Конспект урока по математике Длиннее и короче! (1 класс)

Урок математики в 1 классе

Учитель: Малькова Т.В.
Предмет и УМК: математика, УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: Понятия «длиннее» и «короче».
Место урока в теме: 1 урок
Тип урока: урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков
Цель: уточнение и формирование отношений «длиннее», «короче».
Ожидаемый результат: научиться сравнивать предметы разными способами «на глаз» и «путём приложения», используя понятия короче, длиннее.
Задачи:
- продолжить изучать величины: сравнение длин «на глаз» (визуально); учить сравнивать объекты по длине визуально.
- формировать понимание отношения «если, то» на примере измерения длин «если первый предмет длиннее второго, то второй короче первого»;
- развивать математическую речь обучающихся (развёрнутые ответы);
- формировать УУД: регулятивные - целеполагание как постановка учебной задачи, контроль, самоконтроль, оценка, самооценка; познавательные - формировать новое знание посредством сравнения объектов, простейшего логического анализа предложенных ситуаций, моделирования; коммуникативные умения - развивать умение участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, сотрудничать в совместном решении проблемы при выполнении заданий в группах и парах.
Оборудование к уроку: учебник А.Л.Чекин «Математика», 1 класс; Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы №1; презентация, проектор, компьютер, канат - длинная полоска из бумаги, цветные карандаши( у детей – красный и зелёный: у учителя – разной длины); фишки 3 цветов (красная, жёлтая, синяя) каждому ученику; 3 плоски одной длины (розовая, зелёная, оранжевая) на каждую парту; 4 пары лыж разной длины, 4 шарфа разной длины, карточки (папа, мама, дочь, сын), гора, смайлики – знаки- помощники, флажок.
Этап урока; задачи в деятельности обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность ученика

I этап.
Организационный момент
мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Настраивает детей на работу, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе:
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте
Всё ль в порядке,
Карандаши, книжка и тетрадка?
Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут вопросы и заданья,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаю всем удачи-
За работу, в добрый час!
- Кто из вас готов отправиться за знаниями?
- А вы любите покорять вершины?
- Я предлагаю сегодня, ребята, отправиться покорять большую снежную гору. Чтобы подняться на вершину, необходимо преодолеть трудности.
- Какой совет вы можете дать друг другу, чтобы математика не была трудной?
Проверяют готовность рабочего места, приветствуют учителя.















- Мы все.



Д. Внимательно слушать, не отвлекаться, не торопиться, стараться.

II этап. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы
Повторить изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания;

Предлагает детям:
Постановка проблемы


Сегодня следующим уроком у вас – физическая культура. ..? Давайте поиграем в перетягивание каната. (Вместо каната – полоска бумаги). Приглашаю девочку и мальчика.
- Как вы думаете, кто сильнее (слабее)?
- Почему канат разорвался?
- Как узнать, у кого часть каната длиннее?
- А как можно её сравнить?

Дети отвечают на поставленные вопросы, сравнивают.









- сильнее – мальчик, слабее – девочка.
- Сравнить длину частей каната.

- на глаз, путём наложения.


III этап. Целеполагание. сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке; поставить цель; наметить учебные задачи

Предлагает определить тему и цель урока, корректирует ответы учащихся.

- Как вы думаете, о чём пойдет сегодня речь на уроке?
-Кто готов назвать тему урока?
- Откройте учебник на стр. 68, тетрадь на с.104.
Прочитайте тему нашего урока. Слайд 1

- Это урок освоения нового знания или урок повторения?

-Определим цель урока.




- Как вы думаете, а для чего мы должны это изучить?






- А в жизни нам пригодится умение сравнивать предметы по длине?


- Предлагаю составить план работы, в соответствии с задачами которые поставили. Прикрепляет этапы работы на доску.

- Если мы успеем, то я предложу вам поработать и в группах. Согласны?




- Я желаю, чтобы урок прошел с пользой, и вы узнали и научились чему-то новому.



- .

