РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СЕВЕРОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»



УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАОУ СПО СО «Североуральский политехникум»
_________________/Р.Л. Жукова/

«____»_________________ 2014 г.

Номер регистрации ______________






рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ























2014 г.

РАССМОТРЕНО
на методической комиссии
протокол № ___
от _________________ 2014 г.
___________________________
Подпись председателя МК

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки квалифицированных рабочих, служащих 23.01.03 «Автомеханик»
_______________________________
Подпись Председателя Метод. Совета
________________________2014 г.





Рабочая программа составлена на основании ФГОС по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Организация-разработчик: ГАОУ СПО СО «Североуральский политехникум».

Разработчик:
И.О. Козина, преподаватель




СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

10

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО 190631.01 Автомеханик, входящей в состав укрупненной группы профессий 190000 Транспортные средства, квалификации - слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобиля, оператор заправочных станций, базовый уровень подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 18452 Слесарь-инструментальщик, 18447 Слесарь аварийно-восстановительных работ, 18466 Слесарь механосборочных работ и др.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы технического профиля.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель дисциплины:
формирование у учащихся определенной системы знаний, как компонента общепрофессиональных знаний об окружающем мире и его законах;
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в развитии материаловедения;
привитие умения безопасного обращения с важнейшими материалами а повседневной жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
выбирать материалы для профессиональной деятельности;
определять основные свойства материалов по маркам;
подбирать материалы для смазки деталей и узлов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные виды металлических и неметаллических материалов;
основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;
физические и химические свойства горючих и смазочных материалов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа;
самостоятельной работы обучающегося 22 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
57

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
44

в том числе:


лабораторно- практические занятия
29

контрольные работы
2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
22

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

































2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование разделов и тем
№ уроков п/п
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Количество часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Металловедение
9/11/12


Тема 1.1.
Строение, свойства и производство металлов

Содержание учебного материала: Классификация, строение металлов, сплавы, компоненты сплавов, фазы металлических сплавов, твердость металла
2/2/2





Теоретические занятия
2



1
1
Роль металлов, их сплавов и неметаллических материалов в машиностроении Классификация, строение металлов
1
2


2
2
Понятие о сплаве, компоненте
1
2




Практические занятия
2



3-4
1-2
Определение твердости металлов
2
3



Самостоятельная работа
2




Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение рефератов: «Производство чугуна и стали», «Применение основных свойств металлов в автомобильном транспорте»



Тема 1.2.
Сплавы железа с углеродом

Содержание учебного материала: структурные составляющие железоуглеродистых сплавов, сплавы железа с углеродом, зависимость свойств железоуглеродистых сплавов от углерода и примесей, влияние легирования на свойства
2/4/4





Теоретические занятия
2



5
1
Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов
1
2


6
2
Маркировка сталей и чугунов
1
2




Практические занятия
4



7
1
Исследование структуры железоуглеродистых сплавов, находящихся в равновесном состоянии.
1
3


8
2
Расшифровка различных марок сталей
1
3


9
3
Расшифровка различных марок чугунов.
1
3


10
4
Выбор сталей для изготовления деталей машин.
1
3



Самостоятельная работа обучающихся
4




Решение вариативных задач «Графическое изображение диаграммы состояния «Fe-C» с определением критических точек для различных марок сталей и чугунов».
Работа с учебной и справочной литературой по теме: «Стали и чугун, их свойства».
Заполнение таблиц по теме: «Классификация сталей».



Тема 1.3.
Термическая обработка металлов


Содержание учебного материала: термическая обработка, факторы термической обработки, закала углеродистой стали, способы закал, отпуск и искусственное старение
3/2/3





Теоретические занятия
3



11
1
Основы термической обработки металлов.
1
2


12
2
Классификация видов термической обработки металлов.
1
2


13
3
Химико-термическая обработка металлов: цементация, азотирование, цианирование и хромирование
1
2




Практические занятия
2



14
1
Термическая обработка углеродистой стали
1
3


15
2
Закалка и отпуск стали
1
3



Самостоятельная работа
3




Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение рефератов по теме «Термическая обработка стали». Составление сканвордов. Решение задач прикладного и практического содержания по теме: «Изменение свойств сталей в результате термической обработки».



