Урок открытия нового знания по русскому языку на тему Звонкие и глухие согласные на конце слова (2 класс)


Урок открытия нового знания по русскому языку.
Тема: Звонкие и глухие согласные на конце слова.
Цель: - актуализация и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;
- формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце;
- формирование умения применять полученные знания на практике;
- совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце;
- развитие слуховой и оперативной памяти;
- развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие орфографической зоркости учащихся;
- формирование познавательной мотивации;
- воспитание бережного отношения к животным;
- воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах;
- воспитание аккуратности при работе.
Класс: 2
Оборудование: учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, карточки для групповой работы, карточки для индивидуальной работы, дидактический материал, презентация к данному уроку.
Образовательные технологии, используемые на уроке:
Технология развития критического мышления. Используются приёмы: рефлексивные вопросы, «Найди ошибку», и т.д. Эти технологии способствуют активизации мышления, повышают учебную мотивацию;
Технологии группового обучения. Дети работают в группах по 4 человека по составлению пар слов. Развиваются коммуникативные свойства личности, соблюдаются правила взаимоотношений и сотрудничества;
Личностно-ориентированные технологии. У учащихся создается положительный эмоциональный настрой на работу, в конце урока дети анализируют и оценивают свою деятельность;
Здоровьесберегающие технологии. На уроке в чередовании используются разнообразные виды деятельности. А также методы, направленные на развитие интеллекта, коммуникативных навыков, самооценки и взаимооценки. В содержание урока включены физкультминутки, подвижная и гимнастика для глаз;
Исследовательская деятельность. Дома дети готовили сообщения о том, как возник первый зоопарк в России.
Планируемые результаты. Предметные результаты:
В результате изучения темы, обучающиеся должны знать:
- правило написания проверяемой согласной на конце слова;
- способ проверки написания слов с проверяемой согласной на конце;
уметь:
- видеть орфограмму в слове и графически её обозначать;
- определять опасное место в слове;
- правильно писать слова с проверяемой согласной на конце;
- выполнять задания творческого характера: редактировать написанное, составлять текст.
Метапредметные результаты, способствующие формированию УУД, см. в описании урока.

Ход урока (технологическая карта урока):
Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Мотивация к учебной деятельности Регулятивные:
формирование способности к организации своей деятельности Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Я хочу пригласить вас на прогулку. А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём?
Я приглашаю вас на прогулку в зоопарк.
А домашним заданием было подготовить сообщение о том, как возник первый зоопарк в России. Настраиваются на активную работу на уроке
-Зоопарк.
Дети рассказывают подготовленные сообщения.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной проблемы. Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели. Вот пришли мы в зоопарк.
Как же этому я рад!
Вот верблю[т], ено[т], удо[т],
Леопар[т], медве[т`] и кро [т].
Что же делать? Помоги!
Пропуск букв восстанови.
Запишите слова в тетрадь в столбик, вставьте пропущенные буквы.
- Какие буквы вы вставили?
Почему мнения разделились?
Как произносятся согласные звуки в конце слов?
Что вы знаете о буквах д и т?
Какие ещё пары согласных вы знаете?
Сформулируйте учебную проблему. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Запись слов в тетрадь.
д и т
Произношение отличается от написания.
[т]
Это парные согласные.
(перечисляют пары)
Как быть, если мы не знаем, какую букву писать?
3. Поиск решения. Открытие нового знания. Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. - Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами ОРФОГРАММА.
- А что такое орфограмма?
- Над какой орфограммой мы будем работать на уроке?
- Осталось сформулировать правило.
- На уроке мы поработаем в группах и выясним какую букву следует писать на конце слова.
- Ребята, заранее вспомним правила работы в группе.
- Ребята, название каких перечисленных животных вам не знакомы?
- Воспользуемся словарём.
- Для того, чтобы понять правильно ли мы нашли ответ на этот вопрос мы познакомимся ещё с одним обитателем зоопарка. Выполним упражнение 237 в учебнике на стр.137.
- Запишите число, классная работа.
- Прочитайте стихотворение Б. Заходера «Морж».
- Что вы заметили в слове МОРЖ?
- Почему?
- Какой вывод сделаем?
- Выпишите из этого упражнения проверяемое и проверочное слова.
- Правильны ли были ваши мнения?
- Прочитайте правило на стр. 138.
- Правильно сделали мы вывод?
