Конспект по нравственному воспитанию Хлеб всему голова


Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей подготовительной группы
«Хлеб – всему голова»
Составил: воспитатель МБДОУ детского
сада «Березка» Шишкина Е.П.


Занятие «Хлеб – всему голова».
Программное содержание.
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;
обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.
Предварительная работа:
Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций;
Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме;
Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.
Материалы и оборудование. Иллюстрации из серии «Откуда хлеб пришел», запись «Русская плясовая», карандаши, полоски бумаги, большой лист бумаги, поднос с хлебобулочными изделиями.
Ход занятия.
Педагог произносит русскую народную пословицу «Хлеб – всему голова» и предлагает детям объяснить ее значение.
- Почему и в каких ситуациях мы так говорим?
А теперь отгадайте загадку. Отгадай легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. Что это?
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили –
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
И его сперва месили, испекли –
И в магазине мы его себе купили. Что это?
Ребенок читает стихотворение: Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке!
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
- Где можно купить хлеб? Как называется специализированный магазин, в котором продают хлебобулочные изделия? Из чего пекут хлеб? Откуда берется мука?
Перед детьми – иллюстрации из серии «Откуда хлеб пришел».
-Трактор пашет поле. – Сеялка засевает зерно. – Комбайн убирает колосья хлеба. – Зерно везут на элеватор и на мукомольный завод. – Хлеб пекут в пекарне и везут в магазины.
Что происходит весной в поле? Какие машины пашут землю? Кто управляет трактором? Какая машина засекает зерно? Зерно засеяно.
Что необходимо для роста и созревания колоска?
- Ну вот, колоски созрели.
Педагог. Не жалело солнце жара для хорошего загара,
И пшеница с рожью загорели тоже.
- Что значит «Пшеница с рожью загорели тоже»?
- Какие машины убирают хлеб? Кто управляет комбайном? Куда везут зерно? Где из муки пекут хлеб? Люди каких профессий участвуют в производстве хлеба?
Физминутка. «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)Прорастать на солнце стало (руки над головой)Дождик землю поливал,И росточек подрастал (медленно встают)К свету и теплу тянулсяИ красавцем обернулся. (2 раза)
Составляем небольшой связный рассказ по серии иллюстраций.
Педагог произносит пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
-Почему мы так говорим?
-Что еще можно испечь из муки?
Педагог предлагает взять лист бумаги и составить схему в виде рисунков «Путь хлебного зернышка».
Загадка. Он бывает с толокном, с рисом, мясом и пшеном.
С вишней, с яблоком бывает. В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят, по кусочку все съедят. Что это?
Физминутка. «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).
Мешу, мешу тесто,Есть в печи место,Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)Переваливай, валяй. (2 раза)Педагог приглашает детей за «круглый стол». Что означают слова: Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит!
На столе большой лист бумаги, на нем нарисован поднос. Дети рисуют на подносе все, что пекут из муки.
Затем читают наизусть стихотворение.
Отличные пшеничные.
Мы печем пшеничные пироги отличные!
Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные?
Мама. Папа, брат, сестра, пес лохматый со двора.
И другие – все, кто может, пусть приходят с ними тоже.
Тесто замесили мы, сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные в печку посадили мы.
Печка весело горит, наша мама говорит:
- Крошки, что останутся, воробью достанутся.
Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
Включается русская плясовая, и педагог вносит в группу поднос с хлебом, баранками, печеньем, пирогами, слойками, бубликами, пирожными, пряниками… и угощает детей: «Ешьте, ешьте, не стесняйтесь, угощайтесь, угощайтесь…»
Для детей устраивается чаепитие.