смотреть в лицо собеседника и говорить четко и медленно, используя простые фразы, жесты, телодвижениРекомендации по межличностному взаимодействию
с людьми с нарушением зрения:
Когда ты встречаешься с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называй себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент ты обращаешься и назвать себя.
Нарушение зрения имеет много степеней. Человек может быть полностью слепым или плохо видеть. Полностью слепых людей всего около 10 %, остальные люди имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других – слабое прямое при хорошем периферическом зрении. Все это надо выяснить учитывать при общении.
Предлагая свою помощь, направляй человека, не стискивай его руку, иди
так, как Вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
Не обижайся, если твою помощь отклонили.
Опиши коротко, где ты находишься. Например: «В центре зала, примерно в шести шагах от Вас, стоит стол». Или: «Слева от двери, как заходишь –кофейный столик».
Предупреждай о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п. Обрати внимание на наличие бьющихся предметов.
Используй (если это уместно) фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Учти, однако, что не всем это нравится.
Обращайся с собаками-поводырями не так, как к обычным домашним животным. Не командуй, не трогай и не играй с собакой-поводырем.
Не отнимай и не стискивай трость человека.
Всегда выясняй, в какой форме человек хочет получить информацию: Брайль, крупный шрифт, диск, флешка. Если у вас нет возможности перевести информацию в нужный формат, отдайте ее в том виде, в котором она есть – это лучше, чем ничего.
Если ты собираешься читать незрячему человеку, сначала предупреди об этом. Говори нормальным голосом.
Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяй чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитай его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
Всегда обращайся непосредственно к человеку, даже если он тебя не видит, а не к его зрячему компаньону.
Когда ты предлагаешь незрячему человеку сесть, не усаживай его, а направь руку на спинку стула или подлокотник. Если ты знакомишь его с незнакомым предметом, не води по поверхности его руку, а дай ему возможность свободно потрогать предмет.
Если тебя попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть
кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет. Когда ты общаешься с группой незрячих людей, не забудь каждый раз называть того, к кому ты обращаешься.
Не заставляй твоего собеседника вещать в пустоту: если ты перемещаетесь, предупреди его.
Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
Избегай расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде: «стакан находится где-то там, на столе», «это поблизости от вас». Старайся быть точным: «Стакан посередине стола», «Стул справа от вас».
Пытайся облечь в слова мимику и жесты.
Если ты заметил, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляй его движением на расстоянии, подойди и помоги выбраться на нужный путь.
При спуске или подъеме по ступенькам веди незрячего человека перпендикулярно к ним.
Передвигаясь, не делай рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывай руки назад – это неудобно.
Рекомендации по межличностному взаимодействию
с людьми с речевыми нарушениями:
Используй доступный язык, выражайся точно и по делу.
Избегай словесных штампов и образных выражений, если только ты не уверен в том, что твой собеседник с ними знаком.
Не говори «свысока». Не думай, что тебя не поймут.
Говоря о задачах или проекте, рассказывай все «по шагам». Дай возможность собеседнику обыграть каждый шаг после того, как ты объяснил ему.
Исходи из того, что взрослый человек с нарушениями речи имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.
Если необходимо, используй иллюстрации или фотографии. Будь готов повторить несколько раз. Не сдавайся, если тебя с первого раза не поняли.
Обращайся с человеком с речевыми нарушениями точно так же, как ты бы обращался с любым другим. В беседе обсуждай те же темы, какие ты обсуждаешь с другими людьми, например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.
Обращайся непосредственно к человеку.
Помни, что люди с речевой патологией, дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т. д.
Если это необходимо, можешь записать свое сообщение или предложение на бумаге, предложи своему собеседнику обсудить его с другом или семьей.
Рекомендации по межличностному взаимодействию с людьми,
имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
Кода вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или
костылями, расположись так, чтобы твои и его глаза были на одном уровне, тогда тебе будет легче разговаривать.