- Вернёмся к нашему стихотворению.
- Можем мы теперь выбрать нужную букву?
- Запишем слова с пропущенными буквами вместе с проверочными словами. Проверочные слова запишем на первом месте.
- Что мы делаем с орфограммой? - А ещё что подчеркнём? Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы
Орфограмма – это написание по правилу.
Правила работы в группе:
-Работай дружно, по плану;
-Умей выслушать другого;
-Уважай мнение других;
-Не согласен с мнением других - доказывай свою точку зрения.
-Удод.
Ученик читает понятие из словаря.
- В конце слова произносим звук
[ш], а пишется буква ж.
-В этом же упражнении есть проверочное слово МОРЖУ. В нём отчетливо слышится звук [ж].
- Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный.
- Ещё в проверочном слове подчеркнём гласную букву, т. к. она наша помощница.
4. Физкульт-минутка(подвижная) Личностные:
умение применять правила охраны своего здоровья
Давайте отдохнём вместе с обитателями зоопарка, потанцуем вместе с ними.
Физминутка «Мы танцуем буги-вуги» 5. Первичное применение знаний. Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.
Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: планирование своих действий. - Ребята, мы здорово отдохнули с жителями зоопарка.
- Продолжим нашу работу. Нас ждёт работа в парах по карточкам.
- В первом столбике записаны проверочные слова, во втором проверяемые. Соедините пары слов, вставьте буквы.
муравьеды жира_
дикобразы муравье_
жирафы у_
львёнок ле_
котёнок ё_
ежик ено_
нет енота дикобра_
нет ужа носоро_
нет носорога ко_
- Названия каких перечисленных животных вам не знакомы?
- А кто такой муравьед нам расскажет … .- Что вы можете сказать про проверочные слова?
- Какой вывод можем сделать?
- Оцените свою работу. Выставите оценки в оценочных листах. Работают в парах по составлению пары слов. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.
-Муравьед.
1) Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много. Например: муравьед – муравьеды, дикобраз – дикобразы, жираф – жирафы.
2) Можно подобрать однокоренное слово. Например: лев – львёнок, ёж – ёжик, кот – котёнок.
3) Можно подставить слово НЕТ.
Например: енот – нет енота, уж – нет ужа, носорог – нет носорога.
4. Физкульт-минутка (гимнастика для глаз)
Личностные:
умение применять правила охраны своего здоровья
Гимнастика на слайде.
Дети выполняют гимнастику.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Регулятивные: планирование своих действий. - Какое животное появилось на слайде?
- Что вы знаете об этом животном?
Работа с текстом.
Верблют – выносливое животное.
Ещё верблюды помогают
людям перевозить грус.
Он помогает верблюду
переносить жару и голот.
У него есть горп.
Верблюд – выносливое животное.
У него есть горб.
Он помогает верблюду
переносить жару и голод.
Ещё верблюды помогают
людям перевозить груз. - Верблюд.
Самостоятельная работа по тексту. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
6. Выведение алгоритма правильного написания согласной буквы на конце слова. Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности.
Личностные:
осознание необходимости новых знаний для ученика. - Ребята, как надо действовать, чтобы правильно написать согласную букву на конце слова? Высказывания обучающихся.
Выводят алгоритм правильного написания согласной буквы на конце слова.
7. Подведение итога урока. Рефлексия.
Личностные:
самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом
Регулятивные:
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке
Коммуникативные
строить монологическое высказывание. - Ребята, перед вами яблоня, только на ней пока ничего нет.
- Если вы считаете, что урок прошёл полезно, плодотворно, то прикрепите яблоко.
- Если вы считаете, что урок прошёл плодотворно, но вы испытываете некоторые затруднения по этой теме, то прикрепите цветок.
- А если вы считаете, что у вас остались огромные пробелы по этой теме, то прикрепите листик.
По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.
- Я вижу, что на нашей яблоньке созрели чудесные яблоки, а это значит, что урок прошёл плодотворно, с пользой.
- Ребята, говорю вам большое спасибо. Вы сегодня потрудились на славу. Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.
8. Информация о домашнем задании.
Творческая работа. Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска. - Подберите 5 названий зверей с парной согласной на конце и 5 названий птиц с парной согласной на конце слова. Про одного из животных подготовьте доклад или презентацию. Выберите себе задание по душе, но не забывайте слова Николая Алексеевича Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь! Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике.