Урок русского языка по теме Большая буква в кличках животных 1 класс

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
1«а» класс

Русский язык
Тема урока: Большая буква в кличках животных»
Учитель: Антонова Наталия Валериевна, высшая категория.

Цели урока:
развивать умение писать клички животных;
воспитывать бережное отношение к животным
развивать познавательную активность.

Задачи урока:
расширять знания детей о кличках животных
создать условия по овладению умением писать клички животных и названия животных ;
формировать коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД.
Ход урока
Время
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1 мин.














5 мин

















1 мин


3 -4 мин






















5 мин.

























1-2 мин








2 мин




















Организационный момент












Постановка цели и учебных задач.

















Прогностическая оценка

Минутка чистописания.
Работа в тетрадях на печатной основе.




Актуализация














Знакомство со словарным словом
























Физкультурная минутка.







Работа с учебником. Работа по правилу.
Формирование умения писать большую букву в кличках животных




Работа по формулировке правила:
























Работа на расширение и углубление знаний по теме урока



















Оценивание выполненной работы.
Постановка учебной задачи на следующий урок.


Презентация открыта на слайде1

-Ребята, сегодня у нас на уроке гости, поприветствуйте их, пожалуйста.
Начинаем работать. Я желаю вам успехов в работе.

Работа с маршрутным листом учебника. Найдите тему урока. В каких словах пишем большую букву?
какие имена собственные на уроке будут главные узнаете, расшифровав следующие рассыпавшиеся слова:
Слайд 2
Рёнбука, камур,казорь, бакасо, жокдру
(Бурёнка, Мурка, Зорька, собака, Дружок)
Что объединяет слова? Сформулируем цель урока.
Все ли слова являются кличками?
Можно ли спутать клички и названия? Поставьте первую задачу урока.


Кто даёт клички животным? По каким признакам человек определяет кличку? Сформулируйте вторую учебную задачу урока.


-Помогите щенку из мультфильма вспомнить свою кличку.
Слайд 3 Отрывок их мультфильма «Котёнок по имени Гав»
-Поставьте прогностическую отметку по цели и задачам урока.

-Рассмотрите предложенные соединения. Что общего? Почему прописная буква в минутке?

Слайд 4
- Объясните написание буквы А








Рассмотрите 3 варианта соединения Ав, Ал,Ас.
-В каком случае происходит соединение заглавной буквы А с последующей на 1/3 снизу рабочей строки?
- В каком случае происходит соединение заглавной буквы А с последующей на половине рабочей строки?
Оставшееся соединение Ав объясните сами.
-С данных буквосочетаний какие могут начинаться слова по теме нашего урока.

-К какому животному они подходят?

-произнесите орфоэпически и орфографически, в чём несоответствие произношения и написания?

Найдём причину несоответствия, запишите слово.
Слайд 5
Поставьте знак ударения. Кто догадался, почему несовпадение звучания и написания? Можно ли проверить?

Подберите однокоренные слова, запишите, обозначьте ударение и подчеркните безударный гласный. Повторим правила работы в паре.
Придумайте предложение со словом собака и запишите его. Повторите правила правописания предложения. Расскажите друг другу. Повторим правила работы в паре.

.

Проверка.
-С какой буквы написали слово собака, почему?

Какое движение нужно показать на правописание в слове большой буквы? А слово, которое не является именем собственным?
- корова ночка, Беляночка, коза, бык Буян, Борка поросёнок, хомяк Пушистик.

С 60, правило



Упр.2 с .60.



-Что объединяет все слова? Будет ли это опасное место орфограммой?

Озвучьте правило.
Подчеркните орфограмму - большую букву в кличках животных.

Проверьте работу. Сравните с образцом на доске. Поставьте себе на линеечке оценку о правильности выполнения работы
Проверьте работу у товарища по парте.
Поблагодарите за проверку и отметку. У кого совпали оценки? У кого не совпали? Что посоветуете себе, друг другу?

Какую решали учебную задачу?
Удалось её решить?







-А вторая? Объясним историю происхождения некоторых кличек.




Работа с учебником. с 61.№4


-Приведите свои примеры таких кличек, связанных с окрасом.

-Удалось ли решить вторую учебную задачу?

-Тогда осталось помочь щенку вспомнить его кличку.

