Выступление по заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы


Индивидуальный образовательный маршрут
как средство развития детей с разными учебными возможностями
Шелестюк Е.В., учитель русского языка МБОУ СШ №21

На сегодняшний день единый государственный экзамен (ЕГЭ или ОГЭ в 9-х классах) стал единственной формой государственной аттестации выпускников российских школ, инструментом управления качеством образования. С помощью ЕГЭ и ОГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь.
Новая форма сдачи экзамена, внедрение новых образовательных стандартов потребовали использование новых авторских разработок и методик.
В связи с этим я считаю, что актуальной на сегодняшний день является разработка Индивидуального образовательного маршрута как средства развития детей с низкими учебными возможностями. Осознание актуальности данного нововведения позволит учителям сократить количество неуспевающих и педагогически запущенных детей.
Участвую в этой форме сдачи экзамена с 2008 года, поэтому существует своя система подготовки к аттестации учащихся по предмету, которая даёт неплохие результаты:  В 2008 году результаты ГИА выше регионального: русский язык – средний балл 3,9; литература – 4,3. В 2014 году обучающиеся 9-х классов при 100% успеваемости на экзамене по русскому языку в новой форме показали качество 70%. В 2015-2016 учебном году качество знаний учащихся составило по русскому языку 65%, по литературе – 79%, а по результатам ГИА 2016 года по русскому языку при 100% успеваемости и 88% качества средний балл составил 4,3 балла. По результатам ГИА в новой форме по литературе при 100% успеваемости средний балл – 4, качество 67%. Это позволяет сделать вывод о стабильности качества знаний по русскому языку.
С целью эффективной подготовки выпускников к ГИА в работе с учащимися возникла необходимость разработки системы для отслеживания уровня сформированности знаний, умений и навыков. И опыт показал, что внедрение ИОМ помогает ликвидировать пробелы в знаниях, осуществляет психолого – педагогическую поддержку ребенка, тем самым повышает уровень учебной мотивации.
Методика моей работы заключается в следующем:
1)подготовка к ГИА учащихся начинается с пятого класса. Для этого активно начинаю внедрять после изучения разделов уроки – зачеты, состоящие из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части дети отвечают на вопросы, оценивающие базовый уровень ( образовательный стандарт) по данной теме. На практической части урока предлагаются тестовые задания. Учитель работает на уроке с каждым учеником индивидуально, выявляет пробелы в знаниях, фиксирует в своей тетради. Остальные работают самостоятельно. Учащиеся, которые не справились с зачетом или имеют желание получить иную оценку, затем работают с одноклассниками, которые лучше всех усвоили темы раздела. Только после сдачи зачета проводится контрольная работа по изученному разделу, и это уже не тест, а диктант с грамматическими заданиями.
Диктанты анализирую, выписываю каждую ошибку ученика, и такие записи ведутся в течение всех шести лет, пока ученик учится в школе. Поэтому можно проследить, с какими знаниями пришел ученик в 5 класс и чего он достиг к окончанию 11 класса.
2)Также с 5 по 11 классы работаем с пособиями «Тесты для промежуточной аттестации» Н. А. Сениной издательства «Легион», «ЕГЭ без проблем» Н.В.Смирновой издательства ИРО Екатеринбурга. Ученики под руководством учителя заводят специальные тетради «Подготовка к ЕГЭ», которые ведутся с 5 класса. Дети выполняют предложенный вариант дома, а в начале урока учитель называет верные ответы, дети ставят «+» или «-». Коллективно объясняют свое решение при выполнении тестового задания, ошибки разбираются. Такая работа проводится во всех классах систематически.
3)В течение учебного года провожу несколько «пробных экзаменов», чтобы ученики тренировались в выполнении видов заданий, видели свои сильные и слабые стороны изучаемых тем. После каждого тренировочного мероприятия провожу полный анализ работы с разбором заданий.
4)С целью эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ в 11 классе, к ОГЭ в 9 классе практикую ведение индивидуального маршрута.
Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развития человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. Считается, что обучение не может быть успешным, если игнорируются индивидуальные особенности обучаемых, трудности, испытываемые каждым, различие в темпе и степени усвоения материала. Индивидуальный подход требует изучения сложного внутреннего мира обучаемых, анализа системы сложившихся отношений и тех многообразных условий, в котором происходит формирование личности. По своей сущности индивидуальное обучение есть ни что иное как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса заданий, однако, если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учётом учебных возможностей.
Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения.
