Конспект урока по обучению письму Строчная буква з


Технологическая карта урока Строчная буква з
Цель Научиться писать строчную букву з, развития моторики, фонематического слуха, воспитания аккуратности
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Сравнивают печатную и письменную буквы з; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [з]; обводят элементы буквы з безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; списывают без ошибок с печатного шрифта, дополняют предложения, данные в прописи
Личностные результаты Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль действий; понимают учебную задачу и стремятся ее выполнить.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск средств для освоения способов решения проблем творческого и поискового характера; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения; дают оценку действий
Основное содержание темы, понятия и термины Строчная буква з, звук [з], печатная и письменная буквы, слого-звуковой анализ слов, заглавная буква в именах собственных
Сценарий урока
Этапыурока Деятельность учителя Деятельность учащихся
осуществляемыедействия формируемыеумения
I. Организация начала урока Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 3», ручки) Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок
II. Постановка учебной задачи – Продолжаем путешествие по стране письма, где вы учитесь красиво и правильно писать буквы. Отгадайте загадки и скажите, какую букву будем учиться писать.
Кто любит морковку
И прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки?
(Заяц.)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима.)
– Правильно, заглавную и строчную буквы З, з Внимательно слушают.
– Букву ЗПринимают учебную задачу
III. Актуализация опорных знаний.
– На уроке обучения чтению вы познакомились с буквой З. Что вы про нее узнали?
– Послушайте стихотворения и скажите, на что похожа буква З.
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
С. Маршак
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
В. Степанов
На доске записаны слова с пропущенными буквами: Я…ык, …онт, ..ве..да, ..убр, …ебра, …абор, ко..а.
– Буквы потерялись, поможем их найти Слушают учи-теля.
Отвечают на вопросы.
Вставляют в слова пропущенные буквы Воспроизводят по памяти информацию. Определяют пропущенные буквы
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Мышка».
Маленький шарик
Под полом шарит
– Проверим посадку, правила обращения с ручкой Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцамПоказывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя
Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой
3. Работа
в «Прописи 3»(с. 9). Анализ начертания строчной буквы з. Написание строчной бук-вы з – Будем учиться писать строчную букву з. Откройте с. 9. Из каких элементов состоит буква?
– Обведите по контурным линиям элементы буквы. Сравним ее с печатной буквой.
Показ и объяснение учителем написания буквы з.
– Выполним письмо буквы в воздухе.
– Пропишите букву обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения.
– Напишите букву з сначала по контурным линиям, затем продолжите написание буквы.
– Напишите слоги-слияния: за, зи, зу, зе.
– Каким соединением будем писать слоги?
– Напишите слово зима
– Будем учиться писать строчную букву з. Откройте с. 9. Из каких элементов состоит буква?
– Обведите по контурным линиям элементы буквы. Сравним ее с печатной буквой.
Показ и объяснение учителем написания буквы з.
– Выполним письмо буквы в воздухе.
– Пропишите букву обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения.
– Напишите букву з сначала по контурным линиям, затем продолжите написание буквы.
– Напишите слоги-слияния: за, зи, зу, зе.
– Каким соединением будем писать слоги?
– Напишите слово зима Слушают учи-теля.
Рассматривают строчную букву з, называют, из каких элементов она состоит, сравнивают ее с печатной буквой.
Выполняют письмо в воздухе, в прописи.
Пишут по контурным линиям.
Письмо буквы з под счет.
Письмо слогов, слов.
Слушают учителя.
Рассматривают строчную букву з, называют, из каких элементов она состоит, сравнивают ее с печатной буквой.
Выполняют письмо в воздухе, в прописи.
Пишут по контурным линиям.
Письмо буквы з под счет.
Письмо слогов, слова Правильно ориентируются в рабочей строке. Анализируют начертание строчной буквы з, сравнивают с печатной буквой; выделяют элементы в строчной букве, правильно их называют
Правильно ориентируются в рабочей строке. Анализируют начертание строчной буквы з, сравнивают с печатной буквой; выделяют элементы в строчной букве, правильно их называют
Физкультминутка
4. Слого-звуковой анализ слова зима
(с. 9) – Прочитайте предложение. Что необычного заметили?
– Рассмотрим схему этого слова.
– Сколько слогов в первом слове?
