Урок Первая помощь при кровотечениях


Тема урока:

10 класс


Данная работа представляет собой методическую разработку для проведения урока по теме «Первая помощь при кровотечении» (Раздел 5. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях) в 10 классе в соответствии с программой предметного курса «Начальная военная подготовка и медико-санитарная подготовка 10-11 класс» (к действующей программе среднего общего образования. Авторы: М.П.Черникова,
В.В. Горохова), Донецк 2015 год.
Разработка содержит:
конспект урока с поэтапным описанием методов и форм работы учителя и учащихся, продолжительностью этапов урока (в виде таблицы) и ожидаемыми результатами;
презентация: «Как правильно оказать первую медицинскую помощь при кровотечении», (созданы в Power Point);
видеофайл «Первая медицинская помощь при кровотечении» (формат МР 4);
Приложение: № 1-карточки с заданиями для групповой работы; № 2-алгоритм практического задания в группе; № 3-карточки с описанием жизненных ситуаций; № 4-рефлексия (вопросы-размышления); № 5-подведение итогов (логическое завершение урока); № 6-раздаточный материал в виде схем и рисунков (интернет-ресурсы);
В ходе создания данной работы были использованы программные продукты Windows: Word, Power Point. Видеоматериал и презентация были взяты с ресурса YouTube.
Минимальные требования для корректного просмотра данной работы Windows 2003.
Урок знакомит учащихся с мерами по оказанию доврачебной помощи. Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся. Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Прослеживается практическая направленность урока. Это придает дополнительный интерес, усиливает познавательную мотивацию школьников. Кроме познавательного аспекта большое внимание уделяется на уроке воспитанию милосердия, сострадания. Домашнее задание имеет творческий характер.

