«С. Есенин. «Пугачёв» — поэма на историческую тему».


Урок № 47
Тема: 
«С. Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему». Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.
Цели:
расширить представление учеников о личной и творческой биографии Есенина;
развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста;
дать понятие о драматической поэме.
Методические приемы:
Объяснения учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, индивидуальные сообщения учащихся с презентациями, анализ поэтического текста.
Оборудование:
презентация «С.Есенин. «Пугачёв» - драматическая поэма на историческую тему»
Smart – доска с презентацией урока
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания
СЛАЙД №1
СЛАЙД №2
В 1921 г. русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обращается к событиям народного восстания 1773–1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени.
Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности Пугачёва?
Почему в своё время это привлекло внимание А.С. Пушкина?
1. «Кто такой Емельян Пугачев?» (индивидуальное сообщение учеников).
2. Презентация «С.Есенин. «Пугачёв» - драматическая поэма на историческую тему» (индивидуальное сообщение).
II. Слово учителя об истории создания поэмы С.А.Есенина «Пугачев».
В 1920 году С.А.Есенин задумывает драматическую поэму «Пугачев», которую заканчивает в середине 1921 года. Пугачевское восстание привлекло внимание поэта, озабоченного желанием осмыслить путь крестьянства в революции. Он прочел много исторических источников о пугачевщине, побывал в тех местах, где проходило восстание. Раньше других вставало перед поэтом, обратившимся к этой теме имя автора «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева». По свидетельству Розанова, Есенин говорил о своем желании прочесть эти страницы истории иначе, нежели это сделал Пушкин. В полемическом задоре но даже обнаружил и, конечно же не принял «дворянскую точку зрения» Пушкина, обвинив его в том, что тот «многое … изобразил просто неверно». Говоря о Пугачеве, Есенин назвал его «почти гениальным человеком» и, отдав ему «основную роль » в поэме, в каждой ее сцене вывел новых действующих лиц.
СЛАЙД №3
Драматические поэмы — лиро-драматический жанр,
синтезирующий в себе свойства эпопеи и драматическое начало;
произведение, не предназначенное для сцены.
Примеры драматических поэм:
«Русалка» А.С. Пушкина, «Страна негодяев», «Пугачев» С.А. Есенина.
(ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ)
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
Каким изображен Пугачев у Пушкина?

III. Работа над фрагментами поэмы.
СЛАЙД №4
Перечитаем 1 монолог Пугачева (стр. 124)О чем говорит Пугачев? К чему призывает? О чем горюет?
Как вы понимаете строки:
Я положил себе зарок молчать до срока.
Ржет дорога в жуткое пространство.
Луна, как желтый медведь,
В мокрой траве ворочается.
Яик, Яик, ты меня звал
Стоном придавленной черни!
СЛАЙД №5
Каким предстает Пугачев в этом произведении?
Есенин создает в поэме образ человека сильного, смелого, способного на решительные обдуманные действия. К мысли о восстании Пугачев приходит не сразу: ему нужно было увидеть, как «по всем окраинам стонет Русь от цепких лапищ», нужно было преисполниться зреющими в народе болью и гневом, прежде чем решиться бросить призыв к мятежу, «чтобы колья погромные правили над теми, кто грабил и мучил». Мятеж это представляется ему войной справедливой , он идет в ней до конца, не желая смириться с мыслью о поражении. Но ему не дано обуздать стихию мятежа, не дано наделить своей волевой устремленностью тех, кто рядом с ним.
Как объясняется в поэме Есенина причина, по которой Пугачев выдал себя за Царя?
Пугачев услышал, что люди сожалеют о смерти Петра III.Сторож говорит, что жизнь испортилась «С первых дней, как оборвались вожжи, / С первых дней, как умер третий Петр». Сторож еще раз поминает «имя мертвого Петра», говорит о том, что мятежу нужен вождь: «Нам нужен тот, кто б первый бросил камень». И тогда Пугачева осеняет мысль выдать себя за Петра III.»Как Петра ? Что ты сказал, старик?.. Какая мысль!»