Читают тему урока в учебнике на стр. 68, в тетради на с.104., на слайде.
Длиннее и короче.

- освоения нового знания


формулируют цель урока.
– Познакомиться с понятиями «длиннее» и «короче», научиться сравнивать предметы по длине.
формулируют задачи урока
1. Научиться сравнивать предметы по длине с помощью понятий «длиннее» и «короче» разными способами.
2. Закрепить умение сравнивать предметы по длине с помощью понятий «длиннее» и «короче» разными способами.
3. Применять полученные знания в жизни.

План:
Работа в парах.
(Работа в парах.
Работа с фишками.
Расскажи. Фишки. Работа в парах.
Работа в тетради.
Работа в группах. (если успеем)

IV этап.
Открытие новых знаний.
1)
2)
3)
4)

Организует фронтальную работу по рисунку.
Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.


З а д а н и е № 1. Уч. С 68.
– Какие животные нарисованы?

– Поработаем в парах. Тот, кто сидит ближе к окну, покажет соседу по парте животное, которое в природе (не на рисунке) длиннее остальных. А тот, кто сидит ближе к двери, покажет животное, которое в природе (не на рисунке) короче остальных.
Если кто-то из учащихся скажет, что он знает о существовании очень длинной змеи (анаконды), которая длиннее любого крокодила, то это объяснение нужно принять.)
- Одна пара рассказывает.
- Поднимите руку, кто согласен с мнением этой пары.

- А как определяли, какое животное длиннее, а какое короче?

Слайд 2. Создаёт проблемную ситуацию.
- У меня на столе лежат цветные карандаши. Кто может мне показать, как же можно определить, какой карандаш короче, а какой длиннее, если они рассыпаны?
- То есть путём приложения.


Обратимся вновь к Уч. С 68.
З а д а н и е № 2.
– Что лежит в коробке?
– Снова работаем в парах. Один человек покажет и назовёт соседу по парте карандаши по порядку - от самого короткого до самого длинного. Второй человек в паре внимательно слушает, поправляет напарника, если это нужно.
Начните перечислять карандаши так, как делал это Козлёнок (голубой карандаш – это раз, )
Учащиеся сравнивают по длине карандаши, используя рисунок. При этом данное расположение карандашей позволяет познакомить учащихся со способом сравнения предметов (или фигур) на основе приложения, в дальнейшем этот способ будет играть очень важную роль при работе с измерительной линейкой.
- Какой карандаш короче, а какой длиннее?

- Какую задачу мы с вами сейчас выполняли?
- Какими способами мы пользовались?



- Какую цель мы ставили в начале урока?
Работают с информацией, представленной в учебнике на рисунке, с.68, зад.1.
Участвуют в обсуждении вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
(Змея, гусеница, ящерица, крокодил.)

Работа в парах.
Проверка.










Взаимопроверка.




- на глаз
Взаимооценка.



- положить их вместе, чтобы один конец совпал с другим.








Работа в парах.
- Карандаши.
Показывает и рассказывает








Анализ работы соседа
Голубой карандаш – это раз, тёмно-зелёный карандаш – это два, синий карандаш – это три, светло-зелёный карандаш – это четыре, красный карандаш – это пять, жёлтый карандаш – это шесть.





Голубой карандаш – короче, жёлтый карандаш – длиннее.

- Учились сравнивать предметы.
Делают вывод:
- Учились сравнивать предметы разными способами: на глаз и путём приложения,

- познакомиться с понятиями «длиннее» и «короче», научиться сравнивать предметы по длине

Физкультминутка для глаз «Коробка с карандашами» Слайд 3.

Vэтап. Формирование первичных умений на основе самоконтроля
формировать навыки использования изученного материала.
- Какой следующий этап работы по плану?
Организует самостоятельную работу детей.
Обратимся к Уч. С 68.
З а д а н и е № 3. Слайд 4.
- Перед вами 3 полоски. Из трёх полосок красная длиннее жёлтой, а синяя – короче жёлтой. Определите цвет каждой полоски и поставьте на неё фишку соответствующего цвета.
Просит одного ученика повторить формулировку задания.
Прежде чем определить цвет каждой полоски, учащиеся должны провести простейший логический анализ данной ситуации.

