ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


муниципальное казённое образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Анжеро – Судженского городского округа «Детский дом № 35»ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВыполнила: Сущевская И.В. – воспитатель «Руки дают человеку голову,затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». (И. И. Павлов)« Рука – это инструмент инструментов» Аристотель.« Ум ребенка находится на кончике пальцев» В.А. Сухомлинский«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский.«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию» В.М. Бехтерев В последние годы в дошкольную группу детского дома поступают дети, имеющие множественные проблемы в речевом (Общее недоразвитие речи, дизартрия), психическом и физическом развитии. Это влияет на общее развитие ребенка, и уровень его готовности к дальнейшему освоению знаний дошкольной и школьной программы обучения. Давно известна зависимость речи, психических процессов от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). У детей с ОНР, воспитывающихся в дошкольной группе у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, графомоторных навыков, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения. Систематическое использование воспитателем в практической деятельности специальных игр и упражнений по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволит сформировать координацию движений пальцев рук, что благоприятно отразится на общем, речевом развитии и более качественной подготовке ребенка к школе.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Цель работы по самообразованию: Возможности стимулирования речевой и мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста через развитие мелкой моторики (традиционными и нетрадиционными способами) Задачи: 1. Изучить психолого – педагогическую литературу по данному вопросу, интернет – ресурсы, опыт работы педагогов ДОУ города; 2. Выявить уровень развития мелкой моторики , речевого развития и психических функций детей группы совместно с педагогом – психологом и учителем – логопедом; 3. Подобрать возможные варианты игровых упражнений по развитию мелкой моторки детей; 4. Систематизировать практический опыт работы по данному направлению в методическом пособии «Когда оживают пальчики» Задачи работы с детьми по развитию мелкой моторики: активизировать активные и пассивные движения пальцев формировать умения выполнять задания по образцу, ориентироваться на плоскости формировать зрительно-двигательную координацию и ловкость пальцев обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей. воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально тренировать тонкие движения пальцев рук, развивать навыки ручной умелости формировать координацию движений пальцев и кистей рук способствовать развитию памяти, мышления , связной речи, лексико – грамматической наполняемости речевого высказывания, Принципы и формы работы по развитию мелкой моторикиПринципы :- Учет индивидуальных особенностей- От простого к сложному- Радость от совместной деятельностиСистематичностьФормы работы:- «Пальчиковые игры»-«Элементы изодеятельности и конструктивной деятельности»- «Развитие графической моторики» Игры с пальчиками Игры с элементами изобразительной и конструктивной деятельности Развитие графомоторных функций Методическая разработка «Когда оживают пальчики» предназначена для ежедневной практической деятельности воспитателя по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Здесь можно найти игры и упражнения с использованием стихотворных текстов, подручного материала (верёвочки, пуговицы, камушки, песок), задания на штриховку и обводку предметов для детей старшего и подготовительного возраста.