Практико-ориентированный семинар школьного методического объединения учителей-предметников на тему Сочинение по литературе как форма итоговой аттестации

Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма"

Клокова Е.Ф.
Сочинение по литературе как форма итоговой аттестации

Выступление на практико-ориентированном семинаре
школьного методического объединения учителей-предметников
13.04.2015


Начало итоговой аттестации. 3 декабря 2014 года итоговое сочинение (изложение) как допуск к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования писали более 680 тысяч выпускников из 85 субъектов Российской Федерации, а также российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории России.
Тематические направления. Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Наталии Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, были разработаны тематические направления итогового сочинения:
«Недаром помнит вся Россия...»
«Вопросы, заданные человечеству войной»
«Человек и природа в отечественной и мировой литературе»
«Чем живы люди?»
«Спор поколений: вместе и врозь».
Цели итогового сочинения (изложения):
проверка широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью;
формирование самосознания учащегося, развитие его речевой и читательской культуры.
Статистика ЯНАО. По данным регионального центра оценки качества образования, итоговое сочинение (изложение) писали 3730 обучающихся Ямало-Ненецкого автономного округа. Написание сочинения (изложения) прошло в штатном режиме, без организационно-технологических сбоев. Нарушений процедуры проведения не было зафиксировано. Проверялись сочинения (изложения) комиссиями образовательных организаций или экспертными комиссиями, созданными на муниципальном уровне.
Темы на территории ЯНАО
Участникам итогового сочинения ЯНАО было предложено на выбор 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого тематического направления):

106.
Как противостоять ударам судьбы? (По одному или нескольким произведениям М.Ю.Лермонтова).
46%

206.
Произведение о войне, которое Вас взволновало.
20,7%

306.
Способна ли природа воспитать человека?
15,3%

406.
Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
9,3%

506.
Чем опасно равнодушие?
8,7%


Характеристика обучающихся, писавших итоговое сочинение (изложение)

МО
Всего
выполняли работу
Писали
сочинение
Писали
изложение

1
город Салехард
261
260
1

2
Красноселькупский район
51
51


3
город Губкинский
175
175


4
город Муравленко
223
221
2

5
Тазовский район
99
99


6
город Новый Уренгой
797
787
10

7
город Ноябрьск
718
718


8
город Лабытнанги
179
160
19

9
Приуральский район
84
73
11

10
Шурышкарский район
108
108


11
Надымский район
592
592


12
Ямальский район
125
125


13
Пуровский район
318
318



Итого
3730
3687
43



Критерии оценивания
Соответствие написания темы.
Аргументация и привлечение литературного материала.
Композиция и логика рассуждения.
Качество письменной речи.
Грамотность.

Результаты по критериям оценивания
Вид ОО
Всего число участников
Число участников, получивших «зачёт» по критериям



1
2
3
4
5

Средние общеобразовательные школы
2272
2229
2220
2081
1725
1480

Школы с углубленным изучением отдельных предметов
427
424
424
374
338
324

Гимназии
280
280
280
263
228
230

Лицеи
189
189
189
182
105
63

Школы-интернаты
281
254
252
228
174
143

Вечерние (сменные) школы
235
210
200
166
107
136

Выпускники прошлых лет
3
3
3
3
1
1

Итого
3687
3589
3568
3297
2678
2377


Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Отдельные работы демонстрируют примитивность письменной речи, однообразие синтаксических конструкций, низкий уровень речевой грамотности, неточность изложения фактического материала. Наиболее частые речевые ошибки:
неудачное словоупотребление;
употребление слов в несвойственных им значениях;
плеоназм (речевое излишество: «старый старик»);
тавтология (необоснованное повторение);
лексическая избыточность (неоправданное усложнение фраз).
Многие обучающиеся показали однообразие грамматического строя.

Примеры из сочинений

«Милосердие отличает себя тем характером, что объясняет качество доброго человека, готового помочь людям».
«Так же два этих качества [справедливость и милосердие], с моей точки зрения, взаимодействуют между собой».
«Во первых: если взглянуть со стороны психологии человека, то многие из нашего общества не станут проявлять милосердие, если не увидят в этом справедливую взаимовыручку».
Напрашивающийся сам собой вывод. Следовательно, надо по-новому обучать детей писать сочинения разных жанров и стилей. Заново обучать, потому что за несколько лет отсутствия сочинения в школе многие учителя «свернули» данную работу, заменив её подготовкой к ЕГЭ.
Работа с 10-классниками МОУ «ООШ» по подготовке к будущему итоговому сочинению. В нашей школе, кроме уроков русского языка (1 час в неделю), в 10 классе ведется практикум по русскому языку (1 час в неделю) и факультатив «Учимся писать сочинение» (1 час в неделю). В качестве контроля прошел окружной диктант, по результатам которого был проведён подробный анализ допущенных ошибок. Департамент образования ЯНАО предложил форму анализа допущенных ошибок по 32 критериям (21 - орфография и 11 – синтаксис). Радует, что по этим критериям учащиеся сделали допустимое количество ошибок.
Название орфограмм

Количество учащихся, допустивших ошибки


9 класс
10 класс
11 класс

Всего

%


учащихся
%
учащихся
%
учащихся
%



Проверяемые безударные гласные в корне слова.
10
56
1
7
8
32
19
33

Непроверяемые гласные и согласные.
--
--
4
27
--
--
4
7

Чередующиеся гласные в корне
--
--
1
7
--
--
1
1,7

Непроизносимые согласные
--
--
--
--
2
8
2
3

Удвоенные согласные
--
--
2
13
6
24
8
14

Буквы Ё-О после шипящих в корне слова
9
50
--
--
--
--
9
15

-тся и -ться в глаголах
--
--
3
20
--
--
3
5

Разделительные ь и ъ
--
--
--
--
--
--
--
--

Буквы и, у, а после шипящих
--
--
2
13
--
--
2
3

Буквы з и с на конце приставок
9
50
--
--
4
16
13
22

Гласные в приставках при-, пре- /пере-
--
--
--
--
6
24
6
10

Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи
(Е-И, А-У)
--
--
1
7
3
12
4
7

-Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи
11
61
5
33
5
20
21
36

Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий
--
--
4
27
--
--
4
7

Слитное, дефисное и раздельное написание слов
(союзы, предлоги// сонары)
--
--
3
20
--
--
3
5

Правописание не с разными частями речи
--
--
2
13
7
28
9
15

Правописание производных предлогов
--
--
3
20
3
12
6
10

Написание имён собственных
--
--
2
13
--
--
2
3

Название пунктограмм


Знаки препинания при однородных членах
7
39
6
4
7
28
20
34

Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом
--
--
--
--
8
32
8
14

Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом
--
--
--
--
--
--
--
--

Знаки препинания в предложениях с вводными словами
--
--
--
--
--
--
--
--

Знаки препинания в простом осложнённом предложении (сравнительный оборот)
--
--
--
--
--
--
--
--

Знаки препинания в предложениях с уточняющими обособленными членами
--
--
1
7
--
--
1
1,7

Способы передачи чужой речи
--
--
--
--
--
--
--
--

Тире между подлежащим и сказуемым
14
78
3
20
--
--
17
29

Знаки препинания в ССП
--
--
1
7
2
8
3
5

Знаки препинания в СПП
13
72
1
7
5
20
19
33

Знаки препинания в БСП
--
--
--
--
4
16
4
7


Например, по критериям «Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом», «Знаки препинания в предложениях с вводными словами», «Знаки препинания в простом осложнённом предложении (сравнительный оборот)» не допущено ни одной ошибки. По критериям «Чередующиеся гласные в корне», «Знаки препинания в предложениях с уточняющими обособленными членами» допустили ошибки по одному учащемуся. По двое ошиблись в орфограммах «Непроизносимые согласные», «Буквы и, у, а после шипящих», «Написание имён собственных». По трое – в орфограммах «-тся и -ться в глаголах», «Слитное, дефисное и раздельное написание слов (союзы, предлоги// сонары)» и в пунктограмме «Знаки препинания в ССП». Количество учащихся, допустивших эти недочеты (они сами потом удивлялись, как это могло произойти) в процентах: 1,7% - 5%. Их удивление понятно, так как эти правила – из начальной школы и должны быть твердо усвоенными.
Гораздо сложнее обстоит дело с правилами, изученными в средних классах. По орфограмме «Проверяемые безударные гласные в корне слова» и пунктограмме «Знаки препинания в СПП» допустили ошибки по 19 обучающихся, что составляет 33%. «Абсолютный рекорд» поставлен по орфограмме «-Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи» - 21 обучающийся, 33%.
Тревожит и то, что допущены не учтённые Департаментом образования ЯНАО ошибки – на синтаксическое согласование. А это и есть ошибки по критерию № 4 будущего сочинения.
Пробное сочинение. В 10 классе был проведён тренировочный экзамен – пробное сочинение.

Примеры из сочинений

«Хочу привести пример из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «повесть о том, как один мужик прокормил двух генералов». Во время кристовых походов, когда Иерусалим находился под властью кристоносцев, Солодин предводитель сарацинов решил вернуть эту святую землю себе».
«Я думаю что справедливость это следование природы и исполнение своего долга».
«Какая бы не была погода во дворе, дождливая, ненависная или жаркая, она передает настроение и краски своего сезона. Поэтому если посмотреть в окно по другому, то не взирая на дождь или мокрый снег, хочется радоваться и ценить ту самую возможность, которую нам дарит природа сменяясь во время года».
Русский язык среди других учебных предметов. В отличие от остальных учебных предметов русский язык в школе выполняет две основные функции:
является предметом изучения и обучения ему;
является средством изучения всех остальных предметов.
Все учебные предметы учат языковой норме - правильному произношению, употреблению и правописанию своих терминов. Они формируют умение связно излагать полученные знания - создавать тексты соответствующего стиля речи - научного, официально-делового, публицистического.
Практические задания коллегам-предметникам. На протяжение всего семинара заполняйте таблицу:
Знаю
Хочу узнать
Узнал(а)









В завершение работы выполните, пожалуйста, следующие задания.
Из учебника по своему предмету выберите ОДИН абзац и выпишите:
научные термины ____________________________ ____________________________________________
синонимы __________________________________ ____________________________________________
антонимы ___________________________________
____________________________________________

Приведите примеры возможных паронимов: ______________________
______________________________________________________________________________
Словарик
Синонимы – разные обозначения одного и того же предмета или явления (дом = здание = строение).
Антонимы – слова противоположного значения (день – ночь, друг – враг, радость – печаль).
Паронимы – похожие слова (абонент – абонемент, эффектный – эффективный, надеть – одеть).

Составьте синквейн на тему нашего занятия.
Синквейн (фр. cinquains, англ. cinquain) – стихотворение из пяти нерифмованных строк. Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Мой синквейн
(желательно, в завершение работы, придумать название)

___________________

_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________

Аксиома
Язык.
Великий, могучий
Учит, обогащает, воспитывает.
Звучит на любом уроке.
Русский.

Синквейн является результативной формой рефлексии. Работа над созданием синквейна развивает образное мышление и поможет учителям-предметникам замечать речевые и грамматические ошибки в речи учащихся на любом занятии.











13PAGE \* MERGEFORMAT14815




Рисунок 315