«Петр» значит «камень».
Глава V «Уральский каторжник» (отрывок)
Что вы можете сказать о Хлопуше? Чем он близок Пугачеву?
Хлопуша, как и чернь, любит Пугачева «за буйство и удаль…», «Пусть он даже не Петр». Хлопуша, «местно вскормленный бунтовщик», заряжен таким же мощным, как и Пугачев, зарядом ненависти к угнетателям, вместе с ним хочет , «чтобы гневные лица вместе с злобой умом налились»).
Как изображен народ в поэме? Как он относится к Пугачеву?
Народ изображен контрастными красками. С одной стороны, это «придавленная чернь», с другой – «золото телесное, родное золото славян». В изображении Есенина изначально мужик «мудрый», привык «прилежно» трудиться, но его придавили: «всех связали, всех вневолили». Народ беден: у сторожа «в дому одна кровать / и четверо на ней спят ребятишек». В словах сторожа объяснение терпения и бездействия народа: каждый боится наказания, все разобщены. Все живут по принципу «Только лишь до нас не добрались бы, / Только нам бы,/ Только б нашей/ Не скосили, как ромашке, головы». Но глухое пока недовольство зреет в народе: «Уж мятеж вздымает паруса». В народе скрыты неизмеримые силы, протест, желание воли. И Пугачева народ любит именно за смелое, открытое проявление собственных желаний, «за буйство и удаль». В словах Хлопуши – страстное стремление к этому народному идеалу, дважды повторенное: «Проведите, проведите меня к нему, / Я хочу видеть этого человека!»
Определите виды тропов (олицетворения, сравнения, метафоры, эпитеты) в следующих цитатах:
(К доске 2 ученика)
СЛАЙД №6, СЛАЙД №7
ПРОВЕРКА
СЛАЙД №8
Определите виды тропов (олицетворения, сравнения, метафоры, эпитеты) в следующих цитатах:
Ржет дорога в Жуткое пространство – олицетворение, эпитет
Мне нравится степей твоих медь – метафора
Луна, как желтый медведь – сравнение
Яик, Яик, ты меня звал Стоном придавленной черни – олицетворение, эпитет
Словно яблоко тяжелое, / Виснет с шеи твоя голова – сравнение
Родное золото славян – эпитет, метафора
Слышен прялки ровный разговор – олицетворение, эпитет
Стонет Русь от цепких лапищ - олицетворение, эпитет
Всех связали, всех вневолили – метафора
И берёзами заплаканный наш тракт – олицетворение
Уж мятеж вздымает паруса – метафора
Из пасти темноты / Выдергивают звезды, словно зубы, - олицетворение, сравнение
Колокол луны скатился ниже - метафора
СЛАЙД №9
Чем объяснить столь насыщенное обильное употребление эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор в тексте поэмы?
Движение, развитие образов, их противоборство, создает в поэме драматическое действие. Напряженность его обусловлена крайней эмоциональностью образного строя, где нет места нейтральности, информативности.
СЛАЙД №10
Найдите в тексте повторы, определите их роль
Повторы усиливают воздействие на читателя, нагнетают напряжение, звучат как заклинание. Возникающие обычно в начале монологов, повторы логически обусловлены, но порождаемое ими однообразие ритмического движения дает еще и некоторую напевную настройку.
СЛАЙД №11
В чем принципиальное различие в оценке бунта А.С.Пушкиным и С.А.Есениным?
В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор:
“Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный”.
Поэт отверг кровавый путь преобразований.
Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос:
Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?
С точки зрения Есенина мятеж оправдан
«стоном придавленной черни»,
которой недоставало лишь вождя.
Итог урока:
Летом 1922 года Есенин читал поэму «Пугачев» М.Горькому в Берлине. Горький вспоминает об этом так: «Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помниться, я не мог сказать ему никаких похвал, да он – я думаю – и не нуждался в них».
Какое настроение вызвала у вас поэма С.Есенина «Пугачев»?
Домашнее задание: Прочитать рассказ Шмелева «Как я стал писателем?»
Оценки за урок.