презентация по психологическому сопровождению детей с ОВЗ


ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование.Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.  Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне  специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды  либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. ГРУППА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НЕ ОДНОРОДНА, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;дети с нарушениями интеллектуального развития;дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;дети с комплексными (сложными) нарушениями развития;дети с нарушениями слуха;дети с нарушениями зрения; дети с  нарушениями речи. КЛЮЧЕВЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ДОУ С ДЕТЬМИ С ОВЗ ЯВЛЯЕТСЯ : диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ:соблюдение интересов ребёнка; системность и доступность; непрерывность; вариативность;принцип создания ситуации успеха;принцип психологической комфортности;  гуманность и реалистичность. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ДОШКОЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ДАННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТРАЖАЮТ ЕЁ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого -медико - педагогической диагностике.Разработаны специальные диагностические карты, которые позволяют специалисту выяснить характер нарушений у ребенка и разработать тактику работы с ним для всех участников образовательного процесса. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;формирование и развитие социальных навыков и социализации. КОНСУЛЬТАТИВНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ   НАПРАВЛЕНИЯ Работа по данным направлениям обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Данное направление деятельности педагога - психолога включает в себя: подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, оформление документации. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Большинство родителей проходят несколько этапов в осознании того, что их ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья:Семья не справляется с воспитанием ребёнка, замечает какие-либо отклонения в развитии, но не обращает на это внимания, считая, что с возрастом пройдёт.Семье сообщают о проблемах в развитии ребёнка(врачи, воспитатели, знакомые и т.д.) и предлагают пройти обследование, но родители не хотят этого делать, ссылаясь на занятость.Семья проходит обследование ребёнка для того, чтобы от родителей «отстали», не понимая, что это необходимо им в первую очередь, а не воспитателям, специалистам и т.д.Семья узнаёт об ограниченных возможностях здоровья своего ребёнка, но не принимает это, считая, что врачи поставили неправильный диагноз.Семья принимает сложившуюся ситуацию и живёт дальше с учётом потребностей ребёнка. ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Умышленное ограничение в общении Гиперопека Непринятие родителями своих детей Отсутствие у родителей знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка с ОВЗ Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей. ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ: ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ И ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ ПО АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕСТВО Первичная диагностика ребёнка и его семьи Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание непосредственного контакта Разработка на основе медицинских карт и диагностики специалистов программ индивидуального сопровождения детей с ОВЗ, а также определение дальнейшего образовательного маршрута детей. ЭТАПЫ РАБОТЫ Составление плана работы специалиста с родителями детей с ОВЗ Непосредственная работа с родителями:психокоррекционная помощь семьям по адаптации и интеграции ребенка в общество;обмен опытом воспитания детей с ОВЗ между семьями воспитанников и выпускников ДОУ;повышение педагогической компетентности родителей в области психической и познавательной сфер развития ребенка. ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ Беседы:коллективныеиндивидуальные Консультации:коллективныеиндивидуальныепо заявкетематическиеоперативные Родительские собрания в нетрадиционной форме:тренингкруглый стол«родительская гостиная» Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителейПроведение совместных с родителями праздников, конкурсов, развлечений ТАКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ ПОМОГАЕТ РОДИТЕЛЯМ ПРИМЕНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В РАБОТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ ДОМА УМЕТЬ ПРИНИМАТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ – ВО ВСЕХ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯХ!