Конспект урока литературы «Роман «Евгений Онегин» как духовно-нравственное произведение»

«Роман «Евгений Онегин» как духовно-нравственное произведение»
(Конспект урока)

Щекина Е.И., учитель русского языка и литературы
МОУ Дмитровской средней общеобразовательной школы №10
с углубленным изучением отдельных предметов
г.Дмитрова Московской области

Цель: Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством художественного слова.
Задачи
Образовательная: дополнить и обобщить знания учащихся о художественных особенностях и духовно-нравственной основе романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Воспитательная: способствовать пониманию того, что нравственные ориентиры, данные человеку Иисусом Христом, вечны и неизменны.
Развивающие: способствовать повышению речевой культуры, пробуждению интереса к классической русской литературе, в частности, к творчеству А.С.Пушкина, познакомить с приемом сопоставления.
Оборудование: интерактивная доска, слайд-фильм, приложение - задания группам учащихся, задания всем учащимся.

Ход урока
Сл.1
Эпиграф:
«Религия создала искусство и литературу, все, что было великого с самой глубокой древности; все находится в зависимости от этого религиозного чувства <...> Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности».(А.С.Пушкин).
(В начале урока раздается задание трем группам учащихся №№ 2, 3, 1. Всем - листок с заданием «Верно – неверно». Класс в течение 5 - 7 минут работает с карточкой, отмечая + и – отношение к записанному утверждению.)
Слово учителя:
- Литература – это один из видов искусства. Произведения искусства создают художники: музыканты, живописцы, скульпторы, писатели, поэты и т.д. Цель искусства, по мнению Пушкина, – пробуждение добрых чувств: терпения, смирения, любви и целомудрия. Пушкин русский писатель, исповедовавший православие. Следовательно, его понимание мира, смысла жизни, отношение к Богу складывалось под влиянием православия. И то, что он сам в стихотворении «Памятник» говорит о нерукотворности собственного творчества, о поэтизации Евангельских нравственных заповедей, делает его творчество православным.
Сл. 2
Смысл православного искусства состоит в том, чтобы через творчество передать радость бытия с Богом. «Не допускать существование Бога – значит, быть более глупым, чем те народы, которые думают, что мир покоится на носороге». ( А.С. Пушкин).
Пушкин в романе «Евгений Онегин» указал на главное отличие человека от всего живого, сотворённого Богом. Человек – богодуховное творение.
Давайте определим лексическое значение слова «человек». СЛОВО – СЛОВЕК – ЦЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК.
В Библии написано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было БОГ» (Ин.1,1-3).
СЛОВО – это прежде всего имя Самого Бога. Значит, ЧЕЛОВЕК – это существо духовного порядка.
Но Господь наделил человека свободной волей, он имеет право выбора. Но выбор этот осуществляется только между добром и злом, третьего не дано. Т.е. это всегда нравственный выбор, ибо нравственностью определяются поступки, действия, дела человека.
При глубоком погружении в роман возникает ощущение нерукотворности созданной Пушкиным картины русской жизни во всех ее проявлениях. Как будто это и не Пушкин, а кто-то стоящий над ним, над всеми героями его романа открыл на мгновение взаимосвязь со всем и обнажил организующую эту взаимосвязь систему ценностей.
(Работа с группами учащихся, выполнявшими задания 2, 3, 1.)
