Конспект урока по русскому языку на тему Строчная и заглавная буква А,а (1 класс)


Конспект урока русского языка
Векшиной Е.СТема: Строчная и заглавная буквы А, а
Цель: Создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы А, а; использовать на письме заглавную букву; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности.
Планируемые результаты (предметные): Сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [а]; используют заглавную букву в именах собственных
Личностные результаты: Принимают и осваивают роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
-регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
-познавательные : используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов.
-коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: автомобиль (игрушка), презентация по письму, пропись.
План урока
1.Организационный момент 1-2 мин.
2. Постановка учебной задачи - 5 мин.
3. Усвоение новых знаний и способов деятельности- 17 мин.
4. Закрепление знаний и способов действий - 9 мин.
5. Рефлексия- 7 мин.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организация начала урока Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.
2.Постановка учебной задачи.
-Сегодня мы отправимся в путешествие по стране письма, где вы научитесь красиво и правильно писать буквы.
Ребятам объявляется,
Что поезд отправляется,
Немедля отправляется
От станции Москва
До первой буквы – А.
С.Маршак-Как вы думаете, какую первую букву мы будем учиться писать? Внимательно слушают.
- букву А3.Актуализация опорных знаний .1.Беседа. Подбор слова к схеме-модели слова -На уроке обучения грамоте вы познакомились с буквой А.
Что вы про нее узнали?
Буква А, буква А-
Алфавита голова.
В. Степанов
-Подумайте, какие знания и умения вам понадобятся, чтобы научиться красиво писать буквы?
-Буква А не хочет, чтобы мы путешествовали на поезде. Как вы это объясните?
222123048577520497804857751878330485775158305548577514116054857751144905485775973455485775697230485775525780485775-Нам предлагается другой транспорт. Вот его буквенная схема:
У кого есть варианты?
Если дети не отгадают слово сразу, можно отгадывать его по буквам, обыгрывая слова-ответы:
1.Дерево с душистыми цветами. Назовите третий звук и букву.
2.Летний месяц. Назовите второй звук.
3.Магазин , в котором продают лекарства. Назовите третий звук и его твёрдую пару.
4.Южный фрукт. Назовите последний гласный звук.
5.Драгоценный камень. Назовите третий звук.
6.Короткий смешной рассказ. Назовите последний гласный звук.
7.Большая океаническая птица. Назовите первый согласный твердый звук.
8.Объявление о спектакле. Назовите гласный звук, но не [а].
9.Крупная хищная морская рыба. Назовите второй согласный звук и его мягкую пару.
10.Спортсмен-горовосходитель. Что делает звук [л ] мягким?
-На чем же отправляемся в путь? Слушают учителя.
Отвечают на вопрос.
-В слове «поезд» нет ни звука [а], ни буквы а.
1.акАция
2.аВгуст
3.апТека
4.абрикОс
5.алМаз
6.анекдОт
7.альБатрос
8.афИша
9.акуЛа
10.алЬпинист
-на автомобиле
4.Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1.пальчиковая гимнастика -Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Кулак-ребро-ладонь» Выполняют пальчиковую гимнастику. Три положения на плоскости стола: кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.
2.Парвила посадки за столом во время письма -Проверяем посадку, правила обращения с ручкой. Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку.
3.Работа в прописи. Анализ начертания строчной буквы а.
Письмо строчной буквы а С буквой А вы не шутите,
У нее серьезный вид.
Эта буква, вы учтите,
Открывает алфавит!
Т. Синицина-Наш чудо-автомобиль доставил нас к букве А. Давайте учиться писать строчную и заглавную букву.
-Посмотрите на строчную букву а. Из каких элементов она состоит? Сравните ее с печатной буквой.
Показ и объяснение учителем написания буквы а(первый элемент- овал, второй элемент- палочка с закруглением).
-Начинаем писать букву а немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии, затем ведем наклонную через точку начала письма буквы до верхней линии. Без отрыва ведем вниз второй элемент буквы- это черта с закруглением внизу.
-Выполняем письмо буквы в воздухе.
-Пропишите обратным концом ручки, точно соблюдая направления движения.
-Напишем сочетание аа.
-Дома можете потренироваться в написании строчной буквы а
Слушают учителя.
Рассматривают строчную букву а, называют, из каких элементов она состоит, сравнивают ее с печатной буквой.
Рассматривают и прописывают первый элемент – овал, второй элемент- палочку с закруглением. Выполняют письмо в воздухе, в прописи, по пунктирным линиям. Письмо буквы а под счет.
Письмо аа.
4.Слого-звуковой анализ слов -В словах пропущена буква а. Впишите ее.
-Рассмотрите схему слова мама.
-Сколько слогов в слове?
-Какой слог ударный?
-Сколько звуков в первом слоге?
-Из чего состоит первый слог?
Аналогично выполняют анализ других слов (папа, бабушка) Вписывают букву.
-два
-первый
-два
-из слияния согласного с гласным
Физкультминутка Аист
-Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
-Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой.
После – правою ногой,
Затем – левою ногой.
Вот тогда придёшь домой! Выполняют движения по тексту стихотворения
5.Работа в прописи. Анализ начертания прописной (заглавной) буквы А. -Обведите по контору веточки с листочками.
-Прописная (заглавная) буква А состоит из трёх элементов: длинной плавно наклонной линии с закруглением внизу; длинной прямой линии с закруглением внизу; поперечной петельки.
Письмо буквы А по элементам.
-Начинаем писать букву А снизу, чуть выше нижней рабочей строки, слегка закругляем вправо и ведем наклонно вверх: не доходя до следующей строки, опускаем черту на себя, не отрывая руки, начинаем писать петлю. Ведем немного вверх по написанному. А затем отводим влево, закругляем и пересекаем первую часть буквы, петлю загибаем вправо, пересекая написанное, ведем на соединение со следующей буквой.-Напишем букву А по элементам: в воздухе, на доске, в тетради.
-Дома можете потренироваться в написании прописной буквы АОбводят по контору веточки с листочками. Рассматривают прописную букву А, прописывают элементы буквы, букву А
5. Закрепление знаний и способов действий.
1.Слого-звуковой анализ слов. -В словах пропущена буква а. Впишите её.
-Рассмотрите схему слова Анна.
-Сколько слогов в слове?
-Какой слог ударный?
-Сколько звуков в первом слоге?
-Из чего состоит первый слог? Вписывают букву.
-два
-первый
-два
-Из гласного и согласного, не слияния
2.Заглавная буква в именах собственных -Зачем нужна заглавная буква?
С заглавной буквы, без сомненья,
Начинаем предложенье,
Имя мамы, папы, дочки,
Чтобы выделить их в строчке.
Буквы пишем аккуратно,
Чтобы было всем понятно -имена людей пишутся с большой буквы
6.Рефлексия -Буква А довольна вашей работой. А вы?
-Что получилось? Над чем ещё надо поработать? Отвечают на вопросы учителя.