Тема: Первая медицинская помощь при кровотечениях.
Цели и задачи:
формирование первичных навыков определения типа кровотечения; изучение алгоритма оказания первой медицинской помощи при кровотечении;
развитие навыков в оказании первой медицинской помощи на практике и способности самостоятельно принимать решение в экстремальных ситуациях;
воспитание гуманизма, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь, как в боевой, так и в мирной (бытовой) обстановке, бережного отношения к своему здоровью.
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы
Форма работы: урок с использованием информационных технологий
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Как правильно оказать первую медицинскую помощь», видеофайл «Первая помощь при кровотечении», раздаточный материал: виды кровотечений, первая помощь при разных видах кровотечений (приложение 4), аптечка: бинты узкие и широкие, стерильные марлевые салфетки, пакет перевязочный, перчатки, ткань, косынка, йод, перекись водорода, лейкопластырь, жгут, ремень, ножницы, градусник, лекарства, ручка, фломастер, бумага.
Ход урока
№ Этап урока Продолжительность Методы и формы работы Ожидаемые результаты
1 Организационный этап До 1 мин Рабочая обстановка
2 Актуализация опорных знаний, активизация познавательной деятельности, мотивация. До 3 мин Беседа, рассказ учителя, просмотр слайдов презентации. Актуализация опорных знаний, полученных ранее, формирование мотивации учащихся на изучение темы.
Учащиеся получают положительный настрой на необходимость оказывать первую помощь пострадавшим
3 Объяснение нового материала
До 21 мин Беседа, групповая работа с инструкцией «Шпаргалка», «Научи другого», практическая игра «Эрудит» Усвоение материала о видах кровотечения, правилах оказания первой медицинской помощи
Ученики должны знать алгоритм оказания первой медицинской помощи при различных видах кровотечения
4
5.
6. Закрепление изученного материала
Подведение итогов, рефлексия
Домашнее задание До 15 мин
4 мин
1 мин Игра «Спасатель», просмотр видеофильма.
Учащиеся высказывают свои мнения Закрепление полученных в ходе урока знаний о видах кровотечения, способах остановки кровотечения.
Учащиеся на практике учатся оказывать первую помощь при различных видах кровотечения.
Логическое завершение урока
1. Организационный этап.
2. Актуализация опорных знаний, активизация познавательной деятельности, мотивация.    
Учитель. Из всех критических состояний, возникающих в повседневной жизни, наиболее грозными и опасными остаются  кровотечения.    
 Кровотечение - это выход крови из просвета  кровеносного сосуда вследствие его повреждения или нарушения проницаемости  его стенки.
Актуальность  данной патологии определяется, прежде всего, ростом абсолютного числа тяжелых  повреждений в условиях бурного развития техники и транспорта,  боевых действий в отдельных регионах. Различные повреждения являются весомыми составляющими кровопотери и шока, которые часто приводят  к гибели пострадавших на месте происшествия, во время транспортировки или в стационаре.
Помощь больному с кровотечением в автономных условиях крайне ограничена. Поэтому прогноз  зависит от характера и тяжести кровотечения, кровопотери, от того, насколько правильно и вовремя оказана первая медицинская помощь.
В результате чего у нас могут возникнуть кровотечения? (слайд 3)
Какие бывают виды кровотечений?
3.Изучение нового материала.
1. Рассмотрите рисунки. Что вы на них видите? (слайд)
 1.Определение кровотечения (слайд 2).
(в конспект записать тему урока и определение)
2.Виды кровотечений (записать в тетрадь виды кровотечений) (слайд 4)
3.Характеристика различных видов кровотечений, способы остановки кровотечений (слайды 5-9)
«Шпаргалка»
Для выполнения следующего вида работы учеников объединить в группы по 2-3человека. Раздать каждой группе карточки с вопросами (приложение №1 ), выдать инструкции с характеристикой различных видов кровотечений, способами остановки кровотечений (приложение № 4).
Учитель: С помощью инструкции составьте «шпаргалки» по карточкам, которые вы получили, найдите ответы на заданные вопросы.
Каждая группа зачитывает свою «шпаргалку», не называя вид кровотечения. Задача всех остальных учеников определить, о чем идет речь (слайд 10-11).
«Эрудит» (приложение № 2)
4.Закрепление.
Учитель: Человек без ущерба для здоровья может потерять до пол-литра крови. Потеря крови свыше одного литра уже несет опасность для организма, а утрата крови в объеме два литра требует ее немедленного восполнения - иначе возможен смертельный исход. Вот почему нам так важно знать, как остановить кровотечение.
«Спасатель» (приложение №3)
На столе учителя разложены карточки с творческими заданиями (различные жизненные ситуации). Учащиеся выбирают определенный вариант. Работают в группах, находят правильное решение и демонстрируют всем алгоритм оказания первой помощи при кровотечении (в зависимости от ситуации).
Просмотр видеофрагмента «Первая помощь при кровотечении»
5.Рефлексия (приложение № 4)
6.Подведение итогов (приложение № 5)
Объявление оценок учащимся.
7.Домашнее задание. В качестве домашнего задания я предлагаю вам составить свои ситуационные задачи по сегодняшней теме, которые могут случиться в быту, и разработать алгоритм их решения.
Приложение № 1 «Шпаргалка», « Научи другого».
Карточки:
1. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:
Каковы признаки артериального кровотечения?
Каковы способы остановки артериального кровотечения?
2. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:
Каковы признаки венозного кровотечения?
Каковы способы остановки венозного кровотечения?
3. Используя текст инструкции, ответьте на вопросы:
Каковы признаки капиллярного кровотечения?
Каковы способы остановки капиллярного кровотечения?
4. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:
Каковы признаки внутреннего кровотечения?
Какую первую помощь можно оказать пострадавшему?
5.Используя текст инструкции, ответьте на вопросы:
Каковы признаки кровотечения из носа?
Какую первую помощь можно оказать пострадавшему?
Приложение № 2. « Эрудит»
Учитель: У вас на столах лежат медицинские аптечки, содержащие различные средства, препараты на все случаи жизни. Необходимо выбрать те средства, которые необходимы для оказания первой помощи при разных видах кровотечения. На выполнение задания вам дается одна минута. А затем участник каждой команды аргументирует, почему именно эти средства выбраны
.
Приложение № 3. « Спасатель»
Группа 1. Дети во дворе играли в прятки. Задев друг друга во время бега,
ребята упали. Один из них сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид кровотечения. Окажите ПМП.
Группа 2. Парень ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала кровь. Определите вид кровотечения. Какова первая помощь?
Группа 3. В результате удара тупым предметом возникло значительное носовое кровотечение. В распоряжении имеются вата и полоска ткани (ширина 5 см, длина 50 см). Какова последовательность оказания первой помощи?
Группа 4. В результате ножевого ранения возникло сильное артериальное кровотечение из подколенной артерии. Никаких инструментов и перевязочного материала нет, кроме собственной одежды. Какова последовательность оказания первой помощи?
Группа 5. Молодой человек получил ножевое ранение в грудь. Под ключицей справа резаная рана размером 3x1,5 см, из которой вытекает пенистая кровь. В распоряжении оказывающего помощь имеются флакон со спиртовым раствором йода, нестерильный целлофановый мешочек, нестерильный бинт. Какова первая помощь?
Приложение № 4. Рефлексия.
На уроке мне понравилось…
На уроке мне запомнилось…
На уроке я научилась…
Приложение № 5. Подведение итогов.
Да, мы знаем теперь виды кровотечений, умеем оказывать первую медицинскую помощь при них. Но этих умений не совсем достаточно. Нужно еще иметь душу, способную сопереживать, готовую принять на себя чужую боль. Умение принять чужую боль и облегчить страдание – это и есть искусство милосердия. Овладеть им может каждый, чья душа добра, а сердце способно к состраданию. Только ЧЕЛОВЕК может овладеть искусством милосердия, и этому нужно учиться каждый день.
Как вы понимаете слова Бернарда Шоу: « Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно - научиться жить на Земле, как люди»?
Приложение № 6. Кровотечения