Презентация по литературе на тему Пугачёв-поэма на историческую тему


Тема урока Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему 1895 1925 Сергей Александрович Есенин Родился 21 сентября (3 октября нового стиля) в селе Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье. С двух лет "по бедности отца и многочисленности семейства" был отдан на воспитание зажиточному деду по матери. В пять лет научился читать, в девять лет начал писать стихи, подражая частушкам. С. Есенин. 1913 г. Учился в Константиновском земском училище, затем в Спас-Клепиковской школе, готовящей сельских учителей. После окончания школы год жил в селе. С. Есенин. 1914 г. Семнадцати лет уехал в Москву, работал в конторе у купца, корректором в типографии; продолжая писать стихи, участвовал в Суриковском литературно-музыкальном кружке. В 1912 поступил в Народный университет А.Шанявского на историко-философское отделение, проучился полтора года. С начала 1914 в московских журналах появляются стихи Есенина. Лучшие произведения Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Главная тема есенинской поэзии – Россия, родной край. Трагически погиб в 1925 г. в Ленинграде. Вспомните, какие стихотворения С. Есенина вы уже читали, с какими познакомились самостоятельно? Мелколесье. Степь и дали… Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. Неприглядная дорога, Да любимая навек, По которой ездил много Всякий русский человек. Эх вы, сани! Что за сани! Звоны мерзлые осин. У меня отец - крестьянин, Ну, а я - крестьянский сын. Наплевать мне на известность И на то, что я поэт. Эту чахленькую местность Не видал я много лет. Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти березке каждой Ножку рад поцеловать. Как же мне не прослезиться, Если с венкой в стынь и звень Будет рядом веселиться Юность русских деревень. Эх, гармошка, смерть-отрава, Знать, с того под этот вой Не одна лихая слава Пропадала трын-травой. ПорошаЕду. Тихо. Слышны звоныПод копытом на снегу.Только серые вороныРасшумелись на лугу.Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна.Словно белою косынкойПовязалася сосна. Понагнулась, как старушка,Оперлася на клюку,А под самою макушкойДолбит дятел на суку.Скачет конь, простору много.Валит снег и стелет шаль.Бесконечная дорогаУбегает лентой вдаль. 1914 г. По каким «приметам» узнаются стихи поэта? (Метафоричность языка, изобилие тропов, простота и естественное течение стиха) Лирика С. Есенина светла, задушевна, музыкальна.«Отговорила роща золотая» «Над окошком месяц» С. Есенин и его мать Татьяна Федоровна. 1925 г. Ты жива еще, моя старушка. Жив и я. Привет тебе, привет. История создания поэмы «Пугачев» В своей поэзии С. Есенин часто обращается к истории, стремясь понять настоящее. В 1920 г. он задумывает драматическую поэму «Пугачев», заканчивает в середине1921г. Он прочитал много исторических источников, посетил места, где проходило восстание. Поэт хотел прочесть эти страницы истории иначе, нежели это сделал А. Пушкин. Емельян Пугачев Яик Чернь Умет Словарная работа - донской казак, предводитель народного восстания. - река Урал до 1775 г.Петр III Федорович (внук Петра I) - император с 1761 г., свергнут в результате переворота, организованного его женой Екатериной, убит. – люди, принадлежащие к непривилегированным, эксплуатируемым классам. – отдаленный постоялый двор. Каким предстает Пугачев в этом произведении?Как объясняется в поэме причина, по которой Пугачев выдал себя за царя? В чем различие и в чем сходство между героем С. Есенина и Пугачевым в текстах преданий и в романе А.С. Пушкина? Общее: Пугачев - человек сильный, смелый, способный на решительные, обдуманные действия.Пушкин пишет: «Не дай бог видеть русский бунт, бессмысленный, беспощадный»С точки зрения Есенина, мятеж оправдан «стоном подавленной черни». Художественные особенности поэмы (задание 3 на стр. 95) Метафора - перенос значения с одного предмета, явления на другой по сходству («скрытое сравнение»). Присутствует только второй элемент, то, с чем сравнивают. То, что сравнивается, лишь подразумевается. Олицетворение - прием художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами, даром речи, чувствами и мыслями. Сравнение - это сопоставление двух предметов или явлений, используемое для пояснения одного другим. С. всегда состоит из двух частей, которые чаще всего соединяются с помощью союзов или союзных слов (как, как будто, подобно, точно, словно и др.)Эпитет – красочное определение, эмоциональное, оценочное Какое настроение вызвала у вас поэма С. Есенина «Пугачев»?