Спрашивает:
- какого цвета самая длинная полоска, а самая короткая?


- Проверим себя. (На слайде)


Организует работу в учебнике.

- Какой критерий использовали при оценке

- Какую задачу мы с вами сейчас выполняли?
- Все умеют сравнивать длину предметов на глаз?

- Обратимся к Уч. С 68.
З а д а н и е № 4. Слайд 5.
– Что изображено на данном чертеже?
– Сколько линий здесь изображено?
– Как называются эти линии?

– Можно ли в математике линии сравнивать по длине?
- Какая линия будет самой короткой? Поставьте фишку на неё.
Предлагаю вам вновь поработать в парах.
– Проверьте свой ответ «опытным путём», выполнив сравнение длины линии с помощью полосок бумаги разного цвета, которые лежат у вас в конверте. Розовой полоской проверяем дугу, зелёной – отрезок, а оранжевой – ломаную линию. Лишнее отрываем.

-Какой вывод можно сделать?


- Как вы это определили?
- Проверим себя на слайде.
- Молодцы, справились с заданием!

Организует самостоятельную работу детей в тетрадях.
Задание 1, с 104 в тетради.
- Отметь красным цветом самый длинный отрезок, а зелёным – самый короткий.
Просит одного ученика повторить формулировку задания.

Контролирует правильность выполнения задания.
-Сравните свой рисунок с рисунком соседа.

- Как вы определяли самый короткий и самый длинный отрезки?


-По-вашему, вы научились сравнивать предметы по длине или нет?
- Какими способами?

Ребята, как вы думаете, когда путь кажется нам короче. Когда мы едем на машине, или когда идём пешком?

Физминутка « Вот какое приключение выпало шофёру»

- Мы отдохнули, и смело переходим к следующему заданию.

- А где в жизни вам приходилось измерять и сравнивать предметы по длине?
Слайды о длинах с 7 по 10.
- Да, в жизни нам часто приходится измерять и сравнивать различные предметы.
Слайд 11.
- Мы добрались до вершины горы. Как можно отдыхать на снежной горе?
Вот и зимушка-зима,
В гости снова к нам пришла.
С вами дружно мы трудились
Вот и выросла гора,
В руки лыжи взять пора,
Нос укутай, детвора!
И мы съезжаем на «Ура!» Слайд 11(щелч.)

Я предлагаю вам поиграть в МАГАЗИН. Разделимся на 2 группы – 1 группа – 1 ряд, 2 группа – 2 ряд.
Слайд 12.

- Перед вами семья из четырёх человек. Ваша задача подготовить семью из четырёх человек к лыжному отдыху.
1 группа – выбирает в нашем Магазине лыжи для каждого члена семьи.
2 группа – выбирает шарфы для каждого члена семьи.
- Для каждой группы я приготовила карточки (папа, мама, дочь, сын). Распределитесь между собой по ролям и каждому члену семьи подберите шарф и лыжи.

Организует проверку:
- Как распределили предметы между членами семьи?
- Какой способ сравнения длин вы использовали?
- Ещё какой способ существует?
- Какой из этих способов сравнения длин предметов более точный?

