Конспект урока по чтению Ю.Яковлев Полосатая палка (4 класс)


МОБУ «ООШ с.Краснохолма г.Оренбурга»
Учитель: Антонова Т.Н
Программа: УМК «Гармония»
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Тема урока: Ю.Я.Яковлев «Полосатая палка».
Педагогические задачи:
Формировать навык смыслового чтения. Совершенствовать поисковый способ чтения. Совершенствовать воссоздающее воображение. Характеризовать персонаж. Выявлять причинно-следственные связи. Выявлять выразительные языковые средства и определять их роль в тексте (метафора, сравнение). Наблюдать и осмысливать своеобразие композиции («открытый конец»). Обосновывать свои суждения ссылками на текст. Создавать небольшой текст-описание (словесный портрет персонажа). Создавать небольшой текст-рассуждение.
Универсальные учебные действия:
-личностные: формировать нравственно-этические ориентиры; развивать способность к нравственной оценке поступков; развивать рефлексию.
-метапредметные: регулятивные – принимать и выполнять поставленную учебную задачу, оценивать результаты деятельности одноклассников; познавательные - ориентироваться в тексте, анализировать произведение с целью характеристики персонажа, анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей, анализировать языковые образные средства произведения (метафора, сравнение), анализировать своеобразие композиции произведения; коммуникативные - вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, аргументировать высказывания, создавать небольшие тексты (описание, рассуждение, повествование). -предметные: узнают о творчестве писателя Ю.Я.Яковлева; овладеют навыком смыслового чтения, умением полно и агрументированно отвечать на учебные вопросы; соотносить содержание текста с целью характеристики персонажа и выявления причинно-следственных связей; читать диалог по ролям; рассуждать на заданную тему.
Тип урока: урок открытия нового знания
Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение» 4 класс, тетрадь с печатной основой (автор О. В. Кубасова ), , выставка книг, портрет писателя Ю.Я.Яковлева, доска, мел, карточки с пословицами, карточки с названиями частей рассказа, модели героя (чёрная и белая), толковый словарь С.И.Ожегова (или В. И.Даля), текст с биографией писателя,памятка-совет, аудиозапись для физминутки.
Ход урока
1.Организационный момент.
Сегодня на уроке  много гостей. а гости – это  всегда радость, это хорошее настроение. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем друг другу мысленно удачи и   тихо  сядем за парты.
Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло и понимание будут царить на нашем занятии.
2. Актуализация знаний.
а)Речевая разминка (читают хором с усилением голоса) Ночь. Тишина. Солнце взошло. День наступил.
б)Мотивация.
Свой урок мы начинаем в необычном месте , где нас радушно встречают мудрецы, которые все знают о человеческой жизни.
( Учитель наизусть)
Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: - Что главное, скажите в человеке? - Конечно, Разум- первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел. - Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: - Воля на пути, Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…
-Что же считал главным в человеке третий мудрец?
(Дети высказывают свои варианты)
- Давайте вернёмся к этому вопросу в конце урока.
в)Сообщение о творчестве писателя.
- А сейчас вспомните, с каким произведением познакомились на прошлом уроке?
Кто автор этого рассказа? Что вы знаете об авторе?
Юрий Яковлевич Яковлев -российский детский писатель. Родился в Ленинграде (ныне город Санкт-Петербург) в1922году.Защищал Родину во время Великой Отечественной Войны. После войны окончил Литературный институт имени М.Горького. Работал журналистом. Сотрудничал в газетах, журналах, ездил по стране. Начал писать для детей, когда у него родился сын.
Писатель много думал о детях, об их радостях и проблемах. Писал для детей рассказы, школьные учебники и даже сценарии к мультфильмам. Основные темы его произведений – это школьная жизни, память о героях войны, дружба человека с животными. В своих рассказах автор опирается на действительные случаи из жизни, поэтому его рассказы правдивы и интересны. Прожил большую интересную жизнь. Умер в 1996 году
г) Работа с выставкой книг.
(Ученица анализирует книги с точки зрения их соответствия заданной теме и жанру: а) все ли они о детях;
б) нет ли среди книг таких, которые содержат не рассказы, а повести, сказки, стихи…
-Книги Ю.Я. Яковлева есть и на нашей выставке книг «Рассказы о детях»
-И сейчас я хочу зачитать обращение Ю.Яковлева к читателям : «…Мои книги - …моя душа. Все, что я пережил, перестрадал сам, - все это оставило след в моем творчестве… Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах своих героев. Они сокровенные, но я открыл их тебе. Может быть, они помогут тебе в жизни…»
3.Постановка учебной задачи
Учитель: Чтобы понять духовный мир писателя, недостаточно просто прочитать его произведение, ведь литературное произведение можно сравнить с айсбергом: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая   скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Этому и будем учиться на уроке.
4. Работа по теме.
