Статья для воспитателей на тему Играем пальчиками-развиваем речь


Играем пальчиками – развиваем речь
Когда ребенок взрослеет, нам хочется дать ему как можно больше знаний, умений, навыков. Мы приобретаем различную литературу с рекомендациями по развитию малышей. И очень часто встречаемся с выражением «мелкая моторика». Что же это такое? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться. Для развития мелкой моторики маленьких пальчиков нужна работа. Что-то мять, рвать, перебирать, трогать предметы разной формы, текстуры, консистенции… Это дает возможность родителям пофантазировать на данную тему: рвать и мять бумагу, тесто, завинчивать и развинчивать пробки на пластиковых бутылках, перебирать пуговицы, крупу, камешки, складывать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком, завязывать и развязывать узелки, разрезать листы бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывать знакомые геометрические фигуры и несложные предметы (мячик, дом, солнышко, ёлка….) по контуру и без него, лепить из пластилина, выкладывать фигурки из спичек или палочек, играть с песочком…
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6–7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание, и поглаживание ежедневно в течение 2–3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводятся активные упражнения, вовлекая больше пальчиков с достаточной амплитудой.
Деткам нравится массаж пальчиков, пальчиковые игры под стишки-потешки. Самые маленькие малыши еще не умеют самостоятельно выполнять упражнения для пальчиков, поэтому взрослые делают это за них, массируют каждый пальчик легкими движениями и напевают потешки про пальчики, такие как сорока-ворона, сидит белка на тележке…
Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. “Ладушки”, “Сорока”, “Этот пальчик” – первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколение в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивать понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и РЕЧИ, а в дальнейшем формированию письма.
Когда малыш сам сможет выполнять действия с пальчиками, пришло время поиграть с ним в пальчиковые игры.
Походим пальчиками: По дороженьке-дорожке
Быстро пробегут две ножки.
Покормим птичек: Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка.
Изображаем паучков: Паучки идут,
Паутинку плетут.
Зайку: Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Солнышко: Утро красное пришло,
Солнце ясное взошло.
Стали лучики светить –
Малых деток веселить. (пальчики разгибаются по одному)
Прилетели тучки,
Спрятались лучики. (пальчики прячутся в кулачок)
Кошечку: Поцарапаем немножко –
Не ребята мы, а кошки.
Козу: Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Постепенно, взрослея, ребенок будет самостоятельно под эти потешки разгибать и сгибать пальчики, прятать их в кулачок.
Для деток постарше развитие мелкой моторики является еще подготовкой к школе, в частности к письму. Если специально не упражнять руку ребенка, то дети и в 6 лет с трудом будут выполнять графические упражнения. Во время игр с детьми поощряйте их творческую активность, пусть они сами придумывают какие-нибудь упражнения. И обязательно хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
Рекомендации для проведения упражнений:
1) после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук);
2) пальцы лучше нагружать равномерно;
3) поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может быть использована не только на занятиях по развитию речи, но и на других занятиях, входить в режимные моменты, индивидуальную работу и другие виды деятельности.
4) проводить пальчиковую гимнастику под музыку и она превратиться в пальчиковый танец. А если объединить все упражнения одним сказочным сюжетом, то это уже пальчиковый театр.
Игры со счетными палочками:
В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки (если игра происходит на улице).
Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии. Далее мы предлагаем варианты рисунков, которые малыш может выложить из тех же палочек на ровной поверхности. Начинать советуем с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце - из многоугольника.
Ежик
Пыхтя, тащил домой грибок
Проворный маленький зверек.
Ни головы, ни ножек –
Конечно, это ежик.

Грибок
Шапочка на ножке
Около дорожки.
В мой просторный кузовок
Полезай скорей, грибок.

Мороженое
Очень радовались дети:
Мама принесла в пакете
Пряников для Машеньки,
Бубликов для Сашеньки,
Васеньке - пирожное,
Ну, а мне - мороженое.

Цветы
Возле речки, на пруду,
На поляне и в саду –
Всюду выросли цветы
Небывалой красоты.

Дом
Дом я строю во вселенной.
Есть в нем крыша и антенна.
Есть в нем дверь, и есть окошко –
Пусть живет в нем наша кошка.

Змей
- Змей бумажный за окном!
Закричал Антошка.
Змею с красочным хвостом
Помахал ладошкой.

Черепаха
Черепашка в пустыне, скучая,
Пьет за чашкою чашку чаю
И не может остановиться –
Очень трудно в пустыне напиться.

Мышка
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку.
«Хрум, хрум»
-Что за шум?
Это мышка в норке
Хлебную ест корку.


Кораблик
Кораблик к дальним берегам
Отправился однажды.
На нем был смелый капитан
И юнга был отважный.

Очки
Очки пропали у Гали.
Весь день мы их дружно искали,
А они на носу очень тихо
Смеялись над нашей шумихой.
Ты, Галя, должна обязательно
Стать хоть чуть-чуть внимательней.

Зонтик
Погода начала сердиться –
Весь день льет дождик за окном.
И, чтобы мне не простудиться,
Гулять я буду под зонтом.
Буква Л
Коля не сидел без дела, Он из спичек букву сделал И назвать ее сумел. Буква «л» - она одна Для него была трудна.
Вот какие спички -
Умные сестрички.


Силач
Палочки я разбросаю,
Снова в руку их возьму,
Быстро силу набираю,
Скоро гирю подниму.
Паруса
Помоги мне, ветерок!
Паруса надуй, дружок!
Пусть плывет кораблик мой
К папе с мамочкой домой.
Повторимся, что движения тонких движений пальцев и кистей рук, имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.
Мы надеемся, что нашими рекомендациями смогут воспользоваться педагоги и помочь тем детям, которые в этом нуждаются.