– Какой слог ударный?
– Сколько звуков в первом слоге? Во втором?
– Из чего состоит первый слог? Второй слог?
– Какое слово пропущено? Запишите его.
– Прочитайте предложение ниже. Закончите его, допишите слово по контурным линиям – В предложении пропущено слово, которое изображено схематически.
– Два.
– Второй.
– Два.
– Из слияниясогласного с гласным.
– Зима.
– Вот зоопарк Выполняют слого-звуковой анализ слов, соотносят написанное слово со схемой-моделью
5. Списывание с печатного шрифта
(с. 9) – Прочитайте напечатанное предложение.
– Спишите без ошибок с печатного шрифта Преобразуют печатный текст в письменный Выполняют списывание
6. Работа со словами (с. 9) – Прочитайте начало слов в нижней части с. 9.
– Закончите слова. Что для этого необходимо сделать?
– Допишите слова – Добавить слог -за. Записывают слова Правильно записывают слова
V. Рефлексивно-оценочный – Какую букву учились писать?
– Из каких элементов состоит буква З?
– Буква З довольна вашей работой. А вы?
– Что получилось? Над чем надо еще поработать? Отвечают на вопросы учителя Оценивают свою работу на уроке

Технологическая карта урока Заглавная буква ЗЦель Научиться писать заглавную букву З, развития моторики, фонематического слуха, воспитания аккуратности
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Сравнивают печатную и письменную буквы З; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [з]; обводят элементы буквы з безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; списывают без ошибок с печатного шрифта; дополняют предложения, данные в прописи; соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона
Личностные результаты Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: понимают учебную задачу и стремятся ее выполнить.
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: организовывают свое рабочее место под руководством учителя, умеют слушать собеседника и вести диалог, вступают в речевое общение
Основное содержание темы, понятия и термины Заглавная буква З, звук [з], печатная и письменная буквы, слого-звуковой анализ слов, заглавная буква в именах собственных
Сценарий урока
Этапыурока Деятельность учителя Деятельность учащихся
осуществляемыедействия формируемыеумения
I. Организация начала урока Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 3», ручки) Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок
II. Постановка учебной задачи.
1. Игра со словами – Продолжаем путешествие по стране письма, где вы учитесь красиво и правильно писать.
1. Рассыпалось слово, восстановите его: АВЗАРТ.
2. Определите слово-перевертыш: ЗАКАЗ.
3. Из одного слова ЗДОРОВЬЕ составьте несколько слов Внимательно слушают.
– АЗАРТ.
– ЗАКАЗ.
– Зов, ров, вор, воз, вздор, здоров и т. д. Принимают учебную задачу
2. Беседа. Составление слов по схеме – К данным схемам подберите слова, одно из которых – имя девочки, начинающееся с буквы З.


– С какой буквы мы запишем имя? Почему?
– Как вы думаете, какую букву мы будем учиться писать?
Составляют слова по схемам: Зина, зонт, замок.
– С заглавной. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
– Заглавную букву ЗВоспроизводят по памяти информацию.Выполняют слого-звуковой анализ слов
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Пальчиковая гимнастика – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику « Зайка и ушки».
Маленький,
Беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык Пальчики – в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы, ими шевелить в стороны и вперед. Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя
2. Правила посадки за – Проверим посадку, правила обращения с ручкой Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой
3. Работа
в «Прописи 3»(с. 10).
Анализ начертания и написание заглавной буквы З– Откройте с. 10. Из каких элементов состоит буква З?
– Обведите по контуру элементы заглавной буквы.
– Напишем букву З по элементам: в воздухе, на доске, в тетради.
– Напишите заглавную букву З в прописи.
– Напишите слоги с заглавной буквой З: За, Зи, Зу.
– Напишите имя Зина Обводят по контуру элементы буквы. Рассматривают прописную букву З, прописывают элементы буквы, букву З, слоги и слово Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы прописной буквы. Сравнивают печатную и письменную буквы. Пишут букву З в соответствии с образцом
Физкультминутка
4. Слого-звуковой анализ слов Зина, розы (с. 10) – В предложении пропущены слова, которые изображены схематически.
– Рассмотрим схему первого слова.
– Сколько слогов в первом слове?
– Какой слог ударный?
– Сколько звуков в первом слоге? Во втором?