А) прогнозирование
Работу над нашим произведением я хочу начать со слов, которыми автор закончил свой рассказ. Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить.
-Что хочет он сказать этими словами?
Искать слепого
Отдать палку
Совершать больше добрых поступков
- Мнения разделились. Давайте разберёмся, кто же из вас прав?
Б) Составление характеристики героя.
- Откроем учебники, обратимся к началу рассказа и выясним, каким автор представляет нам главного героя рассказа.
( Дети читают начало рассказа. С.59-60 до «…из девятой квартиры») -Каким был Мишка до того, как в его руки попала полосатая палка?
Итак, при первом знакомстве мы видим:
наглого
равнодушного
грубого
безответственного мальчика
драчуна
задиру
- Очень часто человека характеризуют его поступки. Какие поступки совершает герой?
- Задумывался ли он над своими поступками?
- В каких словах это выражено? (с 59 конец 1 абзаца « А он стоял в стороне, словно его это не касалось)
-Какие слова стали девизом Мишки? (с.60 ,2 абзац «Лучшая оборона-наступление») Он пользовался ним с выгодой для себя.
-Давайте зачитаем, а что же думают о Мишке ребята нашего класса (д.з. ТПО с.77 №1)
- Какие чувства он вызывал у других людей? Выберите из представленных слов.( Игра «да»- «нет»)
* возмущение* восхищение
* равнодушие* неловкость
* уважение* радость
* обиду* доброжелательность
* чувство бессилия* недовольство.
- Молодцы, назвали верно. А вы хотели бы, чтобы по отношению к вам испытывали окружающие такие же чувства?
Поэтому, ребята, относиться к людям нужно так, как бы вы хотели, чтобы другие относились к вам, то есть с уважением и доброжелательно.
- Я предлагаю вам выбрать модель, которой можно обозначить нашего героя.
- Почему выбрали чёрный цвет?( ответы детей)
-Вывод: Мы видим мальчика, который совершает плохие поступки, потому что не задумывается над ними.

В) Наблюдение над эволюцией характера героя.
На протяжении рассказа он остаётся таким же плохим?
Попробуем понять, что же повлияло на его сознание, в какой момент Мишка стал меняться, становиться другим, более человечным?
- На прошлом уроке мы с вами разбивали текст на смысловые части и озаглавливали части. Перед вами карточки с названиями частей.
1.Знакомство с Мишкой
2.Встреча с бабушкой
3.Как Мишка отнял палку у слепого
4.Мишка хочет исправить злое дело
5.Ещё есть надежда
-Выполните задание в группах:
1группа : Расположите названия частей в том порядке, в котором события в жизни происходили с мальчиком.(сюжет рассказа)
2 группа: Расположите названия частей в том порядке, в котором события изложены в тексте.(композиция рассказа)
- Сравните, соответствует ли изложение автором событий в тексте с событиями, которые происходили в жизни?
(Сначала Мишка отнимает палку у слепого, а потом- появляется с ней во дворе и разговаривает с бабушкой.)
- Отчего автор сознательно нарушает ход событий?
(Картина ожила в Мишкинах мыслях после слов старухи. Если бы он не встретил старуху, то не задумался о похищении палки.)-Давайте прочитаем эпизод встречи мальчика со старушкой по ролям(с.61 абзац 2)
(Чтение отрывка по ролям)
-На каких словах автор акцентирует внимание, он трижды употребляет их в тексте?
Как на крючок
Цепкий крючок
Как крючья
- Для чего автор использует этот приём, что помогают увидеть нам эти слова? (Мишка узнаёт, что человек был слепым. Эта встреча начала менять его сознание)- Сейчас мы подошли к вопросу, над котором вы работали дома: взял бы Мишка палку, зная, что её хозяин слепой?
Свои суждения подтверждайте цитатами из текста.
(Ответы детей)
(Именно с этого момента Мишка стал меняться, становиться другим, более человечным и совершать поступки, совсем необычные для такого человека, каким показал его автор в начале рассказа.)
Физминутка (упражнения для глаз)
Г) Анализ чувств героя.
- В рассказе « Полосатая палка» Ю. Яковлев характер героя раскрывает не только через его поступки, но и через его чувства, мысли, переживания.
-Давайте попробуем понять, что происходит в душе нашего героя, что он чувствует в этот переломный момент? (с.64 со слов «Палка, похожая на милицейский жезл…до с.65 «окончательно рассорился сам с собой» В тексте есть такая фраза: «окончательно рассорился сам с собой»?
Как вы её поняли?
(Им овладели противоречивые чувства. В душе героя как бы боролись два человека: прежний Мишка, разболтанный и упрямый, который не хотел возвращаться к перекрёстку и отдавать палку хозяину, и другой Мишка, который осознал свой нехороший поступок).- А какой человек победил в душе Мишки: хороший или плохой?