Тема 1.4
Цветные металлы и сплавы



Содержание учебного материала: цветные металлы и сплавы, маркировка цветных славов, баббиты и припои, антифрикционные сплавы, металлокерамика
2/3/3





Теоретические занятия
2



16
1
Сплавы цветных металлов
1
2


17
2
Маркировка, свойства и применение.
1
2




Практическая работа
3



18
1
Изучение микроструктур цветных металлов и сплавов на их основе.
1
3


19
2
Расшифровка различных марок сплавов цветных металлов.
1
3


20
3
Контрольная работа по теме «Металловедение»
1
3



Самостоятельная работа
3




Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение рефератов: «Применение сплавов цветных металлов в автомобилестроении», «Производство цветных металлов и сплавов»



Раздел 2. Неметаллические материалы
4/18/10


Тема 2.1. Пластмассы и фрикционные материалы


Содержание учебного материала: виды пластмасс, физические и химические свойства пластмасс, применение в промышленности, применение пластмасс при ремонте автомобилей
1/1/2





Теоретические занятия
1



21
1
Виды пластмасс: термореактивные и термопластичные пластмассы. Способы переработки пластмасс и их применение в автомобилестроении и ремонтном производстве
1
2




Практические занятия
1



22
1
Применение полимерных материалов при ремонте автомобилей
1
3



Самостоятельная работа
2




Выполнение реферата по теме «Применение полимерных материалов при ремонте автомобилей».



Тема 2.2. Автомобильные эксплуатационные материалы


Содержание учебного материала: Марки моторных масел и их применение
. Марки трансмиссионных масел и их применение
. Изменение свойств масел в процессе эксплуатации
. Определение качества и марки масел
. Марки пластичных смазок и их применение
. Определение качества и марки пластичных смазок
. Марки бензинов и их применение
. Определение качества и марки бензина

4/11/4





Теоретические занятия
4



23
1
Автомобильные бензины
1
2


24
2
Дизельные топлива
1
2


25
3
Автомобильные масла
1
2


26
4
Применение автомобильных масел
1
2




Практические занятия
11



27
1
Автомобильные специальные жидкости
1
3


28
2
Классификация и применение специальных жидкостей
1
3


29-30
3-4
Определение марки бензинов
2
3


31-32
5-6
Определение марки автомобильных масел
2
3


33
7
Определение качества бензина
1
3


34
8
Автомобильные дизельные топлива. Определение качества
1
2


35
9
Альтернативные виды топлива
1
2


36
10
Применение пластичных смазок
1
3


37
11
Применение моторных масел
1
3



Самостоятельная работа
4




Работа с учебной и справочной литературой по теме «Альтернативные виды топлив. Применение пластичных смазок и моторных масел в различных узлах и агрегатах автомобилей».



Тема 2.3. Лакокрасочные материалы


Содержание учебного материала: Назначение лакокрасочных материалов. Компоненты лакокрасочных материалов. Способы приготовления красок и нанесение их на поверхности. Маркировка
1/4/2





Теоретические занятия
1



38
1
Назначение лакокрасочных материалов
1
2




Практические занятия
4



39
1
Компоненты лакокрасочных материалов
1
3


40
2
Способы приготовления красок и нанесение их на поверхности.
1
3


41
3
Лакокрасочные материалы. Подбор
1
3


42
4
Определение маркировки лакокрасочных материалов
1
3



Самостоятельная работа
2




Работа с учебной и справочной литературой. Подготовка реферата по теме «Автомобильные антикоррозионные покрытия».



Тема 2.4.
Резиновые материалы


Содержание учебного материала: Свойства резины, основные компоненты резины. Физико-механические свойства резины. Изменение свойств резины в процессе старения, от температуры, от контакта с жидкостями
-/2/2





Практические занятия
2



43
1
Резиновые материалы
1



44
2
Контрольная работа по теме «Неметаллические материалы»
1
3



Самостоятельная работа
2
3



Подготовка рефератов, презентаций по темам: «Способы получения резины и резиновых изделий», «Применение резиновых материалов в автомобильной промышленности».






ВСЕГО
15/29/13




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).











3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения» и лаборатории «Материаловедения».

Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
- образцы смазочных материалов.

Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

Оборудование лаборатории:
- твердомеры Бринелля и Роквелла;
- лупа Бринелля;
- образцы металлов;
- микроскоп МБС-9;
- электропечи муфельные;
- закалочная ванна;
- вытяжная и приточная вентиляция.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
Адаскин А. М., Зуев В. М. Материаловедение (металлообработка): учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
Заплатин В.Н. Основы материаловедения (металлообработка) - ОИЦ «Академия», 2010
Рогов В. А., Позняк Г. Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.
Черепахин А.А., Материаловедение - ОИЦ «Академия», 2008.
Чумаченко Ю. Т., Чумаченко Г. В., Герасименко А. И. Материаловедение для автомехаников: учеб. пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 408 с.

Дополнительные источники:
Заплатин В. Н., Сапожников Ю. И., Дубов А. В. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка) : учеб. пособие для нач. проф. образования / под ред. В. Н. Заплатина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
Заплатин В. Н., Лабораторный практикум по материаловедению в машиностроении и металлообработке – ООЦ «Академия», 2010.
Оськин В.А., Байкалова В.Н., Практикум по материаловедению и технологии конструкционных материалов. – М.:КОЛОСС, 2008. -160с.

Электронные ресурс. Адрес доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Интернет-ресурсы:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]














































4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Раздел (тема) учебной дисциплины
Результаты
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Основные показатели
результатов подготовки
Формы и методы контроля

Тема 1.1. Строение, свойства и производство металлов
Умеет:
- определять кристаллические решетки металлов
-выбирать материалы для профессиональной деятельности
Знает:
- основные виды металлических и неметаллических материалов

Использование знаний обучающихся из курса физики, химии о химических элементах, металлах, неметаллах
Форма:
устный контроль.
Методы:
собеседование,
практическая работа.


Тема 1.2. Сплавы железа с углеродом

Умеет:
- определять основные свойства материалов по маркам
- выбирать материалы для профессиональной деятельности при выполнении работ по различным видам ТО, осуществление технического обслуживания транспортного средства


Создание проблемных нестандартных профессиональных задач.
Выбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств
Форма:
устный контроль.
Методы:
собеседование,
практическая работа.


Тема 1.3 Термическая обработка металлов
Умеет:
- подбирать материалы для смазки деталей и узлов
Выбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств
Форма:
устный контроль.
Методы:
собеседование,
практическая работа.


Тема 1.4 Цветные металлы и сплавы

Умеет:
- определять свойства по маркам
Знает:
- о строении металлов и сплавов
- методов изучения свойств металлов и сплавов
Выбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств
Форма:
устный контроль.
Методы:
собеседование,
практическая работа.


Тема 2.1. Пластмассы и фрикционные материалы
Знает:
- основных свойств, классификации, характеристик материалов, применяемых в профессиональной деятельности
Выбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств
Форма:
устный контроль.


Тема 2.2. Автомобильные эксплуатационные материалы
Умеет:
- определять основные свойства по маркам при выполнении ТО и ремонта автотранспорта, ремонте автозаправочного оборудования
Знает:
- физических и химических свойств горючих и смазочных материалов

Использование информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности
Форма:
устный контроль.
Методы:
практическая работа.


Тема 2.3. Лакокрасочные материалы
Умения:
- определять основные свойства по маркам при выполнении ТО и ремонта автотранспорта, ремонте автозаправочного оборудования
Знания:
- основных свойств, характеристики применяемых материалов в профессиональной деятельности
- классификации физических, химических, экологических и др. свойств
Выбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств
Форма:
устный контроль.
Методы:
собеседование,
практическая работа.


Тема 2.4. Резиновые материалы
Умеет:
- определять основные свойства по маркам при выполнении ТО и ремонта автотранспорта, ремонте автозаправочного оборудования
Знает:
- основных свойств, характеристики применяемых материалов в профессиональной деятельности
- классификации физических, химических, экологических и др. свойств
Выбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств
Форма:
устный контроль.































































































13PAGE 15


13PAGE 14515







13 PAGE 14415

13 PAGE 14815

13 PAGE 14515



Заголовок 115