Конспект урока по русскому языку в 1 классе на тему « Мягкий согласный звук [ й], буква Й,й.»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Беляева Ольга Владимировна учитель начальных классов МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная ш кола №1» с. Карагай Пермс кий край Предмет : русский язык ( обучение грамоте), авторы учебника Горецкий В.Г. и др. Класс: 1 Тип урока : открытие нового знания Тема: « Мягкий согласный звук [ й], буква Й,й.» Дидактическая цель урока: Знакомство с новым звуком [ й] и буквой й. Задачи урока: Образовательная: научить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [ й] в словах; Воспитывающая: воспитывать взаимопомощь, взаимоподдержку; Развивающая: развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление. Оборудование: В.Г. Горецкий « Азбука», аудиозапись К.Чуковского « Тараканище», предметные картинки: воздушный шар, автомобиль, трамвай, яхта, самолет, вертолет, раздаточный материал. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика I . Самоопределение к учебной деятельности. Це ль: включить учащихся в учебную деятельность Учитель начинает урок со стихотворения. Вот опять звенит звонок, Начинается урок. На уроке не хихикай, Стул туда – сюда не двигай, Друг друга уважай. И соседу не мешай. II .Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Цель: зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности. - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но сначала прослушаем отрывок из стихотворения. (Звучит аудиозапись.) Ехали медведи на велосипеде, Беляева Ольга Владимировна учитель начальных классов МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная ш кола №1» с. Карагай Пермс кий край А за ними кот задом наперед, А за ним комарики на воздушном шарике, А за ними раки на хромой собаке, Волки – на кобыле, львы – в автомобиле. Едут и смеются. Пряники жуют. - Из какого произведения этот отрывок, кто его автор? - Какие виды транспорта в нем уп оминаются? (На доске вывешиваются предметные картинки). - Какой вид транспорта «лишний»? - К какому виду транспорта относятся велосипед, автомобиль, трамвай»? Назовите одним словом. - Рассмотрите следующие картинки. Яхта, самолет, вертолет. - Какой вид транспорта «лишний»? Звукобуквенный анализ слова яхта (схема слова). - Какие звуки слышим в начале слова? - Какой буквой обозначаем? - Отправимся мы с вами в путешествие на наземном транспорте, который не встречается в нашем селе. - Что это за транспорт? - «Тараканище». К. И.Чуковский - Велосипед, воздушный шар, автомобиль, трамвай. - Воздушный шар. - Наземный. - Яхта. - [ й а] - я. - Трамвай. III . Выявление места и причины затруднения. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшее затруднение в учебной деятельности; согласовать цель и тему урока Звукоб уквенный анализ слова трамвай ( схема слова). - Сколько слогов в слове? - Сколько звуков в слове трам вай? ( Называют каждый звук и обозначают его буквой). Произносим слово «трамвай», выделяя последний звук. Какой это звук? Докажите. - 2 - 7 - Звук [ й ] – согласный, так как воздух во рту Беляева Ольга Владимировна учитель начальных классов МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная ш кола №1» с. Карагай Пермс кий край - Определите, звук [ й ] – звонкий или глухой? - Посмотрите: я приготовила для звука [ й ] зеленый квадрат. Почему? - Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? - Чему бы вы хотели научиться на сегодняшнем уроке? встречает преграду. Язычок прижимается к нёбу. - Звук [ й ] – звонкий. - Звук [ й ] – всегда мягкий. - Тема сегодняшнего урока «Звук [ й], буква Й, й.» - Сегодня на уроке мы научимся распознавать звук [ й] в словах, научимся читать слова с буквой Й. IV . Открытие нового знания. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способ а действия, устраняющего затруднения; зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона. - Мы с вами входим в трамвай. Что должен приобрести каждый пассажир? - Билетом у нас будут слова, в которых встречается звук [ й] . Будьте внимательны и вовремя приобретайте билет. Я буду называть слова. Если в них встречается звук [ й], то должны хлопнуть в ладоши. Учитель называет слова: каравай, герой, портфель, чай, бой, тарелка, скамейка, лейка, аптека. - Но кто – то норовит «п роехать зайцем» ? Никак не могу догадаться. - Не будьте такими зайцами! Оплачивайте свой проезд. Тогда вам не нужно будет бояться контролера. - С каким звуком мы сегодня путешествуем? - Этот звук обозначается буквой, которая называется «И краткое». Учитель показывает написание буквы. - На какую букву похожа эта буква? А чем отличается? «И» глядит на нас украдкой, На сестрицу краткую. - Б илет. Дети хлопают, если слышат новый звук [ й]. - Проехать бесплатно. - Согласный, звонкий, мягкий звук [ й]. - На И. У неё сверху маленький хвостик. Беляева Ольга Владимировна учитель начальных классов МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная ш кола №1» с. Карагай Пермс кий край Ей понравился берет. У нее такого нет! - Куда поселим букву «И краткое»? - Как вы думаете, почему эту букву так называют? - Дети определяют место Й на ленте букв. - Произносим коротко [ й]. Физкуль т минутка. Долго ехали. Пора и отдохнуть. Повторяйте за мной. Мы с Валеркою шоферы, Завели свои моторы. А потом нажмем на тормоза. Закрываем фары. Раз, два, три, четыре, пять. В путь – дорогу опять! V . Первичное закрепление во внешней речи. Цель: выполнять задания на новый способ действия. - На уроке обучения грамоте мы учимся читать слова, и я предлагаю вам вставить нужную букву. Игра: « Буква потерялась» 1 карточка: наземны _, водны _, воздушны _ 2 карточка: добры _, Карага _, изуча _ те. - Какие слова вы смогли прочитать? - Какая буква помогла вам прочитать эти слова? - Работа в парах. - Читают слова. - Буква Й. VI . Самостоятельна работа с самопроверкой по эталону. Цель: проверить свое умение применять новое знание в типовых условиях на основе своего решения с эталоном. - А мы продолжаем учиться читать слова с новой буквой. Работа с учебником « Азбука», с 36. - Читают сами. - Читают по цепочке. VII . Включение в систему знаний и повторение. Цель: тренировать навыки использования нового содержания совместно с изученным Выборочное чтение: - Прочитайте слова только с буквой Й. - Слова, которые не обозначают транспорт. - Слова , к оторые обозначают грузовой транспорт. - Городской транспорт. - Троллейбус, трамвай. - Носилки, тачка, сани. - Самосвал. - Автобус, троллейбус, трамвай, метро. Беляева Ольга Владимировна учитель начальных классов МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная ш кола №1» с. Карагай Пермс кий край - Общественный транспорт. - Какой транспорт называют общественным? - Наше путешествие продолжается. Как нужно вести себя в общественном транспорте? - Помните , н е только в транспорте нужно вести себя правильно, но и при входе и выходе из него. Автобус обходи сзади, а трамвай – спереди. - Автобус, троллейбус, трамвай, метро. - Транспорт, в котором люди ездят вместе. - Не толкаться, не кричать, уступать место старшим. VIII . Рефлексия учебной деятельности. Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность. - Наше путешествие на трамвае закончилось. - Какая тема была на уроке? - Какая буква и какой звук нас сопровождали? - Что вы узнали о звуке [ й]? - Какая цель урока? Чему вы хотели научиться? - Как ты сегодня учился? - « Звук [ й], буква Й, й.» - Согласный, звонкий, мягкий звук [ й]. - Н аучиться читать слова с буквой Й . - Был внимательным, работал в паре , п однимал руку, не выкрикивал…