Внеклассное мероприятие Молодежь и выборы



Муниципальное общеобразовательное учреждение
Саловская средняя общеобразовательная школа
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Конспект внеклассного мероприятия по избирательному праву
«Молодежь и выборы»
(с использованием технологии case-study)
-624840245110для учащихся 9-11 классов.

Разработала:
учитель истории и обществознания
Кугушева Юлия Анатольевна
Тел.:89879970480
E-mail: kugushewa2014@yandex.ruП. с-з. Коммунар, 2016
Визитная карта внеклассного мероприятия по избирательному праву
Образовательное учреждение (я) Муниципальное образовательное учреждение Саловская СОШ Лямбирского муниципального района
(ФИО, должность) Кугушева Юлия Анатольевна, учитель истории и обществознания
Тема занятия: Молодежь и выборы
Творческое название: Часто человека подстерегает неудача не в случае ошибочного выбора, а при отказе от возможности его сделать.
Э. СеврусИспользуемая технология case-study
Вид представления результата: Устное представление с использованием мультимедиа
Категорияучащихся: учащиеся 10-11классов
Предметнаяобласть: Обществознание, право
Цель мероприятия: Создать условия для выявления причин абсентеизма молодежи при использовании активного избирательного права.
Способствовать становлению общественно-активной, социально компетентной личности, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей отстаивать и защищать свою точку зрения.
Образовательные задачи: Выявить факторы, влияющие на активность молодого поколения электората в ходе избирательной кампании.
Развивающие задачи: Способствовать формированию навыков проведения политологического исследования, развитию аналитического мышления учащихся
Воспитательные задачи: Способствовать формированию активной гражданской позиции, воспитанию политической культуры старшеклассников
Проблемный вопрос: Каким образом в условиях свободных выборов можно повысить гражданскую активность молодых избирателей?
Частные вопросы(в рамках темы занятия) Темы исследований
Чем объясняется пассивность молодых граждан в реализации предоставленных им политических прав и свобод? 1.1.Модели негативного электорального поведения молодых людей.
1.2. Причины абсентеистского протеста молодых людей.
Какие меры будут способствовать формированию позитивного отношения молодежи к выборам и голосованию? 3.1.Место и роль молодежи в политическом процессе.
3.2. Как избиратель, я предложил бы кандидату в Государственную Думу добиваться следующих решений относительно молодежи______________

Конспект внеклассного занятия по теме «Молодежь и выборы» с использованием технологии case-study.
(для учащихся 9-11 классов)
Часто человека подстерегает неудача
не в случае ошибочного выбора,
а при отказе от возможности его сделать.
Э. Севрус(Эпиграф урока выведен через проектор на сцену)
Цель мероприятия:
– создать условия для выявления причин абсентеизма молодежи при использовании активного избирательного права.
Задачи:
Образовательные: выявить факторы, влияющие на активность молодого поколения электората в ходе избирательной кампании.
Развивающие: способствовать формированию навыков проведения политологического исследования, развитию аналитического мышления учащихся
Воспитательные: способствовать формированию активной гражданской позиции, воспитанию политической культуры старшеклассников (слайд 1).
Оборудование: ПК с выходом в интернет, презентация (Приложение №1), интерактивная доска, лист с ситуационной задачей (case) (Приложение №2),
План проведения мероприятия:
1. Вступительная часть: (вступительное слово учителя).
2. Основная часть
2.1 Введение в ситуацию
2.2 Мозговой штурм
2.3 Определение тем исследования
2.4 Решение ситуационной задачи
3. Заключительная часть: представление и обсуждение работ групп (слайд 2).
Подготовительная работа:
– подготовить демонстрационный наглядный и раздаточный материал (мультимедийная презентация, кейс);
– разделить учащихся на несколько групп по 4-5 человек
Ход проведения мероприятия:
1. Вступительное слово учителя:
Каждое поколение имеет право выбирать свое будущее и определять пути развития. Мы приходим в этот мир, взрослеем, получаем профессию, приобретаем знания и опыт и передаем их другим поколениям. Но каждый из нас неразрывно связан с тем реальным миром, в котором живет и работает.