- Какое открытие сделала Татьяна, посетив деревенский кабинет, модную келью, Онегина? (Ответы детей 2-ой группы.)
Сл. 3, 4, 5.
Татьяна читает книги из библиотеки Онегина и извлекает из них понятия (очень важные понятия) о современном человеке. Это себялюбец, который нашел себе эстетическое самооправдание в романтической литературе. Вот Татьяна читает Байрона и понимает, ее Онегин это «москвич в гарольдовом плаще».
Кумиром молодых людей того времени стал Наполеон. Конечно этот факт нашел отражение в литературе: это Пушкинский Онегин, это Пьер Безухов, герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир», это Жюльен Сорель, герой романа Стендаля «Красное и черное».
Как могла выглядеть комната Татьяны? (Ответы детей 3-ей группы.)
Какая деталь указывает на духовность Татьяны? (Няня: «Дай окроплю святой водою»)
Сл. 6, 7, 8
В своём романе А.С. Пушкин разрешил проблему смысла жизни человека на высшем, религиозном уровне – в противопоставлении любимой героини герою, «сотворившему себе кумира».
Сл. 9.
Почему же натура Онегина не познала Божественного начала? (Ответы детей 1-ой группы.)
А там, где нет Бога, там нет и любви к человеку. Онегин убивает на дуэли юношу Ленского, следуя «закону света».
Сл. 10.
Так незадолго до своей кончины поэт показал трагедию героя, нарушившего одну из главных Божьих заповедей: «Не убий!» Самого же поэта Господь оградил от этого. Пушкин не стал убийцей Он не пролил ни капли крови Дантеса.
Далекий от народа, его духовной жизни, Онегин вряд ли сможет обрести душевный покой даже после путешествия. Да, он встретил в Татьяне другую женщину, величавую в ореоле светского окружения, – и влюбился. Неужели он изменился? Вряд ли? Здесь все тот же эгоизм: он настойчиво добивается любви, не думая ни о святости брака вообще, ни о религиозных чувствах Татьяны. Он хочет во что бы то ни стало быть победителем.
Сл. 11.
В последней сцене Онегин застает Татьяну, плачущую над его письмом. И здесь очень важно понять, в отказе Онегину нет решения, нет усилия воли, нет борьбы. Для Татьяны отказ абсолютно естественен, ведь она перед Богом дала клятву в верности мужу.
А.С.Пушкин «сохранил» свою любимую героиню для финала романа, для последней встречи с Онегиным, чтобы «поразить» героя неожиданным для него открытием.
(Аудиозапись или чтение подготовленным учеником эпизода последней встречи героев.)
Татьяна не может основать свое счастье на несчастье другого. Она, пребывая на уровне высшего религиозного начала, сохраняет верность своему мужу, потому что продолжая любить Онегина, она еще больше любит Бога. Героиня верно поступила, не приняв любви Онегина. Ее любовь-страдание к Онегину является очищающим огнем для обоих влюбленных. Но «разлученные в жизни любящие сердца едины в Боге».
Сл.12.
Этим-то и поразила Татьяна Онегина в сцене последней встречи. Онегин понял, что она живет в соответствии с законом Неба. Это ее нравственный выбор. И она его никогда не изменит.
Седьмая глава романа целиком посвящена тому, как решалась судьба Татьяны или как она сама решала свою судьбу, а все три эпиграфа этой главы посвящены не Татьяне, а Москве. Это многомерный и самобытный мир. Для Пушкина Москва радость, родной дом. Для героини Москва конечный пункт утомительного пути. Здесь, в Москве, решится судьба героини. Что ее ждет, какая доля? Но «для бедной Тани все были жребии равны». Она отдала себя на волю Бога
Сл. 13
(Читаются строки лирического отступления о Москве:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке)

