Презентация на тему:Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися * Неуспевающий ученик- это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. И. П. Подвласов * Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки, должно сопровождаться целой системой мер по её дальнейшему предотвращению. Основными признаками неуспешности учащихся можно считать: * Недостаточное семейное воспитание.Пробелы в фактических знаниях.Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения. Трудности школьника, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины: * Слабое состояние здоровья. Несформированность приемов учебной деятельности. Если психологопедагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то учащийся заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки. Недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и в конечном счете влияет на его отношение к учебе и школе; Недостаточное развитие мотивационной сферы, что является в первую очередь приоритетом семейного воспитания. Особенности неуспевающих учащихся: низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития; отсутствие познавательного интереса; не сформированы элементарные организационные навыки; учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения. Особенности неуспевающих учащихся нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника; дети, в основном, из асоциальных семей; отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся; частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам: 1. Низкий уровень умственного развития.2. Несформированность учебных навыков.3. Дефицит внимания с гиперактивностью.4. Отсутствие познавательного интереса.5. Несформированность произвольной сферы.6. Конфликтные отношения 7. Низкий познавательный интерес8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления9. Низкая работоспособность Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. «ЖЕСТКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК» “ЖЕСТКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК” Учитель Ученик нужны знания, но при этом не прикладывает усилий учитель ставит “2” – проблемы с администрацией и классным руководителем;учитель ставит “3” - но знаний у учащихся нет. Родители Учитель родителям нужно, чтобы у ребенка были знания, но при этом нет контроля и помощи детям с их стороны; учитель, по мнению родителей, выступает в роли “монстра”, “надзирателя”; учителя иногда отчитывают родителей даже в присутствии ребенка, при этом не всегда давая конкретные советы родители в свою очередь обвиняют учителей в некомпетентности в присутствии детей; сами учителя не всегда видят выход из создавшейся конфликтной ситуации Учитель Администрация Администрация требует : хороших знаний учащихся; высоких показателей; бесконфликтных отношений с учениками и родителями. Что остается делать учителю, если классы у него слабые и он ещё и классный руководитель в этих классах ? Учителю становится “тоскливо” от “безысходности” У учителя опускаются руки, нет желания идти на работу Ученик предпочитает улицу, случайных знакомых, «вредные привычки» занятиям в школе Какой же выход из создавшейся ситуации? Как помочь ученику, учителям и родителям выйти из “неподвижного треугольника”? Задачи педсовета Систематизировать теоретические знания по теме. Провести психолого-педагогическую диагностику слабоуспевающих учащихся. Выявить основные причины и меры профилактики неуспеваемости школьников. Определить пути, формы и способы решения проблемы неуспеваемости на различных этапах учебной деятельности. Превратить “жёсткий треугольник” в “подвижный четырёхугольник” Ученик Родители Администрация Учитель ВЫВОД Чтобы предотвратить неуспеваемость учащихся, нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению. Задачи педсовета Программа (план) работы педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости /работе со слабоуспевающими учениками». Индивидуальные адаптивные программы для слабоуспевающих обучающихся. Психолого – педагогическая характеристика учащегося (классного руководителя для учителей). Педагогические консилиумы (1-4-5-9-10-11 классы). «Индивидуальная карта учащегося» учителя-предметника.ВШК (посещение уроков, собеседование, консультации, индивидуальные занятия с ребенком и родителями), моральное и материальное стимулирование учителя. Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. Педагогика сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье.Но всегда ли нам это удается? Таким образом, рождается идея создания индивидуальной образовательной программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. Деятельность учителя 1. В начале учебного года проводить диагностику учащихся с целью выявления уровня обучаемости.2. Использовать на уроках различные виды опроса. 3. Обязательно комментировать каждую оценку ученика. 4. Учитель не должен опрашивать ученика или предлагать ему письменную работу в первый день занятий после болезни или отсутствия в школе по уважительной причине. 5. Учитель для устранения пробелов в знаниях ученика по пропущенной теме должен определить время, за которое учащийся должен освоить указанную тему, и в случае затруднения проконсультировать его. 6. Учитель должен выставлять полученные учащимся неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей. 7. Учитель обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о снижении успеваемости учащегося. 8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика (убеждение, беседа с психологом и социальным педагогом) 9. Учитель-предметник должен прогнозировать четвертные оценки за 2 недели до окончания четверти. Пути достижения высокой успеваемости: правильное раскрытие причин неуспеваемости и определение путей ее ликвидации;высокое качество уроков;использование передовых методов в обучении;реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом;четко поставленный контроль за учебным процессом. Подводя итог …при правильном раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высокое качество уроков, реальная помощь и тесный контакт семьи ученика с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного уровня развития.