Памятка по работе со слабоуспевающими детьми


Статья по теме: «Работа со слабоуспевающими детьми»
Автор: учитель математики МБОУ «О(С)ОШ №1» Колесникова О.Е.
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке
Как повысить работоспособность:
Разнообразить виды деятельности.
Проветривать кабинет.
Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работ со слабоуспевающими учениками
Карточки для индивидуальной работы.
Задания с выбором ответа.
Деформированные задания.
“Разрезные” теоремы.
Перфокарты.
Карточки - тренажеры.
Творческие задания.
“карточки-информаторы”,
“карточки-с образцами решения”,
“карточки-конспекты”
Учитель должен:
Знать психическое развитие ребёнка:
Стремиться понять и принять каждого ребёнка
Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
Проявлять
- разумную требовательность- неиссякаемое терпение- справедливую строгость- веру в возможности ученика
Уметь встать на позиции ученика
НЕТ насмешливому тону!
Уметь вести непринуждённый диалог
Стремиться к внешней занимательности
Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
Учить работать со словарями и другим справочным материалом
В обучении применять
- различные формы групповой работы- взаимоопрос, самоконтроль- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)
Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
Применять частую смену видов деятельности на уроке
Многократно проговаривать и закреплять материал урока
Стремиться к алгоритмизации деятельности
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила:
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Литература
1.     Бессонова А.В. Развитие мышления и речи слабоуспевающих учащихся на уроках русского языка. // Автореферат. – Ярославль, 2006.2.     Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989 г., 416 стр, ISBN 5-7155-0164-43.     Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. — Ростов н/Д: изд-во «Учитель», 2006.4.   Матюхина Л.В. Опыт использования информационных технологий на уроках русского языка. // Интернет-журнал «Эйдос». — 2009. — 15 февраля.5.     http://www.eidos.ru/journal/2009/0215-1.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос»
6.     Перова И.Н. Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе. – М.:  2012.7.     Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. — М.: «Народное образование», 2005.