ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Квитокская средняя общеобразовательная школа №1


Конкурс методических разработок, проведенных с использованием оборудования, полученного в рамках Комплекса мер по модернизации Иркутской области


«Гласные звуки»
Обучение грамоте
1 класс
УМК «Школа 2100»

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, УМК «Начальная школа» уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия.

Учитель начальных классов 1 кв.категории
Филиппова Светлана Сергеевна
2014-2015 уч.год





Задачи: Показать смыслоразличительную роль звуков, способствовать развитию фонетического слуха учащихся.
Познакомить с особенностями гласных звуков, с их характеристиками, а так же с приемами вычленения звуков из слова и определения их характера.
Цели: Формировать умение выделять гласные звуки в речи, умение слышать и слушать.
Научить выполнять частичный фонетический анализ слов.
Воспитывать культуру поведения при работе в группах.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика

I. Оргмомент

II.Актуализация знаний















III. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы


IV. Актуализация имеющихся знаний














V.Составление плана решения учебной проблемы






VI. Поиск решения проблемы - открытие нового знания















VII. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике

















VIII. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.



















Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Речевая разминка (Тренажер на интерактивной доске)
-Ребята, какое время года изображено на картинке?
-По каким признакам вы определили, что это лето?

-Летом в лесу, на лугу, на поляне можно услышать разные звуки, а чтобы их услышать, нужно нажать на грамофончик и угадать, что за звук прозвучит.
-Как называют все эти звуки?
-А из каких звуков можно составить слоги, слова?

-Как вы думаете, а мы на уроках чтения будем изучать какие звуки, речевые или неречевые?

1.Побуждающий диалог - постановка проблемы
-Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока?
-А помогать нам будет, вот такая схема человечек, зовут его Звуковичок.
-Как вы думаете, чему вы должны научиться? Какие задачи мы поставим перед собой? (на каждую задачу вывешивается кружок разного цвета).
Физминутка (приложение 2)
2.Проведение звуковой разминки
-Ребята, чтобы нам познакомиться с нужными звуками, нужно отгадать загадки.
- Отгадайте загадки, назовите первый звук в каждом слове
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его(арбуз) Слайд 1 приложение 1
-Ребята, какой первый звук вы слышите?
-Давайте произнесем его. Как он произносится?

На дорожку вышли рожки.
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять. (улитка)
-Ребята, какой первый звук вы слышите?
-Давайте произнесем его. Как он произносится?
-Так вот звуки, которые поются, произносятся свободно, при помощи голоса, называются гласные. В старину голос называли глас, поэтому эти звуки получили название гласные.
-Давайте хором повторим.
-Мы узнали что это за звуки? Решили первую задачу? Значит можем убрать один кружок.
-Ребята, но мы назвали не все гласные звуки, чтобы узнать сколько их в русском языке, откройте букварь на стр.24 и посчитайте сколько Звуковичков выстроилось вряд. Посчитали?
-Так сколько гласных звуков в русском языке?
-Обратите внимание на Звуковичка на доске, какого цвета его башмачки? Запомните, ребята, что гласные звуки обозначаются красным цветом.
-Ребята, посмотрите на доску, что вы видите на первой картинке?
-Давайте все вместе произнесем это слово.
-Какой первый звук вы слышите?
-У первого звуковичка в букваре башмачки уже раскрашены, а чтобы раскрасить остальным, нужно еще назвать 5 звуков, а помогут нам в этом картинки на доске. На слайде высвечиваются картинки с изображением облака, иголки, утюга, часов, эскимо.
Все башмачки Звуковичков раскрашены?
-Скажите, мы узнали, как произносятся звуки?
-Значит решили еще одну задачу?
Убираем еще один кружок.
Физминутка (я называю слово, если оно начинается с гласного звука – дети хлопают в ладоши, если с не гласного - дети приседают. Иней, абрикос, Алена, машина, утка, дом, альбом, доска, ученик, школа, индюк).
Руководство групповой работой
У вас на столе лежат карточки, с каждой карточкой вы работаете в паре.
-Положите перед собой карточку(приложение 2) , где нарисован уж, а что находится под картинкой? (Слайд 3 )
-Возьмите в руки красный карандаш и давайте все вместе произнесем слово уууууж. Какой гласный звук вы слышите?
-А где вы его слышите? В начале слова, в середине, или в конце слова?
-Нарисуйте кружочек в начале схемы.
Слайд4
-Положите перед собой карточку, на которой нарисован волк. Давайте все вместе произнесем это слово. Какой гласный звук слышите? В начале слова, в середине или в конце слова?
-Нарисуйте красный кружочек в середине схемы.
-А теперь положите перед собой карточку, на которой изображены пни. Хором произнесем это слово. Какой звук слышите?
-А где вы его слышите? В начале слова, в середине или в конце слова?
-нарисуйте красный кружочек в конце схемы.
-Ребята, мы узнали где может находиться в слове звук?
-Значит, мы справились и с третьей задачей.
Убираем последний кружок.
Звуковичок приготовил вам подарочки, а чтобы их получить нужно ответить на вопросы:
-С какими звуками мы сегодня познакомились?
-А как произносятся гласные звуки?
-Сколько гласных звуков в русском языке?
-Назовите их.
-Сегодня на уроке вы очень хорошо работали, Звуковичок остался вами доволен, и в память об этом уроке вручает вам по шарику. Шарики двух цветов, если вам понравилось как вы работали сегодня на уроке, вы берете желтый шарик, а если кто-то из вас считает, что мог бы работать лучше, берет себе оранжевый шарик.(Учитель раздает воздушные шары)
-Молодцы ребята, вы оценили себя правильно, я думаю тот, кто взял себе оранжевый шарик на следующем уроке обязательно постарается работать лучше.
Молодцы! Спасибо за урок.
Приветствие учителя, самоорганизация

Диалог с учителем

Лето
Зеленое все, яркое солнышко, пчелы летают.



Дети угадывают звуки пчел, кукушки, лягушки.- Неречевые
Из речевых, т.е. те, которые произносит человек.

- Речевые




Речевые звуки.



Что это за звуки, как они звучат, где их можно услышать в словах(в начале, в конце, в середине)




Проговаривание звуков







Тянется, поется, не встречая препятствий.





Тянется, поется, не встречая препятствий.



Гласные

Решили.
Да



Да

6

Красного

Ананас


А






Да.
Да.

Решили









Схема слова.



В начале слова.




О
В середине



И
В конце


Да, в начале, в середине и в конце слова.

Справились



Гласными

С помощью голоса, тянутся, поются.
6
А,о,у,и,э,ы


Список использованной литературы
Бунеев Р,Н., Бунеева Е,В., Пронина О,В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению.-Москва: Баласс, 2011г.
Бунеев Р,Н., Бунеева Е,В., Пронина О,В. Методические рекомендации к учебнику «Букварь»

Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]