Презентация на тему:Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.


Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися * Неуспевающий ученик- это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. И. П. Подвласов * Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки, должно сопровождаться целой системой мер по её дальнейшему предотвращению. Основными признаками неуспешности учащихся можно считать: * Недостаточное семейное воспитание.Пробелы в фактических знаниях.Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения. Трудности школьника, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины: * Слабое состояние здоровья. Несформированность приемов учебной деятельности. Если психолого­педагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то учащийся заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки. Недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и в конечном счете влияет на его отношение к учебе и школе; Недостаточное развитие мотивационной сферы, что является в первую очередь приоритетом семейного воспитания. Особенности неуспевающих учащихся: низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития; отсутствие познавательного интереса; не сформированы элементарные организационные навыки; учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения. Особенности неуспевающих учащихся нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника; дети, в основном, из асоциальных семей; отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся; частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам: 1. Низкий уровень умственного развития.2. Несформированность учебных навыков.3. Дефицит внимания с гиперактивностью.4. Отсутствие познавательного интереса.5. Несформированность произвольной сферы.6. Конфликтные отношения 7. Низкий познавательный интерес8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления9. Низкая работоспособность Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. «ЖЕСТКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК» “ЖЕСТКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК” Учитель Ученик нужны знания, но при этом не прикладывает усилий учитель ставит “2” – проблемы с администрацией и классным руководителем;учитель ставит “3” - но знаний у учащихся нет. Родители Учитель родителям нужно, чтобы у ребенка были знания, но при этом нет контроля и помощи детям с их стороны; учитель, по мнению родителей, выступает в роли “монстра”, “надзирателя”; учителя иногда отчитывают родителей даже в присутствии ребенка, при этом не всегда давая конкретные советы родители в свою очередь обвиняют учителей в некомпетентности в присутствии детей; сами учителя не всегда видят выход из создавшейся конфликтной ситуации Учитель Администрация Администрация требует : хороших знаний учащихся; высоких показателей; бесконфликтных отношений с учениками и родителями. Что остается делать учителю, если классы у него слабые и он ещё и классный руководитель в этих классах ? Учителю становится “тоскливо” от “безысходности” У учителя опускаются руки, нет желания идти на работу Ученик предпочитает улицу, случайных знакомых, «вредные привычки» занятиям в школе Какой же выход из создавшейся ситуации? Как помочь ученику, учителям и родителям выйти из “неподвижного треугольника”? Задачи педсовета Систематизировать теоретические знания по теме. Провести психолого-педагогическую диагностику слабоуспевающих учащихся. Выявить основные причины и меры профилактики неуспеваемости школьников. Определить пути, формы и способы решения проблемы неуспеваемости на различных этапах учебной деятельности. Превратить “жёсткий треугольник” в “подвижный четырёхугольник” Ученик Родители Администрация Учитель ВЫВОД Чтобы предотвратить неуспеваемость учащихся, нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению. Задачи педсовета Программа (план) работы педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости /работе со слабоуспевающими учениками». Индивидуальные адаптивные программы для слабоуспевающих обучающихся. Психолого – педагогическая характеристика учащегося (классного руководителя для учителей). Педагогические консилиумы (1-4-5-9-10-11 классы). «Индивидуальная карта учащегося» учителя-предметника.ВШК (посещение уроков, собеседование, консультации, индивидуальные занятия с ребенком и родителями), моральное и материальное стимулирование учителя. Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. Педагогика сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье.Но всегда ли нам это удается? Таким образом, рождается идея создания индивидуальной образовательной программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. Деятельность учителя 1. В начале учебного года проводить диагностику учащихся с целью выявления уровня обучаемости.2. Использовать на уроках различные виды опроса. 3. Обязательно комментировать каждую оценку ученика. 4. Учитель не должен опрашивать ученика или предлагать ему письменную работу в первый день занятий после болезни или отсутствия в школе по уважительной причине. 5. Учитель для устранения пробелов в знаниях ученика по пропущенной теме должен определить время, за которое учащийся должен освоить указанную тему, и в случае затруднения проконсультировать его. 6. Учитель должен выставлять полученные учащимся неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей. 7. Учитель обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о снижении успеваемости учащегося. 8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика (убеждение, беседа с психологом и социальным педагогом) 9. Учитель-предметник должен прогнозировать четвертные оценки за 2 недели до окончания четверти. Пути достижения высокой успеваемости: правильное раскрытие причин неуспеваемости и определение путей ее ликвидации;высокое качество уроков;использование передовых методов в обучении;реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом;четко поставленный контроль за учебным процессом. Подводя итог …при правильном раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высокое качество уроков, реальная помощь и тесный контакт семьи ученика с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного уровня развития.