Сегодня гражданин России, путем реализации Гражданского избирательного права, становится не просто участником избирательного процесса, он имеет право свободного выбора, и это право он может осуществить в день голосования на избирательном участке. Возможность свободного волеизъявления — одно из главных достижений российской демократии за последние годы. В 2012 году установлен единый день голосования – 8 сентября. Выборы, как социальное явление, прочно вошли в наш обиход, стали привычным атрибутом жизни россиян. Мы выбираем глав администраций поселка, районов, области, депутатов в органы государственной власти всех уровней. Таким образом, все мы являемся участниками избирательного процесса (слайд 3).
«Молодежь и выборы»– именно так звучит тема сегодняшнего нашего мероприятия. И я хочу представить вам одну из интерактивных методик - «Кейс- технология», которая поможет нам осветить данную тему. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена (слайд 4)
А сейчас мы познакомимся с данной технологией поближе и воспользуемся ей на практике.
2. Алгоритм взаимодействия
Учащиеся заранее разделены на группы, имеющие текст case материалы для работы с ним и компьютеры с выходом в интернет.
I этап занятия. Введение в ситуацию.
Слово учителя:
– Сегодня в Российской Федерации сложилась непростая ситуация в молодежной среде. Совершенно очевидно, что активность молодежи, ее гражданская и жизненная позиция, желание участвовать в принятии государственных решений – это залог национальной безопасности. Однако, практика проведения выборов различных уровней показывает, что активность молодого избирателя в последнее время снижается. Постоянно в выборах участвуют, как правило, избиратели в возрасте 50 лет и старше. При этом активность женщин примерно на 5% выше, чем у мужчин. Такая же тенденция прослеживается и среди молодежи.
Желание участвовать в выборах у людей среднего и старшего поколения, как правило, связано с воспитанной в прошлые годы ответственностью, сформированной гражданской позицией. Молодежь же стоит в явной оппозиции ко всему институту выборов в нашей стране. Ее политическая активность, если и не равна нулю, то далека от идеальной (слайд 5).
Обратите внимание на лист с ситуационной задачей (case), лежащей у Вас на столах. Это выдержка из одного молодежного форума. Ознакомьтесь с ней (Приложение 2) (слайд 6).
Вопрос группам:
– Как вы считаете, какую проблему подняли участники форума?
Обсуждаются мнения и формулируется проблема. Учитель подводит к мысли, что главным в данной ситуации является вопрос о гражданской позиции молодого поколения россиян.
Ответ: (Каким образом в условиях свободных выборов можно повысить гражданскую активность молодых избирателей?)(слайд 6).
II этап занятия. («Мозговой штурм»)
Задание группам:
– обсудите в группе и предложите на какие вопросы мы должны ответить, чтобы решить данную проблему.
В ходе обсуждения выделяются и формулируются два частных вопроса этой проблемы.
Ответ: (1.Чем объясняется пассивность молодых граждан в реализации предоставленных им политических прав и свобод? 2.Какие меры будут способствовать формированию позитивного отношения молодежи к выборам и голосованию?)(слайд 7).
III этап занятия. Определение тем исследования.
Задание группам:
– вы имеете несколько минут для того, что бы определить, что надо исследовать, чтобы ответить на сформированные вопросы. Предложите свои темы аудитории.
Путем обсуждения формулируются следующие темы исследования
Ответ: (По первому вопросу: 1. Модели негативного электорального поведения молодых людей. 2.Причины абсентеистского протеста молодых людей. По второму вопросу: 1.Место и роль молодежи в политическом процессе2. Как избиратель, я предложил бы кандидату в Государственную Думу добиваться следующих решений относительно молодежи:_________.)(слайд 8).
VI. этап занятия. Решение ситуационной задачи.
– Вы заметили, что в тексте case имеются вопросы. Конечно, для ответа на них Вам не достаточно только этого текста, поэтому Вы можете воспользоваться материалами для решения кейса, которые имеются у каждой группы, а так же интернет.