(Победил хороший, ведь мальчик не выбросил палку, а стал искать незрячего человека и даже решил охранять другого от случайных хулиганов- совершил благородный поступок)
- А теперь обратимся к предпоследнему абзацу, начинающемуся со слов: «Нет, полосатые палки выдают не слепым…» Зачитаем его.
- Как вы поняли, кому принадлежат эти мысли: автору или герою?
(Автор передаёт мысли героя, здесь есть слова: «Безжалостный буравчик сверлил его сознание…Мишка как бы судит себя, наказывает за свой поступок, выставляет себя напоказ людям)- Что же это за безжалостный буравчик, который сверлил сознание мальчика, заставляя думать о человеке? ( Угрызения совести)
- Какое нравственное начало ещё было живо в Мишке и пробудилось в самый ответственный момент? (В нём проснулась совесть. Значит он не совсем безнадёжный и потерянный для общества человек.)Д) Работа над понятием «совесть».
- Что такое совесть?
Как вы понимаете значение этого слова?
Давайте разберёмся в этом понятии. Смысл его угадывается, если всмотреться в само это слово.
Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит – «вместе», «соединение», корня - весть, что значит, «знать», «ведать»- знать общечеловеческие нравственные законы.
Нравственное сознание или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка;, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла.
(Толковый словарь В.И. Даля)
5.Закрепление изученногоРабота с пословицами ( в парах)
Прочитайте пословицы о совести и выберите ту, которая больше всего подходит к нашему рассказу:
Без совести и при большом уме не проживёшь.
Нечистая совесть спать не даёт.
Совесть без зубов, а загрызёт.
Стыд не дым, а глаза ест.
-Почему вы так решили?

Совесть.
Словно ненаписанная повесть. Всех поступков, помыслов сердец,Нас порою обличает совесть.Это кара или дар Небес? 
Знаем, что она - бывает чистой;А еще способна укорять;И в делах раскаяться и в мыслях(даже тайных) может заставлять. Как маяк дана нам Духом БожьимСовесть, чтоб могли свой видеть путь:Можно - жить по совести, а можно -Навсегда дать совести уснуть.
6.Рефлексия
1) - Сейчас я задам вам очень не простые вопросы, а вы обдумайте и мысленно, можно с закрытыми глазами , ответьте на них.
Всегда ли вы поступали по совести?
Были ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали голос своей совести?
Знакомо ли вам такое чувство, как угрызение совести?
Пытались ли вы исправить положение?
2)- Сядьте ровно. Сделайте глубокий вдох и выдох. Именно сейчас вам предстоит «заглянуть»в собственное сердце, в свои мысли, и сделать выбор.
Перед вами на парте кружки трёх цветов.
Зелёный -я всегда поступаю по совести;
Жёлтый- чаще всего поступаю по совести, но не всегда;
Красный- редко поступаю по совести.
Поднимите кружки.
7. Обобщение
- Можем ли мы уже сейчас поставить точку и сказать, что Мишка стал хорошим, если в нём проснулась совесть?
-Значит ли, что светлая модель нашла своё место?
-Говорит ли автор, что мальчик стал хорошим?
-Надеется ли он на это? В каких словах он выражает свою мысль?
(С тех, с которых мы начали урок.)
-Есть надежда. на что? (Надежда на то, что человек жив, что Мишка исправится, будет жить в согласии со своей совестью, научится быть милосердным, добрым к людям.)
- Куда же надо спешить? (Исправлять свои ошибки, совершать хорошие поступки)
- Почему надо спешить? (Чтобы жить в ладу с собой, жить по-совести, чтобы сделать мир стал добрее..) -Такой концовкой автор как бы заставляет подумать над финалом рассказа и самим досказать историю.
8.Домашнее задание
- Это и будет вашим домашним заданием. Откройте дневники и запишите домашнее задание.с.59-69,ТПО с 78 в.№2.
Оценки за урок …
9. Итог урока.
Вернёмся на поляну к мудрецам. Что же ответил третий мудрец?
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека- совесть.

-Что же нужно делать для того, чтобы совесть была спокойна?
(Жить так, чтобы не было стыдно за свои поступки.)
- О чем заставил нас задуматься этот рассказ? Зачем писатель создал его?
Этот рассказ заставил заглянуть нас в собственное сердце, в свои мысли, подумать о том, какие мы.
Всякое бывает в жизни, можно и оступиться. Но надо уметь найти в себе силы, чтобы сознаться в плохом поступке, исправить свою ошибку.
-Какие слова могли бы быть итогом нашей работы?
- Вы сегодня были настоящими читателями, вы сумели открыть секрет автора и раскрыли идею произведения.
10.Творческое задание.
-Выберите книги с произведениями Ю.Яковлева
-Заполните католожную карточку.
-Спасибо за урок!