Упражнения по русскому языку для работы парами и группами на уроках закрепления материала и во внеурочной деятельности


Краснодарский край Темрюкский район посёлок Приморский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
(полное наименование образовательного учреждения)
средняя общеобразовательная школа №29 муниципального образования
Темрюкский район
Занимательная грамматика.
Упражнения по русскому языку для работы парами и группами на уроках закрепления материала и во внеурочной деятельности
Выполнила
Васильева О.В.
2016 г
1 2 3 4 5 6 7 8 Раздел «Фонетика»
Кроссворд «Одним словом»

Замените определения словами, начинающимися на букву «э»
Часть здания
Набросок, рисунок
Себялюбивый человек
Ярлык, табличка на предмете
Упругий, гибкий
Крупное соединение судов
Помост для казни
Команда танка
Ответы:
1. Этаж
2. Эскиз
3. Эгоист
4. Этикетка
5. Эластичный
6. Эскадра
7.Эшафот
8. Экипаж
Игра «Цепочка»: класс делится на группы. В каждой группе водящий называет слово и указывает на игрока своей команды. Он должен назвать своё слово, которое начинается на слог, которым закончилось первое и т. д. Например: ракета-тарелка-караван-ванна… Выигрывает тот, кто ни разу не замешкался с ответом.
Шуточные вопросы и загадки: учащиеся обсуждают вопросы в группах и соревнуются в количестве правильных ответов.
1.Что находится посередине «земли»? (М)
2. Я- в озёрах и реках, но в воде меня нет; я в арбузах и огурцах, но в дынях меня нет. (Звук «Р»)
3.В каком слове сорок гласных? (Сорок-а)
4. В каких словах по 100 согласных? (Сто-л, сто-п, сто-к, сто-н, стог)
5. Какое слово жалуется, что у него не хватает до сотни? (ста-нет)
6. За каким звуком прячется большое помещение? (за-л)
7. Какой алфавит состоит из 6 букв? (Азбука)
8. Ради какого звука Попов изобрёл свой прибор для передачи речи и музыки на большие расстояния? (Ради-о)
Игра «Кто больше?» Учащиеся соревнуются в количестве правильных ответов.
Записать за установленное время наибольшее количество слов в котором все согласные будут произноситься мягко. Например: бельё, пять, линия, деньги, семья, вещь, деньги, лебедь, кисель, неделя, десять, сеча и т. д.
Записать за установленное время наибольшее количество слов в котором все согласные будут произноситься твёрдо (шишка, трус, заяц, нож, стол и т. д.)
Раздел «Состав слова»
Игра «Кто больше?»
Записать как можно больше слов с двумя приставками. Если дети не справляются с заданием, можно дать подсказки. Например: выборы-предвыборный, возврат-безвозвратный, спрашивать- расспрашивать, принимать-предпринимать, выполнение-перевыполнение и т. д.
«Составь слова»
Приготовить карточки со словами и разрезать их на части (приставки, корни, окончания) Дети должны из отдельных частей составить слова.
Кроссворд «Горка» (работа в парах)
щё чё1 6 2 7 3 8 4 9 5 10 Часть лица 6. Подсчитывание чего-либо
Приспособление для чистки 7. Сообщение о выполнении
Едкое вещество задания
Грызть семечки, орехи 8. Уплата за работу
Удар по лицу 9. Ошибка в расчётах
10. Сооружение на голове
Ответы: (1-щёки, 2-щётка, 3- щёлочь,4-щёлкать, 5-пощёчина); (6-счёт, 7-отчёт, 8-расчёт, 9-недочёт, 10-причёска)
«Чередование согласных в корне»
Игра «Из глагола-существительное»
Записываются глаголы: напрягать, разряжать, возобновить, трудиться, обогатить, укрепить, вспыхнуть, трескаться, постановить, утвердить, произвожу, утомился. Задача: подобрать родственные существительные с чередованием согласных.
Можно варьировать игру, предлагая от существительных образовывать другие существительные, глаголы или прилагательные (друг-дружить, круг-окружность, молоко-молочный).
Лото «Непроизносимые согласные».
Заготовить по числу участников таблички с 12 клетками и вписать в них слова с непроизносимыми согласными, (слова в табличках могут быть разные), например:
честный сердце ненастный вестник
поздно жалостный известный хлестнуть
доблестный яростный местный гигантский
грустный свистнуть совместный участник
злостно счастливый честный хрустнуть
областной яростный завистливый устный
По числу и величине клеток готовят карточки с проверочными словами. Ведущий раздаёт таблички и просит игроков ознакомиться с ними, затем смешивает карточки и поочерёдно читает слова. У кого данное слово в табличке, тот поднимает руку и берёт карточку, закрывая соответствующее слово в табличке. Выигрывает тот, кто первым заполнит свою табличку.
Игра «Кто больше?»
На доске наиболее продуктивные корни, являющиеся первым корнем сложных слов: аэро-, вод-, высок-, зерн-, кино-, мног-, одн-, кино-, косм- и т. д. Участники за определённое время должны написать как можно больше слов. Можно работать как в парах, так и в группах.
«Перекрёстки сложных слов».
1 с д
2 а о 3 м х 4 о 5 р л 6 а ё 7 п т
Специалист по разведению садов
Паровой локомотив
Канал для вывода дыма из печки
Русская игра-пляска
Лес, поваленный бурей
Стихийное движение
Огнестрельное оружие
Ответы:(садовод, паровоз, дымоход, хоровод, бурелом, самотёк, пулемёт).
Игра «Кто больше?»
Играют в паре: один называет существительное, а другой должен назвать краткое прилагательное мужского рода с основой на шипящую: день-хорош, кофе-горяч, медведь-неуклюж, случай-подходящ, мороз-трескуч, снег-скрипуч, ирис-липуч, борец—могуч, ручей-гремуч и т. д. Затем они меняются местами.
Игра «Верните их обратно»
На доске имена существительные: дежурный, учёный, столовая, ванная, посевная, уборочная, снотворное, болеутоляющее, рабочий, военный, русский. К ним надо подобрать имена существительные, чтобы данные слова вернулись в разряд прилагательных (например, уборочная страда, военный человек и т. д.)
«Спрятанное слово»
Заполнить клетки именами прилагательными, образованными от данных слов, и прочтёте слово по вертикали.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 Скрипеть 7 Кость
2 Январь 8 Техас
3 Вчера 9 Глаз
4 Синий 10 Яблоня
5 Перрон 11 Глубина
6 Группа 12 Греция
Ответ: правописание
Лото «Наречия»
Сделать карточки форматом 10х2 см и 5х2 см. В большие карточки вписать словосочетания, а в маленькие-наречия. Большие раздают играющим, а меньшие остаются у ведущего, который зачитывает их по порядку. Кому данное слово подходит, поднимает руку и забирает карточку. Выигрывает тот, кто первый закроет свои карточки.
1 Переходить реку
2 Распахнуть окно
3 Выучить стихотворение
4 Надеть рубашку
5 Раскалить металл
6 Разделить добычу
7 Надеть шляпу
8 Убить зверя
9 Сварить яйцо
10 Чашка разбилась
11 Прибор действует
12 Поезд прибыл
13 Игра закончилась
14 Дом сгорел
Вброд, настежь, наизусть, наизнанку, докрасна, набекрень, поровну, наповал, вкрутую, вдребезги, безотказно, вовремя, вничью, дотла.