– Из чего состоит первый слог? Второй слог?
– Какое слово пропущено?
Аналогично проводится работа со словом розы.
– Ответим на вопрос: Какие розы? Запишите ответ – Два.
– Первый.
– Два.
– Из слияния согласного с гласным.
– Зина.
Записывают предложение Выполняют слого-звуковой анализ слов, соотносят написанные слова со схемой-моделью
5. Составление предложения(с. 10) – Составим из слов предложение и запишем его.
– Как на письме оформляется предложение? У Зои ваза.
Отвечают на вопрос Составляют и записывают предложение
IV. Рефлексивно-оценочный – Какую букву вы учились писать?
– Как на письме используется заглавная буква?
– Буква З довольна вашей работой. А вы? Отвечают на вопросы учителя Оценивают свою работу на уроке

Технологическая карта урока Строчная и заглавная буквы З, з
Цель Закреплять умения писать заглавную и строчную буквы З, з; использовать на письме заглавную букву; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Называют правильно элементы букв З, з; анализируют образец изучаемой буквы; выделяют элементы в строчных и прописных буквах; списывают без ошибок печатный шрифт; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [з]; дополняют предложения, данные в прописи; соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона
Личностные результаты Уясняют мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль действий; понимают учебную задачу и стремятся ее выполнить.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск средств для освоения способов решения проблем творческого и поискового характера; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий
Основное содержание темы, понятия и термины Строчная и заглавная буквы З, з, звук [з], печатная и письменная буквы, слого-звуковой анализ слов, заглавная буква в именах собственных
Сценарий урока
Этапыурока Деятельность учителя Деятельность учащихся
осуществляемыедействия формируемыеумения
I. Организация начала урока Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 3», ручки) Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку. Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок
II. Постановка учебной задачи.
1. Игра со словами – Доскажите словечко.
1) Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю … (зарядку).
2) Я сижу, едва не плача, –
Очень трудная ... (задача).
3) В коридоре топот ног,
То зовет всех в класс … (звонок).
– Написание какой буквы сегодня продолжим? Выполняютзадание.
– Буквы ЗОпределяют цель и пути ее достижения
2. Закрепление написания бук-вы З, з – Сегодня мы закрепляем написание заглавной и строчной букв З, з.
– Каким звуком является [з]?
– Элементы каких ранее изученных букв используются для написания строчной и заглавной ЗВнимательно слушают.
– Согласным.
Отвечают на вопрос Принимают учебную задачу
III. Обобщение знаний и способов деятельности.
1. Пальчиковая гимнастика – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Зайка в норке».
– Зайка, заинька, дружок!
Посиди со мной часок.
– Ни минуты не могу,
В гости к ежику бегу.
Он вчера меня встречал,
Есть морошку приглашалЛевая ладонь почти горизонтальна, правая так же. Указательный палец и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя
2. Правила посадки за столом во время письма – Проверим посадку, правила обращения с ручкой Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой
3. Работа
в «Прописи 3» (с. 11).
Написание строч-ной и заглавной букв З, з – Повторим написание строчной и заглавной букв З, з.
– Обведите буквы по контуру, затем продолжите самостоятельное написание Выполняют задание Правильно ориентируются в рабочей строке. Анализируют начертание строчной и заглавной букв З, з выделяют элементы в прописной букве, верно их называют
4. Работа над предложением (с. 11) – Прочитайте вопрос на с. 11.
– Как называется это предложение?
– А какие сказки знаете вы? – Какие сказки знает Лиза?
– Вопросительное.
– «Репка», «Теремок» Формулируют ответы на вопросы. Составляют предложение
5. Работа над словами (с. 11) – Вставьте согласные з, с в слова.
– Как называются эти согласные?
– Запишите слова – Косы, козы.
– Парные Вставляют парные согласные
Физкультминутка
6. Работа со словом (с. 11) – Запишите слово зоопарк.
– Посчитайте сколько гласных звуков в этомслове.
– А сколько согласных?
– Составьте предложение с этим словом – Три звука.
– Четыре звука Отвечают на вопросы, устно составляют предложения
IV. Рефлексивно-оценочный – Чем занимались сегодня на уроке? Что вам понравилось, а что – нет? Отвечают на вопросы учителя Оценивают свою работу на уроке