Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних


Задачи:
- совместно с воспитанниками выявить причины самовольных уходов подростков из дома.
- способствовать осознанию, что уход от проблемы не является её способом решения, негативных последствий самовольных уходов.
- обсуждение вопросов, волнующих подростков с инспектором ОПДН.
Оборудование: маски героев из сказок, листы, ручки.
Ход занятия.
Педагог: Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить на очень серьезную тему. Но для начала давайте с вами вспомним известную всем нам сказку «Колобок». Давайте её проиграем в сокращенном варианте.
Проигрывание сказки.
Между детьми распределяются роли. Герои проигрывают сказку.
Педагог: Вот такой вот плачевный конец. А каков же смысл этой сказки?
Предполагаемые ответы детей.
Педагог: Теперь давайте перемотаем ленту на начало сказки и поработаем сказочниками. Вам предстоит переписать сказку так, чтобы ее финал стал счастливым, а не трагическим.
Жили - были дед, да бабка и спекла бабка колобок… Что же произошло с колобком дальше в нашей новой сказке? 
Предполагаемые ответы детей (колобок пошел в школу, учился на 4 и 5, занимался в кружке, радовал успехами родителей, получил аттестат, поступил в институт, по окончании устроился на работу, стал большим начальником и зарабатывал хорошие деньги, у него появилась жена и двое колобков и они все вместе приезжали к бабке и дедке на чай с пирогами.)Педагог: Хорошая, интересная, а главное поучительная сказка у нас получилась. Ребята, как вы считаете, что может заставить подростка совершить такой поступок и уйти из дома? Чтобы выяснить эти причины, посмотрите на доску. На доске есть карточки с причинами, ваша задача выбрать те, которые, по вашему мнению, таковыми являются.
Предполагаемые ответы детей.
недостаток внимания и заботы;
запредельные нагрузки и требования;
конфликты со взрослыми, сверстниками проживающими в одной группе;
Чувствует себя не признанным, не понятым, обиженным, в отместку (неблагоприятный психологический климат в коллективе);
скука, незанятость.
Дети убегают из дома, когда...
им скучно и нечем занять себя (не были сформированы творческие потребности);
их сводит оскомина монотонности, однообразия (пассивность, безынициативность);
они хотят необычных впечатлений (нет понятий о последствиях и опасностях);
они испытывают потребность самоутверждения, принятия и признания (неразборчивость в способах, безответственность).
Выступление инспектора ОПДН о последствиях самовольного ухода и соответствующих подстерегающих опасностях.
Итог.
Педагог: Чтобы закрепить полученную информацию от инспектора. Давайте вернемся к списку причин самовольных уходов и посмотрим, какими способами мы можем разрешить (сгладить, начать разрешать и т.п.) ту или иную проблему.
Предполагаемые ответы детей (отвлечься, заняться любимым делом, поговорить с взрослым, которому вы доверяете, посоветоваться с кем-либо, обратиться к психологу, социальному педагогу, мед. сестре и т.п., использовать телефон доверия).
Педагог: Давайте снова вернемся к сказке «Колобок». И теперь вы можете сделать выбор, какой из этих путей выбрать вам. Представьте себе, что вы и есть тот самый КОЛОБОК и вам предстоит сделать выбор, – какой вариант сказки вы выбираете. Я называю цифру, а вы говорите "Да" или "Нет".
- Первый, когда колобок ушел и был съеден?
- Второй, когда он получил образование и стал успешным человеком?
- Почему вы ответили именно так?
Предполагаемые ответы детей.
Педагог: Я думаю, что вы сделали правильный выбор и у вас все в жизни получится как в нашей сказке. Но все зависит только от вас.