От четкого и правильного «диагноза» состояния уровня обученности учащегося зависит составление его индивидуального маршрута подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Работа с индивидуальными образовательными маршрутами:
В содержательную структуру индивидуального образовательного маршрута положены «Перечень проверяемых элементов содержания по кодификатору», которые обязательно предлагаются в спецификации экзаменационной работы.
Механизм мониторинга прост: ученику нужно выполнить несколько тестовых заданий, выявить явные пробелы по предмету, заполнить Лист учета ошибок, составить вместе с учителем индивидуальный маршрут.
Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (обще учебные умения и навыки) ему необходимы.
Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор “своего” домашнего задания.
В результате ликвидации пробелов в знаниях ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).
С самого начала учебного года даю нужную информацию о ОГЭ или ЕГЭ учащимся и родителям, чтобы создать положительный психологический настрой и снизить тревожность детей.
В заключение еще раз отмечу, что для достижения цели –сдачи ЕГЭ на высоком уровне -необходимо сотрудничество учителя с каждым учащимся по достижению учебной цели. Большой упор необходимо направить на включенность детей в сам процесс познания, помочь детям осознать практическую ценность теоретических сведений, научить учеников учиться, а не только «натаскивать» на тестирование. И обновление системы образования, то есть новые федеральные стандарты, учат детей самостоятельно добывать знания, делать выводы и умозаключения. Критически мыслящий ученик с багажом глубоких, прочных знаний и хорошо сформированных умений справится с любыми экзаменационными испытаниями.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Индивидуальный план подготовки учащихся к основному государственному экзамену по русскому языку в 2015-2016 году.
Учитель МБОУ «СШ №21» города Нижневартовска Шелестюк Е.В.
Цель: обеспечить качественную подготовку обучающихся 9Б,9В классов к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме основного государственного экзамена.
Задачи: организовать эффективную работу по подготовке к Государственной итоговой аттестации по русскому языку всех категорий обучающихся
слабоуспевающих обучающихся (с низким уровнем обучаемости по русскому языку),
обучающихся, имеющих средний уровень обучаемости по предмету,
обучающихся, имеющих пробелы в знаниях по причине пропуска уроков, часто болеющих учеников (низкий уровень обученности).
№ Мероприятия Сроки/формы организации Примечание (категория)
Информационная работа
1 Знакомство с возможными формами прохождения ГИА по русскому языку (ОГЭ, ГВЭ) Сентябрь/ на уроке Все обучающиеся
9 Б, 9В кл2 Знакомство с демоверсией ГИА по русскому языку Октябрь/на уроке Все обучающиеся
9 Б, 9В кл3 Обучение заполнению бланков ответов Ноябрь/на уроке Все обучающиеся
9 Б, 9В кл4 Знакомство обучающихся с кодификатором и спецификацией КИМ для проведения ГИА Ноябрь/на уроке Все обучающиеся
9 Б, 9В кл
5 Оформление стенда в кабинете №401 с размещением материалов по вопросам ГИА по русскому языку : бланки ответов, демонстрационный вариант, опорные задания, инструкцией для учащихся, другое Обновление в течении
Сентябрь - Май Все обучающиеся
9 Б, 9В кл
6 Оформление сводных ведомостей по результатам проведенных срезов Сентябрь - Май Все обучающиеся
9 Б, 9В кл
7 Информирование о результатах репетиционных экзаменов на уровне школы Декабрь, апрель
(по плану работы) Все обучающиеся
9 Б, 9В кл8 Знакомство обучающихся с приказом
«Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2016 году», Февраль/ через стенд, на уроке Все обучающиеся
9 Б, 9В кл9 Информирование по вопросу изменений в Порядок проведения ГИА Сентябрь – Май/на уроке, через стенд Все обучающиеся
9 Б, 9В кл
10 Информирование родителей о результатах подготовки обучающихся к ГИА по русскому языку
В течение года на родительских собраниях Родители всех обучающихся
Мероприятия по обеспечению качественной подготовки обучающихся к ОГЭ
1. Диагностическая работа по выявлению пробелов в знаниях обучающихся, планирование коррекционной работы, распределение обучающихся по группам Сентябрь/на уроке Все обучающиеся
9 Б, 9В кл
2. Организация работы коррекционных групп Октябрь/составление графика консультаций, дополнительных занятий По группам
3 Репетиционный экзамен по русскому языку (на уровне школы, города с соблюдением процедуры проведения ОГЭ) Декабрь
апрель Все обучающиеся
9 Б, 9В кл
