Урок русской грамоты: Звук [ж]. Буквы Ж ж.

РУССКАЯ ГРАМОТА.
Миханова Наталья Ивановна, учитель начальных классов, г. Рудный.

Тема: Звук [ж]. Буквы Ж ж.
Цели: Познавательные: создать условия для ознакомления с новым звуком [ж] и буквой, которой он обозначается; рассмотреть особенности нового звука;
Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи;
Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.
Средства обучения: мультимедиапроектор, интерактивная доска.
Учебные пособия: «Букварь», «Прописи».
Ход урока.
I.Организация начала урока.
а) Считалочка.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
б) Слова учителя (к классу):
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за это время работы вы
поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
II.Актуализация опорных знаний.
1.Фонетическая зарядка.
- Как жужжит шмель? (ж-ж-ж)
2. – А кто ещё так жужжит?
Отгадайте загадку.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вволю нажужжусь.
(жук)
На доске схема: -Проведём слово жук по звукам, интонируя каждый звук.
[ж-ж-ж] [у-у-у] [к-к-к]
Вывод: в слове жук 3 звука. Состоит из одного слога, потому что один гласный [у].
Дадим характеристику второму звуку; третьему звуку.
III.»Открытие » новых знаний. Знакомство с новым звуком, буквой.
1.Выделение нового звука из слова жук.
-Вернёмся к первому звуку. Произносим его, наблюдаем за произношением, как проходит при этом воздух.
- [ж-ж-ж]
Вывод: воздух встречает преграду.
(кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Боковые края языка тоже загнуты и вместе они имеют форму чашечки).
-Сделайте вывод, какой это звук.
(Звук [ж] -согласный)
-Какой он по твёрдости и мягкости?
(Он твёрдый)
-Возьмите «волшебные наушники». Произнесите ещё раз звук [ж]. Какой он: звонкий или глухой?
(Звук звонкий)
2.-Приведите примеры слов, в которых есть звук [ж].
Сначала слова, в которых звук в начале слова. При этом наблюдаем, как он произносится: твёрдо или мягко.
(Произносится твёрдо)
Теперь слова со звуком [ж] в середине слова.
(Снежинка, лужок, кружок. Звук произносится твёрдо)
-Что заметили?
Вывод: звук [ж] –всегда твёрдый, так же, как и звук [ш]. Вместе они образуют пару- [ж]-[ш].
-Дадим полную характеристику звуку [ж].
(Звук [ж] –согласный, всегда твёрдый, звонкий парный)
3.Скороговорка.
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
-Назовите слова, в которых есть звук [ж].
-Как он произносится в этих словах?
3.Знакомство с буквой «жэ».
Презентация.
После презентации показать букву на ленте букв..
Затем найти в классной кассе, в индивидуальных кассах (на наборное полотно).
-Что это за буквы жэ?
(Печатные: большая и маленькая).
-А на что ещё по-вашему, похожа буква жэ?
(На снежинку)
1-ый учащийся рассказывает стихотворение:
Стала снежинка
Буквою Ж (жэ).
Солнце её
Не растопит уже.
(Затем повторить его всем хором)
2-ой учащийся: Это – Ж (жэ) -показ карточки.
А это – К (ка) –показ карточки.
Целый жук
И пол – жука.
IV.Физминутка под песенку про жука.
V.Первичное закрепление знаний.
1.Чтение слогов с доски:
а – жа – аж
о – жо – ож
у – жу – уж
и – жи – иж
-Как читается слог с буквой и? ( [жы])
-Почему? Ведь буква и обозначает мягкость согласного звука?
(Потому, что звук [ж] – всегда твёрдый)
-Тогда почему звук [ы] в этом слове не обозначается буквой ы?
(В русском языке есть правило: жи-ши пиши с буквой и )
-Какой слог может обозначать слово, живой предмет?
(Уж)
2. Чтение слов (сначала с доски):
жаба – сходное с лягушкой бесхвостое земноводное с бородавчатой кожей.
жало – колющая часть органа защиты и нападения у пчел, ос, скорпионов, а также раздвоенный язык у ядовитых змей.
жара – т.е. жаркая погода с горячим, нагретым воздухом.
жук сравните по написанию, по значению
жуки
жужжит – производит однообразно дребезжащий звук, свистящий шум.
лужок – то же самое, что луг – участок, покрытый травянистой растительностью, только небольшой по размеру или когда слово употребляется в уменьшительно-ласкательном значении.
рожок – 1) то же самое, что рог – вырост на черепе у некоторых животных, а также на голове у некоторых насекомых, моллюсков.
2) музыкальный или сигнальный инструмент в виде изогнутой трубки с расширяющимся концом (пастуший рожок).
3) название различных изделий, предметов в форме рога, расширяющейся трубки (вафельный рожок).
4) бутылочка с соской для кормления младенцев.
5) небольшой узкий белый хлебец в форме полукруга.
6) макаронное изделие в виде коротких трубочек.
прыжок – 1) быстрое, с отталкиванием, перемещение тела.
2) спортивное упражнение из таких перемещений.

Работа со словами по Букварю. с. 40.
- Есть ли односложные слова? (жук)
- Найдите двусложные слова с ударением на первый слог.
- Найдите двусложные слова с ударением на второй слог.
- Найдите слова, отвечающие на вопрос кто?
- Какое слово обозначает действие предмета? (жужжит)
- Прочитаем некоторые слова с определенной интонацией.
- Первое слово в 1-ом столбике с вопросительной интонацией. (жаба?)
- Третье слово в 1-ом столбике с интонацией утомления, усталости. (жара..!)
- Первое слово во 2-ом столбике с интонацией восхищения (жук!)

- Составим предложение со словами жук, лужок (заслушать учащихся). А теперь еще одно со словом жужжит, чтобы это предложение было продолжением по смыслу первому.

3. Физминутка:
Письмо букв ж Ж
- А теперь нам предстоит научиться писать прописные буквы жэ.
- Сколько их, прописных букв? (две).
- Какие? (заглавная, строчная).
- Для чего нужна заглавная?

Сравнение печатных и прописных букв.
- Есть отличия?
- Учимся писать строчную букв жэ. Открываем прописи на стр.
- Сначала готовим руку к письму.
- Что изображено в прямоугольнике в левом верхнем уголке? (желудь).
- В каком месте буква жэ в слове желудь? (в начале).
- Какой звук обозначает? (всегда твердый [ж]).
- Обведем по контуру, стараясь как можно реже отрывать руку. Дома можно раскрасить желудь.

ж – объяснение написания прописной строчной буквы

Ж – объяснение написания прописной заглавной буквы

Предупреждение ошибок:
Нарушение пропорций частей буквы:
Нарушение высоты:
Нарушение безотрывности:
Соединение заглавной и строчной букв.

V. Итог урока.
- С какой буквой познакомились на уроке?
- Какой звук обозначает эта буква?



































15