Урок грамоты на тему Звук [ж] и буквы Жж. Как дружили суслик и мышка. Город Житикара.


Грамота.
Звук [ж] и буквы Жж. «Как дружили суслик и мышка». Город Житикара. 1 класс
С.Ю. НижникЦель: 1.Закрепить чтение слов с буквой Ж, формировать и закреплять письмо заглавной буквы Ж и слов с этой буквой, сочетания ЖИ в словах.
2.Развивать связную речь. Наблюдательность.
3.Воспитывать культуру поведения в гостях, интерес к истории родного города.
Тип урока: урок закрепления изучаемого материала.
Оборудование: алфавит, лента букв, таблица с образцами написания буквы ж, презентация «Достопримечательности города Житикары».
Ход урока:
I. Орг. момент
-Проверка готовности к уроку.
-Психологический настрой:
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
-Сообщение темы и цели урока.
II. Закрепление знаний и способов действия.
1.Повторение изученных букв:
- Какие выучили гласные буквы?
- Какие согласные?
- Какие согласные всегда твердые?
2.Чтение слов в Букваре на стр. 41. Повторение правила о правописании сочетаний жи-ши.
3.Работа в прописи на стр. 7. Письмо слога жи и слов с сочетанием жи.
4.Игра «Буква потерялась». Вставить букву и прочитать слово.
…ук, …аба, лу…ок, лы…и, у….
III. Обобщение и систематизация знаний.
1.«Волшебная цепочка». Измени букву, прочитай слово.
Жук – сук – лук – лак – бак – бок.
2.Составление предложений и запись их в прописи на стр. 7
3.Развитие речи. Чтение текста «Как дружили суслик и мышка».
А) Сказка – загадка. Какие подарки со звуком [с] принесла мышка суслику? (сахар, сушки, сухари, сумку, семечки)Б) Продолжи сказку. (Например: «Один подарок на стол положила- сухарики, другой в лапки суслику сунула: семечко от подсолнуха. Мышка сказала: «Посади семечко. Вырастет большой и красивый подсолнух как ясное солнышко. И будет много- много семечек, на всю зиму хватит.»)4.Работа в парах. Творческая работа: расскажи своему соседу по парте про своего друга.
5.Словарная работа.
-Жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами. (жираф)
-Что у человека дороже всего? (жизнь)
-Какие животные носят еду на спине? (ежи)
-Зимний вид спорта и любимое развлечение детей. (лыжи)
6.Региональный компонент.
-Ребята, как называется наша республика? (Казахстан)
-В этом слове есть уже изученные нами буквы, какие?
-Как называется город, где мы живём? (Житикара. Запись этого слова в пропись)-А что заметили в этом слове? (Сочетание жи, которое всегда пишется с и)
-Что вы можете рассказать о нашем городе?
(Дети рассказывают. Для каждого изображения заранее подготовлено сообщение ).

В архивах отсутствует точная дата основания Житикары. Предположительно поселение появилось примерно в 1880 году. Это был казахский аул Конильди (каз. көңiлдi, [køŋilˈdi] — «весёлый, радостный»), расположенный на берегу реки Шортанды. В 1915 году получил своё нынешнее название, а вскоре был преобразован в рабочий посёлок. 20 апреля 1939 года Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР рабочий посёлок Джетыгара преобразован в город с сохранением прежнего названия.
30 апреля 1997 года Указом Президента Казахстана транскрипция названия города Джетыгара на русском языке была изменена на город Житикара, и город был отнесён к категории городов районного значения. Жетикара (Жети (семь) кара (чернеющее вдали)) — возвышенность, видная издалека, особенно, направляющимся с востока, служила важным ориентиром для путников. Современная трактовка (Житикара) к топонимическим особенностям местности отношение не имеет.
Градообразующим предприятием города является АО «Костанайские минералы» (в прошлом "Кустанай-Асбест"), занимающееся добычей асбеста.

Парк Победы.

Бассейн «Алма – Ата»

Фонтан на городской площади.

Искусственное озеро в центре города

Проспект Абая.
1 ученик
Растет и в степь шагает город наш,
Красив он днем и вечером, и утром рано.
И чем взберешься выше на этаж,
Тем шире, величавей панорама.
2 ученик
А я живу на пятом этаже.
Бывает, выйду, встану на балконе.
И вижу снег, рыхлеющий уже,
Микрорайон, он весь, как на ладони.
3 ученик
Но вот уже кончается зима.
Растает снег, вода стечет в овраги.
Сейчас на белой скатерти дома,
Как будто строчки на бумаге.
4 ученик
Растут и хорошеют города.
В Житикаре как всюду стройки.
Здесь жизнь всему поэзия труда.
Очередные вписывает строки.
5 ученик
Раскинул город мой длинные крылья
Над речкой родной Шортандой.
Я с детства за гордость его полюбила,
А ныне люблю за труды.
IV. Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
V. Рефлексия. Смайликом показать свое настроение от урока.