4 Многократное проведение пробы сил по русскому языку, ведение мониторинга результатов обученности ( тематические срезы на уровне учителя) Январь-май Все обучающиеся
9 Б, 9В кл
5 Отработка технологии проведения экзамена по русскому языку в форме ОГЭ (на уровне учителя)
Декабрь-Май Все обучающиеся
9 Б, 9В кл6 Анализ результатов В течение года Все обучающиеся
9 Б, 9В кл7. Повышение эффективности уроков русского языка через внедрение новых технологий В течение года Все обучающиеся
9 Б, 9Б кл8 Организация самостоятельной работы обучающихсяВ течение года Все обучающиеся
9 Б, 9В кл
9. Курсы по выбору В течение года Все обучающиеся 9Б, 9В классов
Коррекционная работа по ликвидации пробелов
1. Составление ИОМ (индивидуальных образовательных маршрутов) для различных категорий обучающихся Октябрь -со слабоуспевающими м обучающимися
-с высоким уровнем обучаемости-имеющих пробелы по причине пропуска уроков
2. Проведение дополнительных занятий, консультаций С 27.10.15 по 25.05.16 (график консультаций)
Осенние каникулы (график дополнительных занятий)
Зимние каникулы
(график дополнительных занятий)
Весенние каникулы
(график дополнительных занятий) По категориям обучающихся3. Дифференцированный подход к обучающимся при организации уроков русского языка В течение года По категориям обучающихсяРабота по развитию учащихся, имеющих высокий уровень обученности по предмету
1. Отработка опорных заданий повышенного уровня В течение года с высоким уровнем обучаемости2. Участие в олимпиадах В течение года с высоким уровнем обучаемостиРабота с родителями
1. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам оказания содействия обучающимся при подготовке к ГИА по русскому языку В течение года По категориям обучающихся2. Профилактические беседы с родителями обучающихся, имеющих пропуски уроков В течение года Родители данной категории обучающихся 9Б, 9В
Взаимодействие с учителями, психологом
1. Взаимодействие с классным руководителем по вопросу текущей успеваемости, посещаемости учебных занятий, реализации ИОМ В течение года По категориям обучающихся2. Взаимодействие с психологом школы по вопросу особенностей обучения В течение года По категориям обучающихсяПРИЛОЖЕНИЕ 2
Индивидуальный маршрут подготовки к ОГЭ по предмету русский язык
___________________________, учаще_____ 9__ класса
№ Элемент содержания Уровень задания Максимальный балл Тренировка
дата Затруднения
2 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность
текста. Анализ текста Б 1 3 Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности Б 1 4 Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание Б 1 5 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени Б 1 6 Словосочетание Б 1 7 Предложение.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения Б 1 8 Осложнённое простое предложение
Б 1 9 Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Б 1 10 Синтаксический анализ сложного предложения
Б 1 11 Пунктуационный анализ.
Знаки препинания в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложениях Б 1 12 Синтаксический анализ сложного предложения
Б 1 13 Сложные предложения с разными видами связи между частями Б 1 14
Сложное предложение Б 1 Индивидуальный маршрут подготовки к ОГЭ по предмету русский язык
___________________________, учаще_____ 9__ класса
Сжатое изложение Уровень баллы Дата тренировки затруднения
1
Информационная обработка текстов различных стилей и
жанров.
Б
7
ИК1 Точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы (3)
2
ИК2 Применил один или несколько приемов сжатия текста , использовав их на протяжении свего текста
3
ИК3. Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Соблюдается абзацное членение текста
2
Практическая грамотность Б 10 К1.Соблюдение орфографических норм. 2 К2.Соблюдение пунктуационных норм. 2 К3.Соблюдение грамматических норм.
2 К4.Соблюдение речевых норм.
2 Ф1.Соблюдение фактической точности.
2
Индивидуальный маршрут подготовки к ОГЭ по предмету русский язык
___________________________, учаще_____ 9__ класса
Сочинение - рассуждение Уровень Баллы Дата тренировки 15 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. В
9
К1.Привести рассуждение на теоретическом уровне.
2 К2.Привести 2 аргумента и указать их роль в тексте.
3 К3.Смысловая цельность текста. Речевая связность и последовательность.
2 К4. Композиционная стройность и завершенность 2 Практическая грамотность Б 10 К1.Соблюдение орфографических норм. 2 К2.Соблюдение пунктуационных норм. 2 К3.Соблюдение грамматических норм.
2 К4.Соблюдение речевых норм.
2 Ф1.Соблюдение фактической точности.
2