Конспект урока по теме Ю. Яковлев Полосатая палка


Автор: Прохорова Е. И., учитель начальных классов
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«МБОУ СОШ№5»
Урок литературного чтения по теме: Ю. Яковлев «Полосатая палка»(2- ой урок)
Г. Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Сообщество»
Тема: Ю. Яковлев «Полосатая палка»

1) обучение анализу художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка;
2)развитие умения определять тему и идею произведения, находить выразительные средства.
3)воспитывать ответственность за свои поступки.
1. Организационный момент.
-Прозвенел звонок, а это значит, что наша встреча началась.
2. Актуализация знаний.
- С каким произведением познакомились на прошлом уроке?
- О чём рассказал автор в своём произведении?
-Сегодняшний урок я хочу начать со слов, которыми автор закончил свой рассказ.
-Прочитайте.(Слайд)
Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить.
-Что хочет сказать автор этими словами?
(фиксируем на доске)
Искать слепого
Отдать палку
Совершать больше добрых поступков
- Давайте разберёмся, кто же из вас прав?
- обратимся к началу рассказа и выясним, каким автор представляет нам героя.
( Дети читают начало рассказа. После прочтения дают характеристику герою)(Слайд)
Драчливый
Равнодушный
Непослушный
Не держит слово
- Какие поступки совершает герой? ( Очень часто человека характеризуют его поступки.)
- Задумывался ли он над своими поступками?
- В каких словах это выражено? ( а он стоял в стороне, словно это его не касалось)
Слайд. Отношение к поступкам: не задумывался над поступками.
Я предлагаю вам выбрать модель, которой можно обозначить нашего героя.
- Почему выбрали чёрный цвет?( ответы детей) (Слайд)
Вывод: Мы видим мальчика, который совершает плохие поступки, потому что не задумывается над ними.
- На протяжении рассказа он остаётся таким же плохим?
( Нет. Он меняется.)
-Докажите.
- Тогда представим его изменение в виде линии. К какой же модели стремиться герой?(Слайд)
- Когда происходят эти изменения? ( ответы детей)
-Я хочу обратить ваше внимание на один из эпизодов рассказа, в котором автор описывает встречу мальчика со старушкой. Прочитайте этот эпизод по ролям.
( чтение по ролям)(Слайд)
- Показал ли нам автор в этом эпизоде, что с мальчиком начали происходить изменения?
- Какие слова автора в данном отрывке помогают нам увидеть, что в мальчике начинают происходить изменения? (Слайд)
Как на крючок
Цепкий крючок
Как крючья
Почему автор акцентирует внимание на этих словах? Почему он трижды употребляет их в тексте? (Эта встреча начала менять его сознание)
-Какой глагол показывает насколько глубоко слова старушки вошли в сознание мальчика? (У мальчика болит душа, заговорила совесть)
-Докажите, что эта встреча не прошла бесследно.
- Давайте вернёмся в начало. Каким образом происходят изменения? Какое стало отношение к поступку?
(Вначале он не задумывался, что с ним происходит, а теперь начал задумываться).
Вывод: он начал задумываться над своим поступком, значит он меняется в лучшую сторону.
Права ли я, что сознание героя стало меняться.
- Что же получается? Ю. Яковлев рассказал нам о том, какие изменения происходят с мальчиком. Почему же свой рассказ он назвал «Полосатая палка»?
Ответы детей фиксируются на доске.
Всё о палке
Из-за неё всё произошло
Палка - его сознание
Палка сопровождает его на протяжении всего рассказа.
- И снова у нас нет однозначного ответа. Какую же роль в произведении отводит автор полосатой палке?
- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам объединиться в группы и поработать с отрывками, которые помогут в этом разобраться.
Проследите за тем, как автор описывает палку и соотнесите описание палки с состоянием мальчика. Занесите свои наблюдения в таблицу.
Описание палки Состояние мальчика
Обсуждение работы в группах.
На этот раз он появился во дворе с палкой. Большая гладкая палка была раскрашена поочерёдно в белые и чёрные цвета. Она была похожа и на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры. И это приводило Мишку в восторг.