- Какие способы помогают сравнить длины предметов?
- Ребята, вы молодцы! Добрались до самой вершины горы. И вас ждёт сюрприз: Сказка про мышат.
Слайд 1.Сказка. «Чей путь короче?»
Слайд 2. У. – Рассмотрите слайд. У.- Чёрный мышонок живёт в самом маленьком домике. Сколько в нём этажей? У.- Это домик красного мышонка. Сколько в нём этажей? У.- Белый мышонок живёт в самом высоком домике. Сколько в нём этажей? Слайд 3.
У.- Рассмотрите слайд. - Мышат увидели коты. Первый кот подумал: «У
какого мышонка дорога до дома короче?»
У.- А вы как думаете?
Слайд 4.
У.- Проверим!
Слайд 5.
У.- Рассмотрите слайд. Второй кот подумал: «У какого мышонка дорога до дома длиннее?» А вы как думаете?
Слайд 6.
У.- Проверим!
Слайд 7.
У.- Рассмотрите слайд. Третий кот подумал: «Есть ли мышиные дороги одной длины?» А вы как думаете?
Слайд 8.
У.- Проверим!
У.- Молодцы! Отлично справились с заданием!
- Работа с фишками.






Анализ данной ситуации.



Самостоятельная работа – расставляют фишки.





Например, такой:

так как
красная полоска длиннее желтой, а синяя короче желтой, то красная – самая длинная, а синяя – самая короткая.


Дети сравнивают рисунок на слайде со своим рисунком (самоконтроль)
Самооценка.
- критерий правильности, эталон

- Учились сравнивать предметы на глаз.

-Да.



Работа в парах.

Линии.

3.
Отрезок, ломаная линия, дуга.


- да.
Интуиция должна подсказать ученику, что такой линией является отрезок.

Дети накладывают полоски, отрывают






- самой короткой линией является отрезок, самой длинной – ломаная линия.
-путём приложения.
Самопроверка


Самостоятельно работают в тетради.







Взаимопроверка в парах.
Контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.


- на глаз. (визуально)


- да.

- на глаз, путем приложения.



- на машине.


Слайд 6.





- приводят примеры.



Работа в группах.



-кататься на санках, лыжах.







Работа в группах.

Анализируют, сравнивают, высказывают своё мнение, аргументируют его.
Оценка деятельности.



Взаимопроверка групп
- Самому высокому купили самые длинные лыжи, самому низкому – самые короткие лыжи











- Сравнение длин предметов путём приложения, т.е. способ «совместить концы»
- «на глаз».


- Сравнение длин предметов способом «совместить концы» или путём приложения более точно.

- Способ сравнения длин предметов: «на глаз». Способ сравнения длин предметов: путём приложения «совместить концы».


Слайд 13- 20.

Дети отвечают на вопросы:



Д.- В самом маленьком домике 1 этаж.

Д.- В этом домике 2 этажа.


Д.- В самом высоком домике 3 этажа.


Рассматривают, читают.






Д.- (Высказывают предположения).



Д. - Самый короткий путь до дома у чёрного мышонка.


Д.- (Высказывают предположения).


Д. - Самый длинный путь до дома у красного мышонка.






Д.- (Высказывают предположения).

Д.- Одной длины мышиных дорог нет.


VI этап. Рефлексия.
1)формировать умение оценивать себя
2)формировать
личную ответственность за результаты своего труда.
- Над какой темой работали на уроке?
- Мы с вами поднялись на вершину горы. Добились ли поставленной в начале урока цели?
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Обратимся к задачам, поставленным в начале урока?
- Все ли задачи решены?
-
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Достигла ли она цели?
- Где было трудно?
- Что для вас было новым?
- Где сможете применить новые знания? Слайд 21.
- Оцените свою работу на уроке. Какую фишку положим на ладошку? Оцените себя по следующим критериям:
научился (сравнивать предметы по длине)
Я запомнил (2 способа сравнения предметов по длине)
смогу (применить их в жизни)

- Кто может оценить работу класса?
- Завершается урок.
Он пошел ребятам впрок?
Постарались все понять?
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали?
Все сумели? Все смогли?
Вы сегодня МОЛОДЦЫ!
Слайд 22.
Дети отвечают на вопросы.



научиться сравнивать предметы по длине.


- Да.

Самооценка







-Положили в ладошку красную фишку – если все понятно;
синюю фишку – понятно, но не совсем;
желтую фишку – ничего не понял на уроке.

Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.


Спасибо за урок!



1ђ Заголовок 11ђ Заголовок 31ђ Заголовок 415