Урок по математике в 5 классе Простые и составные числа



Тема занятия:
Простые и составные числа.

Ссылка: Учебная программа, календарно-тематический план, среднесрочное планирование
Общие цели: Ввести понятия «простое число», «составное число».
Научить учащихся выделять простые и составные числа, обосновывая доказательно свой выбор в соответствии с определениями данных понятий, пользоваться таблицей простых чисел.
Создать атмосферу сотрудничества, взаимопомощи, через работу в парах и группах.
Результаты обучения: Учащиеся знают:
основные понятия по теме «Простые и составные числа».
Учащиеся умеют:
определять простые и составные числа,
пользоваться таблицей простых чисел,
работать в паре и группе,
выполнять различные виды и приемы оценивания.
Ключевые идеи: Освоение учащимися понятий «простое число» и «составное число» способствует формированию целостного представления понятия «натуральное число».
Применение технологии критического мышления позволит учащимся научиться рассуждать и размышлять над практическим опытом.
Использование диалоговое взаимодействие со своими сверстниками и учителями способствует развитию умений учеников исследовать и размышлять критически.
№ п/п Этап урока Содержание Деятельность учителя
Деятельность учащихся Модули Стратегии
1 Организационный момент 1.Эмоционально-психологический настрой.
(1 мин) «Поделись частичкой тепла»
Встали дети дружно в круг.
Справа –друг и слева-друг.
Улыбнулись, подмигнули,
дружелюбно маякнули
Лицо к знаньям повернули. Организует эмоционально-психологичес-кий настрой. Участвуют в игре. Новые подходы в обучении.
Прием «Поделись частичкой тепла»
2. Деление на группы
(2 мин) Для деления на группы используются разноцветные стикеры (бабочки), размещенные на дереве. Организует деление на группы. Делятся на группы и рассаживаются за столы. Новые подходы в обучении.
2 Актуализация знаний (создание ситуации успеха)
(7 мин) 1.Обращение к учебной задаче, самостоятельно поставленной детьми на предыдущем уроке.
2.Задание № 1
Игра «Учитель против пятого класса»
Работая индивидуально, выполните задание,
представленное на слайде:
12 кратно…
5- делитель …
3 и 4- делители …
Числа 10,20,30 кратны…
Работая в паре, обсудите ответы и выберите правильные на ваш взгляд ответы.
Найдите ошибку:
7 не делитель 22,31,54,56,12
35 не кратно 5,10,15,20,25
6-самый большой делитель 12,6,66
Все числа имеют делителем число 10.
Заполнение оценочных листов.
Рефлексия данного этапа по результатам заполнения оценочных листов.
Наблюдает, направляет индивидуальную работу учащихся и работу пар, используя возможности слайдовой программы. Выполняют задание индивидуально.
Обсуждают решение в паре, выбирают по их мнению правильное решение.
Проверяют выполнение задания и по итогам осуществляют самооценку,
заполняя оценочный лист
(приложение №1). Новые подходы в обучении.
Использование ИКТ.
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
Метод «тонких» и «толстых» вопросов
Прием
«Верные и неверные утвержде-ния»
Метод саморегуляции
3 Создание проблемной ситуации.
(8 мин) 1.Задание № 2
Работая в группе, выполните следующие задания:
1.Заполните следующую таблицу
Натураль-ное
число Делители числа Количество
делителей
19 27 18 53 32 11 2.Разбейте данные числа на две группы. Обоснуйте ваш подход к разбиению.
3.Обсуждение работы групп, выход на понимание существования натуральных чисел, которые имеют только два делителя (простые числа) и более двух делителей (составные числа).
4. «Конструирование» новых понятий и фиксация их в тетради.
Формулировка учащимися темы занятия.
Приведение детьми собственных примеров простых и составных чисел. Организует взаимодействие групп с одинаковым заданием.
Организует работу группы по типу ролевого и индивидуально-группового взаимодействия.
обсуждение.
По итогам работы групп организует обсуждение через исследовательскую беседу. Распределив роли,
составляют план работы в группе по успешному выполнению предложенного задания.
Каждый ребенок выполняет часть задания самостоятельно, предлагает его на обсуждение.
Выдвигают общий ответ.
Докладчик озвучивает результаты работы группы.
Дети формулируют определение новых понятий и приводят примеры.
Новые подходы в обучении.
Управление и лидерство в обучении.
Обучение критическому мышлению.
Использование ИКТ.
Обучение талантливых и одаренных учеников.
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. Стратегия «идеал»
Исследова-тельская беседа
Моделиро-вание нового понятия
4 Постановка учебной задачи (цели)
