Конспект урока по письму и развитию речи Парные звонкие и глухие согласные


Тема: "Парные звонкие и глухие согласные"
Цель урока: Закрепление изученного по теме "Парные звонкие и глухие согласные"
Задачи:
Закрепить знания учащихся по теме: "Парные звонкие и глухие согласные";
Коррекция зрительного и слухового восприятия через специальные упражнения;
Повышение мотивации к учебе.
Оборудование:
фигура «Осень»
разноцветные листья из бумаги
карточки с буквами
карточки с заданиями
корзина
яблоки
овощи из бумаги
презентация
карточки со словами
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- минутка календаря (слайд)
–Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать на уроке. Давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся им, а теперь улыбнулись друг другу. Настроение у всех хорошее, все будут внимательно слушать меня и активно работать.
– Урок у нас необычный. К нам на урок придет еще один гость. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто это.
н
д
з
ь
в
к
а
е
о
с


- (картинка осени) (слайд)
-А почему именно осень к нам пришла, а не лето или зима? (ответы детей)
- Осень пришла не с пустыми руками. Она принесла нам букет из листьев и корзину с подарками.
- Как вы думаете, что в корзине? Что дарит нам осень? (ответы детей Овощи)
II. Сообщение темы и целей урока.
- У каждого из вас листик с буквой. В полете они потеряли пары. Нужно найти пару каждой букве (учащиеся встают парами, называют парные звуки) (слайд)
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (слайд)
( парные звонкие и глухие согласные). Сегодня мы закрепим полученные знания по этой теме.
- Что вы можете сказать о них? (Когда мы произносим звонкие согласные, у нас горлышко дрожит, произносим голосом; а глухие согласные произносим без голоса. Давайте проверим. Поднесем руку к горлу и произнесем з-с, ж-ш)- Следующее задание – будем произносить слоги вместе со мной: я буду называть слог с первым парным звуком, а вы-слог со вторым парным звуком(лента букв, образец)
Бя-пя
Ве-фе
Да-таГи-киЗю-сю
Жо-шо
- Следующее задание: «посмотрите и скажите: какое слово лишнее и почему» (слайды)
Рыбка, морковка, тетрадь, руль (слайд)
Город, дом, холод, берег (слайд)
Дождь, арбуз, луна, книжка (слайд)
Ответ: лишнее слово «руль», потому что в нем нет парных звонких и глухих согласных, лишнее слово «дом», потому что в нем нет парных звонких и глухих согласных, лишнее слово «зима», потому что в нем нет парных звонких и глухих согласных
Разминка для рук.
- Чтобы правильно и красиво писать, давайте разомнем наши пальчики. (слайд)
Упражнения:
- «Ладошки»
- «Кулак-ладонь»
- «Кулак-ладонь» + дыхание
- «Кулачки»
- Потрем сильно руки, чтобы они стали горячие.
Минутка чистописания. (слайд)
- На минутке чистописания – буква Б. Посмотрите и вспомните, как правильно она пишется
Дети пишут заглавную и строчную букву Б.
III. Основная часть.
- Напоминаю вам, что сегодня мы закрепляем знания о парных звонких и глухих согласных. (слайд)
- Подумайте и скажите: «Какими способами можно проверить парные звонкие и глухие согласные, чтобы на письме не делать ошибок»
Ответы детей: Много, ласково, говорим НЕТ (слайд)
Примеры: Гриб-грибы, грибочек, нет грибов. (слайд)
-Внимание! Задание: На доске две корзины. Первая корзина для слов со звонкими парными согласными, а вторая - для слов с глухими парными согласными. Распределите слова в корзины и назовите проверочное слово (дети работают по очереди у доски, выбирая листочки, называя проверочные слова)
Ду б/п, ша б/п ка, рука в/ф, кро д/т, бука ж/ш ка, гру с/з, сне к/г, медве т/д ь,моро с/з, голу б/п ь, шу т/д ка, игру ж/ш ка.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ с несколькими словами устно.
- А сейчас предлагаю отдохнуть. (слайд)
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (присесть)
Дунул ветер — полетели,
Мы летели, мы летели (кружимся)
И на землю тихо сели (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (кружимся)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели (присесть)
-Посмотрите на доску. Сильный ветер повредил предложения. Слова в них поменялись местами. Нужно составить предложения и правильно вставить букву, подобрав проверочное слово.
Автобу з/с, на, стоит, остановке. (слайд)
На, стоит, дороге, бере з/с ка, красивая.
По, на, ле д/т, утрам, лужах.
(по одному предложению для каждого ряда. Устно разобрать все)
- Перед тем как перейти к следующему заданию, дадим отдохнуть нашим глазам, выполним упражнение.
Физминутка для глаз
(показ рукой, дети следят за рукой, в конце растереть руки и положить на глаза)
- Работа с карточками. Внимание – задание. (слайд)
Внимательно прочитайте текст, написанный на корточках, исправьте ошибки, запишите в тетрадь правильный текст, подчеркните парные согласные в словах, затем устно назовите проверочное слово.
(учащиеся самостоятельно выполняют задание, затем устная проверка)
Осенью.
Изменился наш сат. С берёски опали последние листья. Под дупками прячутся грипки. Уже нет сладких ягот. В огородах на грятках пусто.
IV. Итог урока.
- Подведем итоги нашего урока. Что мы сегодня делали на уроке?
- Какую тему закрепляли?
- Давайте вспомним парные согласные и назовём их. (слайд)
- Как можно проверить согласный парный?
- У каждого на столе 3 кружка: зелёный, жёлтый и красный. Если вам на уроке все было понятно и просто, поднимите зеленый кружок. Если в некоторых заданиях были затруднения – поднимите жёлтый кружок. А если совсем было сложно – красный кружок.
- Оценки за урок сегодня получают….
- Осень прощается с нами и оставляет вам свои подарки (яблоки). (слайд)
- Все встали, урок окончен, можете отдыхать.