Внеклассное мероприятие Строки,опаленные войной


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Скородненская средняя общеобразовательная школа»
Литературно - музыкальная композиция, посвященная 70 - летию Великой Победы «Строки, опаленные войной»
Земцева Н.М., учитель русского языка и литературы.
2015 год.
Тема: « Строки, опаленные войной».
Цель: дать представление о Великой Отечественной войне в стихах, познакомить с фрагментами биографии писателей и поэтов –фронтовиков приобщить обучающихся к богатствам литературы, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины; развивать способности эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни; воспитывать высокие нравственные качества личности, патриотические чувства, формировать гуманистическое мировоззрение обучающихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, портреты поэтов-фронтовиков, компьютер, иллюстрации, изображающие военные действия.
Ход мероприятия.
1.Учитель:22 июня 1941 года. Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль, скрежетом стали. Вот уже семьдесят лет отделяет нас от суровых и грозных лет войны. Но память о ней в сердцах людей жива, потому что до сих пор не залечены ее раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за Великую Победу.
Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашему народу на фронте и в тылу стихи и песни. « Когда говорят пушки, молчат музы»- гласит народная пословица. Но поэзия воюющего народа опровергла ее. С первых дней войны появлялись десятки новых стихов и песен, которые распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.
2.Стихотворение « Ах, война, что ж ты сделала, подлая?» 3. Учитель: Автор этих строк - выдающийся поэт Булат Окуджава. Познакомит с его биографией и прочитает стихотворение Спиридонов Денис, ученик 8 класса.
4. Учитель: В памяти Булата Окуджава, как и в его творчестве, война запечатлелась надолго. Ровесники поэта, сменившие школьную парту на окопы, стали героями его стихов и песен.
5.На сцену выходят обучающиеся 7 класса.
Лаушкин Сергей.
Страна росла,
Трудилась неустанно,
Сил набиралась мирная страна.
И вдруг-
Тревожный голос Левитана:
-Внимание, товарищи, война!
Федосов Виктор.
Война! Война!
В ушах гремели взрывы.
Полнеба дым пожарищ закрывал,
И в полный рост, строги и молчаливы,
Все встали на борьбу - и стар ,и мал.
Мальченко Вячеслав.
На землю нашу грозно враг ломился
Под орудийный грозовой раскат.
И пионер солдатом становился
И воевал бесстрашно, как солдат.
6.Учитель: И словом, и делом включались в великую битву за Родину писатели и поэты. Более тысячи человек из писательской организации ушло на фронт, пятьсот из них были награждены орденами и медалями, четыреста восемнадцать не вернулись с поля боя. Многие молодые люди военного времени становились поэтами на фронте.
7.Учитель: Лев Ошанин, с биографией которого вас познакомит Петрыкина Валерия, ученица 8 класса, и прочитает стихотворение «Эх, дороги».
8.Учитель: На слова Л. Ошанина была положена музыка. Так появилась песня «Эх, дороги». (Прослушивание песни сопровождается кадрами из военных действий).
9 .Учитель: Алексей Суворов - поэт и журналист. Многие его стихи были положены на музыку и стали знаменитыми песнями. С биографией Алексея Суворова вас познакомит Петрыкин Владимир и прочитает стихотворение « В землянке».
10. Теплые и глубоко личные строки А.Суворова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. Сейчас прозвучит песня «В землянке». Слова А.Суворова, музыка К. Листова.( Исполняется песня «В землянке»).
11.На сцену выходят обучающиеся 6 класса.
Емельянов Иван.
Чтоб стать мужчиной, мало им родиться.
Чтоб стать железом, мало быть рудой.
Ты должен переплавиться, разбиться
И, как руда, пожертвовать собой.
Как трудно в сапогах шагать в июле!
Но ты солдат и все умей принять;
От поцелуя женского до пули,
И научись в бою не отступать.
Муратов Артем.
Готовность к смерти - тоже ведь оружье.
И ты его однажды примени.
Мужчины умирают, если нужно,
И потому живут в веках они.
Соколова Люба.
Шли солдаты на запад,
По дорогам войны.
Выпадал среди залпов,
Может, час тишины.
И тогда на привале,
Опустившись в окоп,
Люди письма писали
Тем, кто был так далек.
12.Учитель: Одним из самых почитаемых поэтов военного времени стал Михаил Исаковский. Песни, положенные на его стихи, пользовались большой популярностью. С биографией Михаила Исаковского вас познакомит Куракова Ира. Она же прочитает стихотворение « Враги сожгли родную хату».
13. Звучит песня «Враги сожгли родную хату».
14.На сцену выходят обучающиеся 7 класса.
Лаушкин Сергей.
Военные ночи, тревожные ночи.
От пороха воздух морозный горчит.
Как стоны земли где-то взрывы грохочут,
И месяц осколком сквозь тучу торчит.
Военные ночи, грозные ночи-
Когда темнота подползает к лицу
И где-то кладет пулеметчик росчерк
Подпись под вечную память бойцу.
Мальченко Вячеслав.
Военные ночи, суровые ночи-
Когда воспаленная память кричит,
Когда уже сердце вмещать не хочет
Раны и боль сумасшедшей земли.
Федосов Виктор.
Военные ночи, темные ночи-
Когда уж нет сил ,чтоб себя превозмочь.
И шепчутся сосны, кому-то пророчаПодвиг и смерть в эту темную ночь.
15.Учитель: Песня под названием «Темная ночь» была написана замечательным поэтом-песенником Владимиром Агатовым. Судьба поэта складывалась трагично: в 1949 году Агатов был репрессирован и до 1956 года пребывал в лагерях. Сейчас мы с вами послушаем песню на слова Владимира Агатова «Темная ночь».
16. На сцену выходят обучающиеся 6 класса.
Соколова Люба.
1. Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля-
На миллион веков,
И млечные пути пылят
Вокруг него с боков.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей.
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…
Евсюкова Виктория.
Солдату я слагаю оду,
Был ратный путь его тяжел,
Он все прошел: огонь и воду,
И трубы медные прошел.
Шагал по вражескому следу
До завершающего дня
И прочно выковал Победу
Из грома, стали и огня.
И, полная творящей силы,
Вся в блеске солнца, не в дыму,
Стоит спасенная Россия,
Как вечный памятник ему.
Емельянов Иван.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди , никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливой быть,
А счастье - не в забвенье!
Муратов Артем.
Помните, через века, через года,
Помните, о тех ,кто уже не придет никогда,
Пожалуйста, помните.
Не плачьте! В горле сдерживайте стоны,
Памяти павших ,будьте достойны!
Вечно достойны!
17. Учитель: На этом наша литературно- музыкальная композиция, посвященная 70-летию Великой Победы, подошла к концу. Спасибо за внимание.