Почувствовали, отношение Пушкина к «победителям»? И Наполеон, «ждущий Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля», и Онегин, видящий в последней сцене романа плачущую Татьяну, ощущают себя победителями.
Москва любимый город Пушкина, Татьяна – любимая героиня. Пушкин сопоставляет образы Москвы и Татьяны. Татьяна, как и Москва, «не праздник, не приемный дар, готовила пожар нетерпеливому герою».
При изучении каких произведений поэта, мы уже рассматривали эту тему? («Капитанская дочка», «Дубровский», «Метель», «Станционный смотритель», «Моцарт и Сальери»).
Великий русский критик XIX века Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Наш современник, профессор, известный исследователь творчества Пушкина В.С.Непомнящий оценил роман так: «Для русской литературы пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» как псалтирь для верующего человека».
Псалтирь - по названию струнного щипкового музыкального инструмента ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] книга [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], сборник песен ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях.
Перу В.Г.Белинского принадлежит фраза: «Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет». Однако, несмотря на бездействие Онегина, мы можем констатировать его духовную эволюцию. Ведь то, что он испытывает настоящую любовь к случайно встреченной Татьяне, говорит в его пользу. Теперь уже Онегин сам понимает убогость собственной жизни:

Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал; вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!

Онегин как витязь на распутье. Куда пойти? Как жить теперь? Обретет ли он себя? Роман не дает ответа
Судьба Онегина, безусловно, печальна. Татьяна не принимает его любви, она намерена быть верной супругу. Мы не знаем, как дальше сложится судьба главного героя, Пушкин нам об этом не говорит. Мы можем лишь надеяться, что духовная эволюция все-таки позволит ему быть счастливым.
Сл.14
Ключом к пониманию романа «Евгений Онегин», да, пожалуй, и всей русской литературы ХIХ века может быть евангельская притча о блудном сыне. В этой притче, как в семени, заложены все основные темы, образы, идеи. Сама притча – совершенный образец литературного произведения, начало художественной литературы. Поэтому начнем с нее.
У одного человека было два сына. Один сын жил просто: вся его воля сливалась с волей отца. Ему и в голову не могло прийти, как можно не слушаться отца, ведь это отец! В мыслях не было сомневаться и обсуждать отцовские повеления. Отец говорит - он делает. И даже ощущению блаженства от отцовского присутствия он не придавал значения: не с чем было сравнить, он никогда не бывал вне отцовского дома...
Младший сын был иной. Ему все чаще стали являться сомнения, неосознанные влечения, фантазии... Разве это счастье - всегда слушаться отца и безропотно выполнять его поручения? Тяжело, однообразно, скучно. А главное - стеснена его свобода! Счастье, - думал младший сын, - связано с полной свободой и не может быть без нее. Всякое ограничение свободы закрывает доступ к полному счастью! И помехой этому, как ни странно, - отец... Конечно, он уважает его, но все-таки хотелось бы попробовать жить без его всевидящего ока. Ну как тут жить, пребывая всегда на глазах собственного отца? Разве страх послушания может привести к полному счастью? Сын уже взрослый и иногда хочется сделать то, что не должны видеть отцовские глаза. Смущают, связывают, мешают... И тогда он набрался духу и дерзнул спросить у отца разрешения жить отдельно. (По законам того времени сыновья разделяли общее имущество после смерти отца). «Отче, дай мне следующую мне часть имения» (Лк. 15:12).
Сл. 15.
Разве Онегин не повторяет путь блудного сына, нарушая одну из главных заповедей Бога-Отца - «не прелюбодействуй»? Результат поисков «на стране далече» - убийство друга, отвержение чистой любви. И разве не делает он все-таки шаг на пути домой - к русской душою Татьяне? Заметьте, Пушкин в понятие Отечества включает не географическое определение, а духовно-нравственное, традиционно-культурное.
После смерти Пушкина роман «Евгений Онегин» явился духовной опорой для читателя, знамением идей Православия, идей Русской Православной Церкви.
Именно «существование» Бога в самом Пушкине и сделало его роман православным произведением.

Посмотрите свои ответы верно - неверно, которые вы дали, руководствуясь первым прочтением романа. Сегодняшний урок что-то изменил в вашем понимании идеи романа?



Приложение

Задание №1

Прочитать вслух отрывок из гл. восьмой, строфы X – XI романа «Евгений Онегин»

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел:
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N.N. прекрасный человек.

и фрагмент текста Евангелия от Матфея (5; 3):

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими)


Дать связные ответы на вопросы:

1.Онегин живет по закону света. Каковы нравственные ценности высшего света?
2. Кто придумал нравственные заповеди высшего света?
3. В чем видят смысл жизни представители высшего света?
4. Как оценивает Пушкин великосветские «заповеди блаженства»? Почему?
5. Соответствуют ли они заповедям блаженства?


Задание №2

1.Прочитать гл.7 строфы XIX – XXV.
2.Отобрать из конверта картинки с предметами, которые могли находиться в кабинете Онегина.
3.Отобрать строки, подтверждающие ваш выбор, прочитать их вслух.


Задание №3

1.Прочитать гл.3 строфу XIX.
2. Отобрать из конверта картинки с предметами, которые могли находиться в комнате Татьяны.
3. Прочитав строфу вслух, объяснить свой выбор.


Верно - неверно
1. Критик В.Г.Белинский прав, иронизируя над Татьяной: «Вечная верность – кому и в чём! Верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства и чистоты женственности, потому что некоторые отношения, не освящённые любовью, в высшей степени безнравственны».
2. Онегин сильно изменился, возвратившись в Петербург после путешествия.
3. Онегин герой, именем которого назван роман. Значит, Пушкин разделяет все взгляды Онегина.
4. Татьяна разлюбила Онегина, поэтому сохраняет верность своему мужу.









13PAGE 15


13PAGE 14215






15