Конспект по технологии на тему Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда


9класс
Тема:Интеллектуальные способности и успешность профессионального трудаЦель:
1.познакомить учащихся с интеллектуальными способностями; 2. с видами интеллекта; 3. с качествами человеческого интеллекта
Формы обучения:
индивидуальная (ответы на вопросы,)
Методы обучения:
1.Словесные (беседа, рассказ,)
2.Наглядные (демонстрация слайдов)
         3. Практические (исследование, работа с текстом, ассоциации,)
        4. Аналитические (опрос,)
Ход урока.
I Организационный момент.
II Повторение пройденного материала.
        Устный опрос:
Сообщение докладов.
III Изучение нового материала.
1) Введение темы урока.
Профессиональная карьера тесно связана с профессиональным ростом и мастерством. Профессиональная карьера – это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности. Сегодня мы с вами и попытаемся разобраться – Как добиться профессионального успеха?  
 
2) Формирование новых знаний.
Ежедневно мы слышим успешная личность, успешный бизнес, успешная операция, успехов в работе. А что же такое успех? Можно ли говорить об успехе по-американски, по-европейски и по-русски? 
(Задание ассоциограмма успеха)  
3) Индивидуальное задание «Успех — это...»
Проблема в том, что успех каждый понимает по-своему. Что вы вкладываете в понятие «успех»? Впишите в облако, - Какие ассоциации вызывает у вас слово «Успех»?
Зачитываю варианты ответов учащихся.
У великих людей есть свои определения успеха. Так, например, Уинстон Черчилль- Премьер Министр Великобритании дал такое определение успеху.
А вот какое определение успеху дает энциклопедия. Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо. 
Вот как отвечает на этот вопрос князь Петр Дмитриевич Голицын:
«Понятие успеха универсально во всем мире. Успех — это достижение оптимального метода организации своей жизни, как в личном, так и в деловом плане. Но внешне он различается в разных местах. В Америке, например, человек, достигший успеха, любит его демонстрировать, покупая себе большие дома и большие автомобили. А в Европе, наоборот, люди ведут себя более сдержанно, более скромно. В России насаждается американский образ успешного человека: «шестисотый» Мерседес и два черных джипа охраны, которые гонятся за ним. Но все это внешние детали. Успех — это мера добра и зла, которые я совершаю в этой жизни. »
Теперь поговорим об интеллекте.
«Интеллект — это способность решать проблемы незапрог- раммированным, творческим образом»
Стивен Дж. ГулдДостаточно высокий уровень общего умственного развития является необходимым условием успешной профессиональной деятельности для многих профессий, например таких, как учитель, врач, менеджер, юрист, психолог, бухгалтер, программист и др.
Важное значение для профессиональной деятельности имеет способность личности к выполнению различных мыслительных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстрагирование. Сочетание данных операций в различных вариантах составляет механизм мышления и воображения. В практической деятельности одни и те же предметы и явления по-разному воспринимаются и творчески преобразуются за счет индивидуального словесного, образного и чувственного опыта. На основании индивидуального опыта формируется индивидуальный стиль деятельности человека, его интеллект.
Люди отличаются по типу интеллекта. Одни в большей степени способны к логическим рассуждениям, пониманию абстрактных понятий, владению языком, работе с текстами. Такой тип интеллекта позволяет наиболее успешно работать в сфере профессий «человек — человек». Другие могут с большим успехом оперировать точными количественными величинами, производить вычисления, работать с таблицами. Этот тип интеллекта позволяет достичь наибольших успехов в сфере профессий «человек — знаковая система». Третьи отличаются способностью к пространственным представлениям, воображению, работе с графиками, чертежами, картами и схемами. Такой тип интеллекта является наиболее подходящим для успешной работы в сфере профессий «человек — техника».
Способности к художественной деятельности с помощью психологических тестов оценить трудно. В области художественного, музыкального, литературного или актерского творчества в большей степени приходится полагаться на мнение авторитетных людей. Это связано с тем, что в сфере искусства очень трудно установить критерии, общепринятые правила, с помощью которых можно было бы оценить успешность творческой деятельности. Требования, которые предъявляются к людям профессии типа «человек — художественный образ», пока еще точно не определены.
Интеллект подразделяется на несколько видов:
 Вербальный интеллект. Включает в себя чтение, письмо, устную речь и общение. Он развивается с помощью изучения нового языка, чтения интересных книг, бесед, общения, дискуссий в интернете и т. д.