Слайд 6. Отрывок их мультфильма «Котёнок по имени Гав.
-Как же звали щенка? Почему ему дали такую кличку?

-Как разграничить эти слова, написать верно?




-Запишите предложение, в котором были оба этих слова.


Итак, повторите цель и задачи урока, всё ли получилось, над чем надо поработать, поставьте себе на прогностической отметке окончательную отметку по задачам и цели урока. Есть ли совпадения. У кого оценка стала выше, у кого ниже. Проанализируйте результат. Наметьте задачи по этой теме на следующие уроки. Над чем ещё надо потрудиться. Что новое узнать?









Ответ: Большая буква.
Большая буква пишется в именах собственных.




Ответы детей: Клички животных, написаны с большой буквы.

Учиться писать клички животных.

Ответ: Нет, собака-лишнее, т. к. не кличка, а название животного.
Научиться разграничивать клички и названия животных, правильно их писать.


Познакомится с кличками животных, научиться писать их и узнать про историю возникновения кличек.



Выставление на волшебной линеечке оценки знаний по теме.

Все соединения идут с прописной буквы А.


0тветы детей: Пишу «клюшечку», довожу до 1/2 междустрочья, пишу «секретик» до 1/3 междустрочья, закрываю «секретик», спускаюсь вниз до нижней линии рабочей строки, останавливаюсь, веду линию налево до середины междустрочья, разворачиваюсь вниз и веду направо, делаю петлю.

Ответы детей:

Ал


Ас.
В этом буквосочетание соединение осуществляется на 13 сверху.
Ответы: Авва, Астра. Асса, Алый, Ася.
Ответ: собака

Произносят слово, выявляют несоответствие буквы о и звука а при написании и проихношении.




Безударный гласный звук-а, а пишем букву о.
Нет, надо правописание
запомнить.
- Собачья (будка) собачка.


Договариваемся, кто начинает первым, выслушиваем, не перебиваем друг друга, не ссоримся.
Говорим негромко - не мешаем ребятам в классе;
Договариваемся, кто будет отвечать из пары или группы

.Ответы: Собака - не кличка . а название животного.

.
- Руки вверх,
-положение -присев на корточки.




Чтение правила. Объяснение правописания слов-примеров, названий и кличек животных.

Чтение слов-кличек собак и кошек.
Чтение задания, определение формы работы по значку - работа в паре.
Ответы: Клички животных пишутся с большой буквы. Это орфограмма, т. к. идёт письмо по правилу.
Повторение правила. Обозначение орфограммы в словах.


Проверка работы. Нахождение ошибок, исправление. Самооценка.

Взаимопроверка.
Разбор ошибок оценивание по линеечкам, работа в паре.
Обмен мнениями по самооценке.

Ответы:
Научиться разграничивать клички и названия животных, правильно их писать.
-Познакомится с кличками животных, научиться писать их и узнать про историю возникновения кличек.



Ответы детей:
Хохлатка, бурёнка, Жучка,Сивка, Бурка-клички, данные по окрасу животных.
Ответы.
Мурка-кличка, данная по пению, мурлыканию кошки.







Ответы детей: Щенка звали Шарик.
По форме. Похож на шарик, прыгучий, как шарик.
-Задать вопрос - одушевлённый-кличка собаки, а неодушевлённый- шарик-предмет. Догадаться по значению слова в речи, тексте или предложении.
За воздушным шариком помчался Шарик. Щенок Шарик лопнул воздушный шарик.


Ответы: Упражняться в правописании кличек животных.
Познакомиться и научиться писать другие имена собственные.













Коммуникативные.




Регулятивные.





Познавательные.



Регулятивные
Постановка учебной задачи.












Регулятивные.
Рефлексивный контроль.




Регулятивные.



















Регулятивные.
Рефлексивный контроль.













Коммуникативные УУД: сотрудничество, умение договариваться, принимать другую точку зрения









Регулятивные УУД.









Коммуникативные УУД: сотрудничество, умение договариваться, принимать другую точку зрения



Регулятивные УУД

Формирование адекватной самооценки
Самоанализ.





Регулятивные.














Познавательные УУД
Преобразование информации.













Познавательные УУД
Анализ, синтез, сравнение.









Регулятивные УУД
Формирование адекватной самооценки
Ретроспективная самооценка

Целеполагание к следующему уроку.












13PAGE 15


13PAGE 14615