Урок обучения грамоте в 1 классе на тему Звук /ц/, буква Цц.


Обучение грамоте
1 класс
Тема. Звук [ ц ] . Буква Ц ц.
Цели урока: Познакомить с новым звуком [ ц ] – всегда твёрдым и глухим; с новыми буквами Ц, ц; формировать навык чтения; способствовать развитию фонематического слуха, мышления, связной речи.
Задачи урока:
Обучающие:
уточнить и обобщить знания детей о глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных звуках;
распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с новой буквой;
читать тексты, выполнять задания к ним.
Развивающие:
развивать умение анализировать и обобщать;
развивать внимание, речь, логическое мышление;
способствовать сохранению здоровья учащихся, снятию утомляемости на уроке.
Воспитывающие:
воспитывать положительное отношение к чтению как к виду речевой деятельности;
воспитывать аккуратность, желание трудиться.
Оборудование: изображение веселого клоуна, щенка, звуковые схемы, сигнальные карточки, большой синий кружок; звоночек.
ХОД УРОКАОРГМОМЕНТ
Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Работа с «Гусеницей Фонетичкой»
На какие две группы делятся все звуки в русском языке?
Назовите хором гласные звуки, которые мы уже изучили.
Почему они относятся к гласным?
Какие из них в начале слога могут обозначать два звука?
Посмотрите на вторую часть Гусеницы.
Почему изображенные на ней звуки относятся к согласным?
Какими могут быть согласные звуки?
- Вы правильно ответили на все вопросы и Гусеница Фонетичка говорит нам «спасибо».
ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
-Любите ли вы цирк?
Сегодня мы совершим путешествие в замечательную страну, которая называется «ЦИРК». Только в ней можно увидеть всё сразу - и веселых клоунов, и медведей на велосипеде, и тигров, прыгающих в кольцо, и ученых собачек, и вежливых слонов, и смешных обезьянок.
В это путешествие нас приглашает веселый клоун Цаца и его собачка Цуцик.
Вместе с ними мы познакомимся с новой буквой, научимся читать слова с этой буквой, узнаем еще один секрет русского чтения и прочитаем рассказ о цирке. Клоун Цаца предложит нам интересные задания, а за правильные ответы будет дарить каждому ряду маленький подарочек. А в конце урока мы с вами посмотрим, какой ряд заработает больше всех подарков.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1-е задание клоуна
Узнавание звука /ц/ в речи. Игра «Поймай звук»
- Клоун спрашивает, знаете ли вы кто такие акробаты?
- Я прочитаю вам стихотворение «В ЦИРКЕ», хлопните в ладоши, если услышите звук /Ц/
Акробат и акробатка –
нa арене цирковой!
Замирает сердце сладко,
И верчу я головой!
Он в зубах кольцо сжимает,
И с улыбкой на лице
Акробатка начинает
кувыркаться на кольце!
- Назовите слова, в которых есть этот звук.
2-е задание клоуна
Слуховой диктантСейчас мы опять поработаем со звуком Ц.
Возьмите синий и зеленый кружочек и приготовьтесь к слуховому диктанту. Если услышите мягкий звук - поднимите зеленый кружочек, если услышите твердый звук - поднимите синий кружочек:
ЦИРКАЧ СЕРДЦЕ КОЛЬЦО ЛИЦО ЦИРКОВОЙ
Какой кружочек вы поднимали чаще всего? Почему?
У Гусеницы-Фонетички появился еще один синий кружок, потому что звук /ц/ всегда твердый.
А теперь давайте с вами определим, звук /Ц/ звонкий или глухой. Закройте ушки и произнесите звук /ц/ 3 раза.
Что мы можем о нем сказать? Звонкий он или глухой?
Будем вешать на него звоночек?
Знакомство с буквой Цц.Учитель вывешивает на доску карточку с большой и маленькой буквами Цц и объясняет, что
Твердый согласный звук /ц/ обозначается на письме буквой Ц.
Сколько нужно палочек, чтобы напечатать букву Ц?
Посмотрите на большую и маленькую букву Ц. Что мы можем о них сказать?
На какие буквы похожа буква Ц? (И, П, Ш)
Посмотрите на доску, как пишется заглавная и строчная буква Ц.
3-е ЗАДАНИЕ КЛОУНА
Работа в тетрадях.
Дети печатают букву Ц в тетрадях
4-е задание клоуна.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ СОБАЧКИ ЦУЦИКА
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке,
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки,
Раз, два, три!
И покрутим головами, Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами, Раз, два, три!
Слого-звуковой анализ слова «ЦИРК»
Итак, куда мы отправились вместе с клоуном и его помощником? (В цирк)
Выполните у себя в тетрадях слого-звуковой анализ слова «ЦИРК».
1 ученик у доски.
Чтение слогов с буквой Ц - с доски.
Чтение хором АЦ ИЦ ОЦ ЕЦ ЯЦ
- Вспомните: буква Ц обозначает твердый согласный звук /ц/. Поэтому мы произносим твердый звук /ц/, даже если после него стоят буквы И, Е.
- Кто может правильно прочитать эти слоги? ЦА ЦИ ЦО ЦЕ ЦЫ
- Сравните слоги ЦИ- ЦЫ. Как они пишутся? Как произносятся?
5-е задание клоуна
Чтение слов с буквой ЦУчищиеся читают слова в столбиках. Учитель следит за тем, чтобы дети произносили твердый звук Ц , (особенно в словах, где буква Ц стоит перед И, Е)
- Давайте прочитаем слова и узнаем, дружит ли буква Ц с буквами Ы и И.
(читают молча.)
- Кто может правильно прочитать эти слова?
Цирк лисицы
Циркач певцы
Цирковая птицы
- Рассмотрите слова и скажите, где после буквы Ц пишется буква Ы, а где И. (И после Ц пиши внутри слова, а Ы после Ц пиши на конце)
- Но есть слова, которые правилу не подчиняются: ЦЫПЛЁНОК НА ЦЫПОЧКАХ (записаны доске)
6-е задание клоуна.
6. РАБОТА С ТЕКСТОМ
-А сейчас я вам расскажу, когда появился первый цирк.
Рассказ учителя о цирке
200 лет назад, англичанин Филипп Астлей оградил канатом круглую площадку под открытым небом и стал выступать на лошади. Люди стали приходить на его представления. Им очень нравилось. А Филипп Астлей стал брать с них плату.
Вскоре он привлек других исполнителей: наездников, дрессированных зверей, акробатов и клоунов. Они выступали все вместе. И стали называться цирком.
ИТОГ УРОКА (РЕФЛЕКСИЯ).
 -Вот и подошло к концу наше цирковое  представление.    
- С какой буквой вы сегодня познакомились? Что о ней узнали?
-  Что вам запомнилось больше всего?
 -Клоуну очень понравилось как вы отвечали, поэтому все ребята получают наклейку в блокнотик успехов.
- У вас на столе лежат три разноцветных      кружочка. Если вам понравилось на уроке, поднимите зелёный кружок. Если вам было что-то не понятно, поднимите жёлтый мяч, а если совсем не понравилось – красный кружочек.