– Результаты Вашей работы необходимо оформить в Power Point.
– Определите, кто отвечает за подготовку того или иного вопроса, обязательно обсудите ответы на вопросы совместно.
– Договоритесь, кто будет представлять Вашу работу.
– Вы ограничены во времени, поэтому работайте в команде слажено, умейте слушать и слышать друг друга.
(Учащиеся, опираясь на собственные знания и материалы сети Интернет, отвечают на поставленные вопросы, распределяют между собой, кто будет защищать проект)
3. Подведение итогов работы:
Представление итогов работы группами, защита работ (слайд 9).
На этом наше мероприятие окончено. Всем спасибо.
Список использованных источников
Буханова Т.Н. Электоральное поведение молодежи: реалии и проблемы.//Журнал о выборах. 2011, №2. с. 5-7.
Долгоруков, А.В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]/ А.В.Долгоруков.-Режимдоступа: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600
Елисеева, Е.В. Использование инновационных образовательных технологий в системе обучения [Текст]/ Е.В.Елисеева. - Брянск, 2006. – 116 с.
Метод_кейсов [Электронный ресурс]/ http://ru.wikipedia.org/wiki/
Метод case study [Электронный ресурс] / http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html1.4.
Нестеренко Я.Я. Молодые о политике.//Журнал о выборах. 2011, №4. с.24-27.
Халитова А.Х. Будущие избиратели учатся сегодня.// Журнал о выборах. 2011, №2., с.8-12.
http://www.orenipk.ru/kp/didakt/docs/2b/lek2_5.html [Электронный ресурс] (слайд 10).          
Приложение 2
Ситуационная задача.
На одном из молодежных сайтов в феврале 2010г. появился форум «Я гражданин», где была поднята тема «Молодежь и выборы». Перед Вами страница этого форума (лексика и орфография сохранены).
Ska-Dancer - Молодёжь, должна участвовать в выборах так как, это очень важна в нашей стране!! Молодёжь в России занимает не последнюю роль!!! Мы должны выбирать кто будет нашем президентом, нашим губернатором и т.д.!! Потому, что мы - это будущее России!!!
Andrew – Ага, как только ты придеш так сразу все изменится…
Ne2pI - Ska-Dancer, Красиво сказал, вот тока у меня вопрос по каким критериям ты выбираешь, ты хоть раз вникал в их предвыборную политику, компанию?!
Я 2 года назат сталкнулся с такой же ситуацией и понял пока я студент и меня это сильно не касается мне все ровно, кто там президент кто губернатор(тем более облость не моя я там тока учусь) меня сильно не волнует, проголосовать я схожу, считаю это долгом, но вот за кого и какие там будут результаты пускай те кто повзрослее и кому это нужнее решают!
Andrew - На выборы не пойду и всем советую не ходить.
Ska-Dancer - Отвечаю: Мне не без различно, кто будет помогать нам создавать будущее!! Да я слушаю каждый год их предвыборную компанию, хоть мне и 16 лет!!! я каждый год хожу на выборы с родителями, и всегда выбираю я, а не они!! Так, что задумайся надо, чтобы молодёжь делала будущее!!! и на по следок повторюсь, что молодёжь БУДУЩЕЕ РОССИИ)))
Лангепас - Ska-Dancer. Ну то что молодежь будущее России я даже не сомневаюсь ну вот интересно как ты выбираеш если тебе 16 лет ведь права голосовать появляеться тока с 18 лет???
Ska-Dancer - Говорю же, каждый год я хожу на выборы с родителями либо с братом!!
Lexa – чего там кудато ходить, все равно ничего не изменится! Не верю никому одни обещания!!!
max_f - Ходить. Кругом в мире ходят и доходились до более менее нормальной жизни. А мы что? Инопланетяне?
Вопросы к задаче:
1. Какую проблему подняли участники форума?
2. Определите модели негативного электорального поведения молодых людей.
3. Каковы причины абсентеистского протеста молодых людей.
4. На Ваш взгляд, какое место и какую роль должна играть молодежь в политическом процессе.