Помни, что инвалидная коляска – неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайся на нее, не толкай, не клади на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без разрешения – то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
Всегда спрашивай, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее.
Если твое предложение о помощи принято, спроси, что нужно делать, и четко следуй инструкциям.
Если тебе разрешили передвигать коляску, сначала кати ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
Всегда лично убеждайся в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйся, какие могут возникнуть проблемы или
барьеры, и как их можно устранить.
Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
Если существуют архитектурные барьеры, предупреди о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения.
Помни, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
Не думай, что необходимость пользоваться инвалидной коляской – это трагедия. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т. п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.
Рекомендации по межличностному взаимодействию
с людьми с гиперкинезами (спастикой)
Гиперкинезы – непроизвольные движения тела или конечностей, которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП). Не-
произвольные движения могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.
Если ты видишь человека с гиперкинезами, не следует явно обращать внимание на него.
При разговоре не отвлекайся на непроизвольные движения собеседника,
потому что невольно можешь пропустить что-то важное, и тогда вы оба окажитесь в неловком положении.
Предлагай помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.
Перед тем, как сесть за стол с человеком с гиперкинезами, поинтересуйся, какая сервировка ему удобна. Ему может понадобиться соломинка, глубокая или, наоборот, мелкая тарелка, низкая или высокая чашка и так далее.
Уступая место, не настаивай, если человек отказался.
Если ты покупаешь билеты в кино или театр для человека или людей с гиперкинезами, выбирай такие места, где они не будут мешать другим зрителям непроизвольными движениями. Если таких мест нет, нужно договориться с администрацией о дополнительных местах в проходе.
Не бойся противоречить человеку с гиперкинезами, боясь его разволновать. Позиция «только не волнуйся», «ладно», приведет к потере времени и нервов. Спокойно излагай свои аргументы, даже если видишь, что собеседник нервничает.
При гиперкинезах встречаются также затруднения в речи. В данном случае советуем прислушаться к рекомендациям, изложенным в разделе «люди с нарушениями речи
Рекомендации по межличностному взаимодействию
с людьми с задержкой психического развития:
Психические нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.
Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми.
Говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса, когда требуется остановить слишком расходившегося ребенка, предотвратить возникающее столкновение.
Необходимо помнить, что злоупотребление повышением голоса нервирует детей, возбуждает возбудимых. 
Помните, что у детей с ЗПР часто встречается очень значительная подражательность и что своим общим поведением педагог показывает эталон поведения и общения.
Всегда и во всем умейте до конца доводить начатую с детьми работу, проявляйте настойчивость.
 Не говорите при детях об отрицательных или положительных чертах их самих или других детей, о ваших наблюдениях, характеристиках, семейных условиях, наследственности детей и других данных, могущих быть по-своему использованных детьми.
 Соблюдайте полное беспристрастное отношение к детям.
Рекомендации по межличностному взаимодействию
с людьми с нарушением интеллекта (психическими нарушениями):
Психические нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами (нарушением интеллекта) могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.
Не надо думать, что люди с нарушением интеллекта обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
Обращайся с людьми с нарушением интеллекта (психическими нарушениями) как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.
Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если ты дружелюбен, они будут чувствовать себя спокойно.
Неверно, что люди с психическими нарушениями всегда принимают или
должны принимать лекарства.
Неверно, что люди с психическими нарушениями не могут подписывать документы или давать согласие на лечение. Они, как правило, признаются дееспособными.
Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.
Неверно, что люди с психическими нарушениями не способны работать. Они могут выполнять множество обязанностей, которые требуют определенных навыков и способностей.
Не думай, что люди с психическими нарушениями не знают, что для них хорошо, а что – плохо.
Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спроси его
спокойно, что ты можешь сделать, чтобы помочь ему.
Не думай, что человек с психическими нарушениями не может справиться с волнением.
Не говори резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже
если у вас есть для этого основания

. . . .