2) Палка, похожая на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры, сейчас стала для Мишки обузой. Своими жирными, чёрными полосами она перечеркнула всё хорошее настроение. Мишка решил немедленно избавиться от палки. Пусть она не напоминает о случае на перекрёстке. Надо забросить её на соседний двор или спрятать под лестницей. Его изобретательный ум стал прикидывать, как избавиться от палки.
3) Нет, он не забросил палку и не спрятал её под лестницей. Он досадливо скривил нос и поплёлся к воротам. Ему не хотелось возвращаться к перекрёстку. И он ни за что бы не пошёл, если бы его посылали. Но его никто не посылал, он сам себе велел вернуться на перекрёсток и отдать палку хозяину. Палка мешала ему. Она как бы сообщала всем встречным, что вырвана из рук слепого. Мишка попробовал засунуть её в рукав. Но рукав был мал и узок для палки.
4)Чем ближе он подходил к перекрёстку, тем противней становилось у него на душе. Если бы палку вырвал не он , а другой, можно было бы крепко всыпать тому. А самому себе не всыплешь. Несколько раз он порывался повернуть обратно. Он уговаривал себя не ходить, требовал, угрожал. Окончательно рассорился сам с собой. Но перед ним возникал человек, который в ожидании стоит на углу и незрячими глазами смотрит в небо и не может сдвинуться с места. Он уже не размахивал палкой, а волочил её за собой, словно она была неповоротливой и тяжёлой.
5) Это были счастливые люди: руки у них заняты сумками, портфелями, зонтиками. Никто не держал полосатую палку. Мишка сердито поглядывал на людей и шёл по перекрёстку, от угла к углу, в надежде найти слепого. Но вокруг были только зрячие люди.
6) Палка оттягивала Мишке руку. Она не знала, что попала к зрячему человеку, и по привычке стучала о камень железным наконечником, подавала сигналы: шагай смелей, шагай смелей…
7)Мишка проводил слепого до дому и снова остался один на один с тяжёлой полосатой палкой. Эта палка мешала ему жить. Если бы можно было разбежаться и перебросить её через крыши домов, чтобы она улетела в другой город или, лучше, в другую страну. Но палка словно приросла к его руке.
8)Нет, полосатые палки выдают не слепым, а преступникам, чтобы весь город знал, что это идёт преступник, а не просто разболтанный двоечник. Безжалостный буравчик сверлил его сознание, заставлял думать о человеке, для которого на Земле всегда ночь и не помогают ни фонари ни звёзды… А Мишка видит всё. И дома, которые как в реке, отражаются в мокром асфальте. И бабочку, которая по ошибке залетела в город. И листья, и облака. И солнце бьёт ему в глаза. Но какая от этого радость, если из-за тебя погиб человек?
- Каждая группа поделится своими наблюдениями.
На доске появляются карточки заготовленные.
Белая гладкая стала обузой мешала неповоротливая, тяжёлая
Восторг хорошее настроение исчезло. досада рассорился с собой
- Что заметили?
-Так какую же роль отводит палке автор? Можете ли вы теперь сказать, почему автор дал такое название своему произведению?
Вывод: Автор посредством палки изобразил внутреннее состояние мальчика. Палка-его совесть. Его внутреннее состояние.
Можно ли утверждать, что автор отвёл палке роль совести? Как жизнь бывает чёрная и белая.
- Можем ли мы уже сейчас поставить точку и сказать, что он стал хорошим?
-Значит ли, что светлая модель нашла своё место?
-Говорит ли автор, что мальчик стал хорошим?
-Надеется ли он на это? В каких словах он выражает свою мысль?
С тех, с которых мы начали урок
-Есть надежда. на что.
- Куда же надо спешить? Почему надо спешить?
- Чья же эта точка зрения?
- На какие размышления наводит рассказ?
- В каждом человеке есть две половинки - белая и чёрная, важно только: какую человек открывает в себе больше.
- Вы сегодня были настоящими читателями, вы сумели открыть секрет автора и раскрыли идею произведения. И я вас поздравляю с этим.
- А вы хотите надеяться вместе с автором? Тогда дома придумайте продолжение рассказа. Спасибо за работу.