Конспект урока по математике Как устроены числа Знакомьтесь числа от 11 до 20 (1 класс)

Урок 1 класс: «Как «устроены» числа. Знакомьтесь: числа от 11 до 20» (с. 12 – 13. Цель: познакомить с названиями, записью, десятичным составом чисел второго десятка. Задачи: - Формировать умение устанавливать соответствие между предметной моделью двузначного числа и символической записью. - Формировать умения определять количество десятков и единиц в двузначных числах, читать, записывать двузначные числа. - Формировать умение узнавать двузначные числа в окружающей действительности. - Формировать умение доказывать правильность своего решения с использованием математической терминологии. - Формировать умение принять учебную задачу и искать способ ее решения. – Формировать оценку и самооценку у учащихся, контроль и самоконтроль у учащихся. - Формировать коммуникативные умения: умение работать в парах: умение слушать и слышать, договариваться. Тип урока: урок изучения нового материала и первичного применения знаний. Оборудование: - Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку. - Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Учебник «Математика 1 класс часть 2». - Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. «Математика. Рабочая тетрадь  2». ХОД УРОКА I. Оргмомент Звенит звонок, опять урок спешит к нам в гости, дети! И нам, друзья, никак нельзя лениться, вы поверьте! Ведь королева всех наук – нам с вами самый лучший друг. Она загадок, тайн полна – решить их очень нужно. И где не справится один – там справимся все дружно! II. Актуализация знаний детей – Ребята, путешествуя по стране королевы Математики, мы с вами встречались уже со многими трудностями. Сегодня, её Величество королева, приготовила для нас новые испытания, и чтобы с честью выдержать их, мы должны быть хорошо подготовлены. (Слайд  1) Слайд  2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Слайд  4
10  40  70  30  50  20  60  расставьте числа в правильном порядке.
III. Формулирование темы и цели урока
– На прошлых уроках мы с вами научились считать десятками, но в нашем путешествии иногда требуется умение пользоваться и другими числами. Какими? (те, в которых есть не только десятки, но и отдельные цифры). А что нужно знать, чтобы не ошибаться? (Знать, как эти числа «устроены»).
IV. «Открытие» нового знания Слайд  5
1
0


?
2
0



– Ребята, посмотрите на числа 10 и 20. Почему между ними стоит знак вопроса? (Между ними существуют еще числа) Какие это числа? Узнать это нам поможет старинное слово «ДЦАТЬ» Кто помнит, что оно означает? (Десять, десяток) Слайд  6 Королеве Математике захотелось, чтобы для нее построили новую беседку. Сколько кирпичей рабочие уложили в первом ряду? (10, «ДЦАТЬ») Для того, чтобы укладывать второй ряд кирпичей необходимо знать каким по счету будет являться каждый кирпич. Давайте попробуем сами «уложить» второй ряд кирпичей. Возьмем один кирпич и положим его на первый ряд (на «ДЦАТЬ»). А сейчас соединим два слова: один – на – дцать, что получилось? (Одиннадцать)   Как записать это число? Сколько клеток нам понадобиться? Посмотрите на слайд, сколько десятков кирпичей на рисунке? (1) А сколько отдельных кирпичей? (1). Чтобы записать число одиннадцать нам понадобится две клетки. В первой мы напишем число десятков, а во второй – число единиц. Получилось число
1
1

Слайд  7 Теперь кладем следующий кирпич: две – на – дцать, получилось число двенадцать. Число десятков у нас изменилось? (Нет) А число единиц? (Да, кирпичей стало два). Как изменится запись числа (изменится только число единиц). Получилось число
1
2

Слайд 8 Теперь сверху кладем пять кирпичей: пят – на – дцать, получилось число пятнадцать. Число десятков у нас изменилось? (Нет) А число единиц? (Да, кирпичей стало пять). Как изменится запись числа (изменится только число единиц). Получилось число
1
5

Слайд  9 Мы заканчиваем укладывать второй ряд. В первом ряду у нас «дцать» кирпичей и во втором ряду у нас тоже «дцать» кирпичей. Число десятков у нас изменилось? (да, их стало два) А число единиц? (их нет – 0). Получилось число  два – дцать. Как мы сможем его записать?  (В первой клеточке записываем число десятков – 2, а во второй клеточке число единиц – 0)
2
0


V. Физминутка
– А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело.
VI. Первичное закрепление с комментированием Работа с учебником с. 12  1, 2, 3 (устно)
VII. Закрепление нового материала Работа в тетради с. 10  
1 (Слайд 10) 2 (Слайд  11) 3 (Слайд  12) Работа в парах. (с. 10  5 ) Запишите числа от 1 до 17. Пусть один из вас закрасит розовым цветом четные числа, а другой голубым цветом закрасит нечетные числа. Проверьте друг друга. Слайд 13
VIII. Физминутка для глаз
Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано – Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.
IX. Упражнение в решении примеров Работа в тетради с. 11  6
X. Контроль над усвоением нового материала – Ну вот, подходит к концу сегодняшнее путешествие по стране королевы Математики. Чтобы проверить, как мы справились с её заданиями, королева приготовила нам несколько вопросов. Запишите двумя цифрами число, в котором:
Один десяток и семь единиц,
Один десяток и девять единиц,
Один десяток и ноль единиц,
Один десяток и три единицы. Прочитайте эти числа
XI. Рефлексия – У кого из вас задания, которые вы выполняли, вызвали затруднения? – Что осталось непонятным?
XII. Итог урока
– Что для вас оказалось самым интересным на уроке? – О чем нужно помнить при записи чисел, состоящих из двух цифр?

15