 Логический интеллект. Включает в себя вычислительные навыки, сферу рассуждений, умение решать различные проблемы с помощью логики и т. д. Для его развития необходимо решать ситуационные задачи, логические загадки и головоломки, как стандартные, так и нестандартные.
 Пространственный интеллект.
Включает в себя визуальное восприятие окружающей среды, способность создавать зрительные образы и манипулировать ими. Развивается через рисунок, живопись, скульптуру, тренировку навыков наблюдения, решение лабиринтов и других пространственных задач и упражнений, использующих воображение.
 Физический интеллект. Включает в себя координацию движений, ловкость, крупную и мелкую моторику, выражение себя через физическую активность и т. д. Развивается с помощью йоги, танцев, занятий спортом, активных игр, боевых искусств и различных физических упражнений.
 Музыкальный интеллект. Предполагает понимание музыки и выражение себя с ее помощью, а также ритмику, танец, сочинительство, исполнительство и т. д. Можно развить, слушая разнообразную музыку, обучаясь игре на музыкальных инструментах, занимаясь пением или танцами.
 Социальный интеллект. Включает в себя способность правильно понимать поведение людей, умение быстро адаптироваться в обществе и навыки построения отношений. Мы можем развивать его на основе совместных игр, групповых проектов и обсуждений, а также драматической деятельности или ролевой игры.
 Эмоциональный интеллект.
Включает в себя понимание эмоций и мыслей, а также способность их контролировать. Чтобы развить его, необходимо учиться распознавать, анализировать и глубоко понимать свои эмоции, настроения, желания, потребности, сильные и слабые стороны, тип личности, привычки, стиль общения, предпочтения и т. д.
 Духовный интеллект. Включает в себя стремление к самосовершенствованию, способность мотивировать себя, ставить перед собой цели и искать смысл жизни. Развивается путем размышлений, медитации или молитвы.
 Творческий интеллект. Включает в себя создание чего-то нового, оригинальность, способность генерировать идеи. Для его развития подойдет любая творческая деятельность: участие в любительских спектаклях, рисование, танец, пение, кулинария, садоводство и т.д.
Существенными качествами человеческого интеллекта являются:
 любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;
 глубина ума — способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;
 гибкость и подвижность ума —способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;
 логичность мышления — способность соблюдения строгой последовательности рассуждений с учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;
 доказательность мышления — способность к использованию в нужный момент факты и закономерности, подтверждающие правильность суждений и выводов;
 критичность мышления — способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);
 широта мышления — способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учетом исходных данных задачи и многовариантности ее решений.
Уровень интеллекта не является статичным. С одной стороны, он зависит от природных задатков, наследственных особенностей, состояния здоровья, возможностей мозга, пола и возраста человека, с другой — определяется жизненным опытом, знаниями и навыками, содержанием и уровнем образования, условиями и образом жизни, воспитанием, мотивами и чертами характера и даже сиюминутным состоянием человека. Уровень интеллекта поддается измерению.
Для того чтобы оценить свои общие умственные способности при помощи тестов, можно обратиться к психологу.
IV Практическая работа: из чего складывается успех?
Речь и успех в деле.
Чтобы понравиться другим,нужно говоритьс ними о том, что их занимает,уклоняться от спорово предметах маловажных,редко задавать вопросыи ни в коем случаене дать им заподозрить,что можно быть умней, чем они.
Ф. Ларошфуко
Безупречный внешний вид — это только половина успеха. Некоторые известные люди производят хорошее впечатление только до тех пор, пока не раскроют рот. Речь человека — это визитная карточка, которая всегда с собой.
Грамотная речь — один из компонентов профессиональной компетенции руководителей всех уровней, политиков, преподавателей, юристов, работников радио и телевидения, менеджеров, дипломатов, определяющий их конкурентоспособность на рынке труда.
Для общения в целом, в том числе и для делового общения, важно соблюдение норм литературного языка. Незнание и непонимание языковых норм деловой речи может отрицательно сказаться на продвижении по службе. Поэтому так высоко ценятся специалисты, способные грамотно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
V Закрепление.
1.Какие есть качества человеческого интелекта?
2.Что такое интеллект?
3.Сколько видов интеллекта существует?
VI Итог урока.
а) выставление оценок.
б) домашнее задание: прочитать конспект