(1 мин) Уметь определять какие из натуральных чисел являются простыми, а какие – составными. Наблюдает, направляет Самостоятельно формулируют учебную задачу (цель) на данный урок. Новые подходы в обучении.
Самостоя-тельное целеполагание
5 Физминутка
(2 мин) На слайде демонстрируется двигающийся под музыку «мышонок».
Руки плавно опустили, Потрудились - отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять
Всем улыбки подарили.
Организует физминутку. Выполняют упражнения. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. 6 Введение новой темы (процесс освоения новых знаний)
(17 мин) Задание № 3
Работая в группе обсудите, какие из предложенных чисел простые и какие составные:
31,24,2,4,13,1,15,509.
Обсуждение работы групп и выделение проблемы:
Каким числом простым или составным является число 1?
Обращение внимание детей к числу 2,как единственному четному простому числу.
Выделение трудностей при определении простого и составного числа. Выход на таблицу простых чисел и решето Эратосфена.
Представление информации «Решето Эратосфена» .
Ознакомление с таблицей простых чисел.
По итогам работы в группе(задание №2,№3) заполнение оценочных листов (приложение №2).Рефлексия результатов работы в группе по результатам оценочных листов.
Задание №4
Работая в паре, выполните задания:
Устно №241
письменно №242 и №258
Обсуждение выполнения заданий и сравнение с образцом.
Задание №5
Маркировка текста(чтение учебного материала по данной теме стр.66-67)
«» – уже знал (красный стикер)
«+» – новое (зеленый стикер)
«–» – думал иначе (желтый стикер)
«?» – есть вопросы (синий стикер) Организует:
работу групп;
обсуждение итогов работы групп.
Наблюдает, направляет работу учащихся.
Организует работу учащихся с текстом учебника, инструктирует. Выполняют задание через индивидуально- групповое взаимодействие.
Выделяют проблемы по отношению к числу 1 и испытывают трудности с определением «статуса» числа 509.
Подготовлено способным учеником сообщение и презентация.
Заполняют оценочные листы.
Выполняют задания.
Одна из пар представляет результаты №258 на интерактивной доске
Выполняют задание в соответствии с инструкцией.
Новые подходы в обучении.
Обучение критическому мышлению.
Управление и лидерство в обучении.
Использование ИКТ.
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
Обучение талантливых и одаренных учеников.
Оценивание для обучения и оценивание обучения
Обучение критическому мышлению.
Стратегия «идеал»
Исследова-тельская беседа
Опережающее
задание
Метод саморегуля-ции
Прием сравнения с эталоном
( с образцом)
Стратегия «Инсерт»
7 Постановка учебных задач на последующий урок
(2 мин) Учебная задача: «Учиться уверенно определять и доказывать какие натуральные числа простые ,какие –составные. Какие числа являются числами- близнецами, совершенными числами?» Направляет деятельность учащихся. Самостоятельно формулируют учебную задачу. Новые подходы в обучении.
Самостоя-тельное целеполагание
8 Рефлексия
(3 мин) Эмоциональная рефлексия
«Мое отношение к уроку…»
Организует и направляет деятельность учащихся. На цветных стикерах, полученных в начале урока записывают свое отношение к данному уроку и прикрепляют на древо. Новые подходы в обучении.
Оценивание для обучения и оценивание обучения
Метод саморегуля-ции
9 Запись домашнего задания
(2 мин) 1.стр.66-65 читать,
составить 5-6 вопросов и уметь на них отвечать
2.№244,251
3.Узнать какие числа совершенные, какие-числа-близнецы.
4.Для учащихся, занимающихся по индивидуальным образовательным маршрутам поинтересоваться другими «необычными» натуральными числами и подготовить о них сообщение (дружественные числа, фигурные числа: треугольные, квадратные, пятиугольные и др.) .
5. Подумать и предложить идеи по представлению натуральных чисел (простых, составных и др.)
в виде каких – либо « образов» и «моделей».
Организует обеспечение учащимися текстом домашнего задания, напечатанного на цветных листочках, консультирует по его выполнению. Знакомятся с заданием, фиксируют домашнее задание. Обучение талантливых и одаренных учеников.
Обучение критическому мышлению.
Метод «тонких» и «толстых» вопросов
Дифферен
цирован-ный подход


Оценочный лист учащегося ФИ
Задания 1 2 3 4
№1 №2 Верно – « + », неверно –« - »
8 правильных ответов - отлично усвоил тему
7-6 правильных ответов – хорошо усвоил тему, но еще есть над чем поработать
5-4 правильных ответов – слабо усвоил тему, необходимо вернуться к изученному материалу
3-0 правильных ответов - не усвоил тему , требуется незамедлительно приступить к повторному изучению темы
Оценочный лист группы
Имена участников группы
Верно найдены все делители числа Активно выдвигал
идеи Представлял результаты группы «+»-да,«-»-нет